Это не репост, это грабёж: что делать, если украли твой контент?

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда ваши авторские материалы, дизайн или контент использовали без вашего разрешения?

В цифровом мире такие случаи — не редкость: от копирования текстов до незаконного использования фотографий.

Это не репост, это грабёж: что делать, если украли твой контент?

Но как обезопасить себя и свой бизнес?

В этом материале мы разберем:

  • Что считается кражей интеллектуальной собственности?
  • Какие законы охраняют от кражи интеллектуальной собственности.
  • Цитирование vs. кража контента – где грань между допустимым использованием и нарушением?
  • Эффективные способы борьбы с воровством контента.
  • Составление досудебной претензии.
  • Как доказать авторство?

Готовы разобраться в теме? Тогда читайте дальше!

1. Что считается кражей интеллектуальной собственности?

С юридической точки зрения нет выражения «кража интеллектуальной собственности», вместо него используются понятия «нарушение исключительных прав» или «незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности».

Нарушением считается использование охраняемых объектов (произведений, товарных знаков и др.) без согласия правообладателя, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (например, свободное использование в рамках ст. 1274–1280 ГК РФ).

Примеры нарушений:

• размещение чужих фотографий, музыки, текстов в интернете без разрешения;

• скачивание и распространение пиратских копий;

• использование контента в коммерческих целях без указания авторства или согласия правообладателя.

Такие действия могут квалифицироваться как:

  • гражданское правонарушение (возмещение убытков, компенсация — ст. 1301 ГК РФ)
  • административное правонарушение (ст. 7.12 КоАП РФ)
  • преступление (ст. 146 УК РФ — за умышленное нарушение с причинением крупного ущерба)

Важно!

Идеи как таковые не подлежат правовой охране
п. 5 ст. 1259 ГК РФ

Защищается форма выражения идеи — произведение в текстовой, графической, звуковой или другой объективной форме. Таким образом, для защиты важно зафиксировать конкретную форму реализации идеи, а не её концепцию.

2. Какие законы регулируют «кражу» интеллектуальной собственности?

В России нарушить исключительные права можно разными способами, и в зависимости от формы, цели и объема нарушения будет разное правовое регулирование:

1) Гражданский кодекс РФ (часть IV) — регулирует авторские и смежные права, определяет, какие объекты охраняются, и устанавливает меры ответственности;

2) Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — устанавливает порядок ограничения доступа к информации, нарушающей авторские права (ст. 15.7–15.9);

3) Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» содержит запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности (ст. 14.5);

4) УК РФ, КоАП РФ — предусматривают уголовную и административную ответственность за незаконное использование объектов авторских прав.

3. Где грань между допустимым использованием и нарушением?

Цитирование (ст. 1274 ГК РФ) — это допустимое без согласия автора использование фрагментов произведения в четко определённых целях: научных, учебных, информационных и критических и при обязательном соблюдении следующих условий:

  • обоснованный целью объём цитаты;
  • указание автора и источника заимствования;
  • цель использования — некоммерческая (информационная, научная и т.п.).

Цитирование может быть как текста, так и другого произведения, например, судебная практика содержит примеры, когда использование чужих фотографических произведений было признано правомерным цитированием в указанных целях.

Важно различать добросовестное использование (например, цитирование с обязательным указанием источника) и плагиат.

Это не репост, это грабёж: что делать, если украли твой контент?

В Гражданском кодексе РФ нет термина «плагиат», но это явление регулируется через нормы о нарушении авторских прав. Плагиат — это присвоение авторства на чужое произведение или его часть, включая:

• копирование значительных частей произведения;

• отсутствие указания автора;

• незаконное использование в целях получения выгоды или популярности.

Даже при наличии ссылки на автора, если произведение используется в большом объёме без изменений и анализа, это может быть признано нарушением.

4. Чек-лист: как бороться с «кражей» контента?

Это не репост, это грабёж: что делать, если украли твой контент?

Зафиксируйте нарушение:

  • сделайте скриншоты с URL и датой;
  • проведите нотариальный осмотр сайта;
  • сохраните исходные файлы (с метаданными);
  • соберите иные доказательства, подтверждающие авторство.

Направьте досудебную претензию:

  • направьте нарушителю требование удалить контент, указать авторство или выплатить компенсацию;
  • установите срок (обычно 10–30 дней) для добровольного исполнения;
  • уведомьте о возможном обращении в суд, Роскомнадзор, ФАС и др.

Подайте жалобу через платформу:

  • если украденный контент находится на интернет-платформе (например, ВКонтакте/Telegram), то можно подать через нее жалобу по специальной форме.

Если работа с платформой не помогла, вы можете:

  • обратиться в Роскомнадзор для ограничения доступа к контенту (ст. 15.7 Закона № 149-ФЗ);
  • обратиться в суд с иском о компенсации (ст. 1301 ГК РФ);
  • подать жалобу в ФАС, если речь о недобросовестной конкуренции (ст. 14.33 КоАП РФ).

5. Этапы составления досудебной претензии

Тщательно соберите доказательства до направления требования нарушителю:

• проведите нотариальный протокол осмотра сайта;

• соберите скриншоты, сохранённые файлы, метаданные;

• найдите публикации, подтверждающие дату создания.

Направьте нарушителю оформленную претензию:

• укажите описание сути нарушения;

• добавьте ссылки на нарушенные нормы (например, ст. 1259, 1301 ГК РФ);

• четко сформулируйте свои требования: удалить публикацию, указать авторство, выплатить компенсацию;

• предусмотрите срок исполнения вашего требования и укажите его прямо в самой претензии: 10–30 дней с момента направления или получения претензии;

• прямо предупредите нарушителя о вашем желании подать иск и жалобу в органы.

Рекомендуется привлекать специалиста по интеллектуальной собственности.

6. Как доказать, что контент принадлежит вам?

Подтверждение авторства и прав на контент — ключевой аспект для реализации защиты своих интересов в области авторского права.

В российском законодательстве существует презумпция авторства, согласно которой автором считается тот, кто указан в произведении как его создатель.

Авторское право на произведение возникает с момента его создания и принадлежит тому лицу, чьё имя указано в качестве автора.
ст. 1229 ГК РФ РФ

Для подтверждения авторства можно использовать различные механизмы, важно иметь доказательства создания произведения и творческого вклада в его создание.

Вот несколько методов, которые могут помочь подтвердить ваше авторство:

  1. Нотариальное заверение: осмотр сайта с зафиксированной датой публикации и заверение исходных файлов.
  2. Онлайн-сервисы для защиты авторских прав: они могут зафиксировать дату создания контента в электронном виде и предоставить доказательства вашего авторства – сервисы депонирования, например, РАО, РСП, онлайн-платформы РЦИС.РФ и др.
  3. Фиксация цифровых следов:

− метаданные файлов (дата создания, имя автора);

− цифровые водяные знаки (для изображений и видео);

− электронные следы публикации (например, дата поста в Telegram или соцсетях).

4. Также для доказывания можно использовать свидетельские показания, переписку, договоры — если вы передавали произведение третьим лицам.

(!) Защита интеллектуальной собственности в цифровую эпоху — важный шаг для сохранения вашего творчества и бизнеса. Понимание того, что считается кражей контента, знание законов и умение доказать свое авторство помогут вам эффективно бороться с нарушениями.

Не допускайте, чтобы ваш труд использовали без разрешения: грамотно составляйте претензии и, при необходимости, обращайтесь за юридической помощью.

Над материалом работали:

Виктория Бурлак, младший юрист практики интеллектуальной собственности Magic legal

Наталья Синицына, управляющий партнер Magic legal, патентный поверенный РФ №2419

Остаемся на связи в комментариях и будем рады вопросам и мнениям. Больше интересного в нашем телеграм-канале.

Если статья была вам полезна, не забудьте поставить лайк и добавить ее в закладки!

4
Начать дискуссию