Штрафы для разработчиков игр по нормам СМИ: какие поправки в КоАП РФ готовят в 2025 году

Штрафы для разработчиков игр по нормам СМИ: какие поправки в КоАП РФ готовят в 2025 году

В России продолжается ужесточение регулирования цифровой среды: в Госдуме обсуждаются поправки в КоАП РФ, которые приравнивают видеоигры к СМИ и вводят штрафы для разработчиков.

Как сообщают Известия, такие поправки готовит зампред комитета по безопасности Госдумы от «Единой России» Анатолий Выборный. Законопроект может ввести серьезные штрафы для разработчиков и издателей игр за распространение запрещенной информации.

Рассказываем, что известно на данный момент из открытых источников.

Проект поправок предполагает установить аналогичные меры ответственности за допущение в видеоиграх нарушений, предусмотренных для СМИ в ст. 13.15 КоАП РФ.

Предполагается, что в июне 2025 г. уже ожидается первое чтение законопроекта в Госдуме, а в 2026 г вступление в силу. Сам текст законопроекта на момент написания статьи не опубликован.

Но если проанализировать положения ст. 13.15 КоАП РФ и сопоставить приведенные в ней правонарушения, то ответственность может наступать:

📍за распространение игр, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье;

📍за распространение в игре выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно публичное осквернение символов воинской славы России, публичное оскорбление памяти защитников Отечества либо публичное унижение чести и достоинства ветерана ВОВ;

📍за распространение игр, содержащих материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности;

📍за распространение игр, содержащих информацию, оскорбляющую человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающую явное неуважение к обществу, содержащую изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных.

Ответственность может коснуться:

➡ российских и иностранных разработчиков (если их игры распространяются в РФ);

➡ платформы распространения;

➡ кибеспортивные лиги.

Предполагаемые меры ответственности могут быть в следующих пределах:

В открытых источниках сетуют, что проект предусматривает:

• ответственность за распространение через игры такой информации как:

o пропаганда ЛГБТ;

o отрицание «традиционных ценностей»;

o демонстрация наркотиков, суицида, жестокости без возрастных ограничений.

o отсутствие возрастной маркировки (18+, 12+ и др.).

• обязанность издателей проверять пользовательский контент.

Несомненно, это вызывает споры и недовольство в индустрии игр. Ведь под запрет могут попасть игры с альтернативными трактовками событий (например, стратегии про Вторую мировую войну), турниры по CS2, Dota 2 и другие игры могут столкнуться с запретами из-за запрещенного контента.

А с другой стороны, недовольство родителей, когда их несовершеннолетние дети в играх сталкиваются с аморальным контентом, в том числе через рекламные вставки и ролики, или впитывают на подкорку искаженные факты истории государства Российского.

Это дискуссионные вопросы.

Но невозможно исключить тот факт, что игровая индустрия пустила свои корни почти в каждую семью, возведена до ранга спорта и оказывает влияние на воспитание, особенно, молодого поколения, формирование его оценки моральных ценностей, восприятие мира, что в нем было, что есть и к чему стремиться…

Инициатива Анатолия Выборного может изменить игровую индустрию в России, ужесточив контроль за контентом. Так что индустрии стоит готовится к новым ограничениям.

Начать дискуссию