Где с 1 сентября российскому бизнесу нельзя размещать рекламу, что будет за нарушение и как избежать наказания

Рассказываем, что нужно знать рекламодателям и распространителям в связи с подписанием ФЗ №72 от 07 апреля 2025 года и как подготовиться к изменениям.

Где с 1 сентября российскому бизнесу нельзя размещать рекламу, что будет за нарушение и как избежать наказания

Подготовлено с юристами Рунетлекс.

Где нельзя будет размещать рекламу

  1. Ресурсы организаций, признанных нежелательными на территории РФ, экстремистскими или террористическими.
  2. Сайты иноагентов, пиратские и другие сайты, информация на которых запрещена к распространению.

В каких соцсетях можно и нельзя размещать рекламу

Можно: WhatsApp, Telegram, YouTube, TikTok.

Нельзя: Instagram*, Facebook*, LinkedIn.

На всякий случай не надо: X.com — не в реестрах, но без VPN недоступен.

* Meta (Facebook и Instagram) признана экстремистской организацией, её деятельность на территории РФ запрещена.

Ответственность за нарушение запрета

Отвечать за размещение рекламы на запрещённых ресурсах будут и рекламодатели, и распространители — пока только штрафом:

  • с физлица — 2-5 тысяч ₽
  • с руководителя организации или ИП — 4-20 тысяч ₽
  • с организации — 100-500 тысяч ₽

А если реклама уже размещена на запрещённых ресурсах?

Если реклама останется на ресурсе после 1 сентября 2025 года, это, скорее всего, будет рассматриваться как продолжающееся нарушение, поэтому к 1 сентября её нужно удалить.

До 1 сентября удалять рекламу необязательно.

Что делать рекламодателю и распространителю с уже размещённой рекламой

  1. Проверьте сроки размещения рекламы в договоре с рекламодателем/рекламораспространителем (агентством или сервисом).
  2. Если реклама должна размещаться после 1 сентября 2025 года — договоритесь о расторжении договора или, если условия позволяют, направьте односторонний отказ.
  3. Убедитесь, что к 1 сентября реклама удалена.

Старые посты обязательно удалять?

Много где звучит мнение, что за старые посты, если с ними ничего не делать, штрафовать не будут. Юридически это ничем не подкреплено.

Запрет рекламы на заблокированных ресурсах сформулирован так, что запрещается распространение рекламы. Пока к рекламе есть доступ неопределённого круга лиц, считается, что она распространяется — поднялась она в ленте благодаря новым алгоритмам или продвижению или висит на старом месте. Поэтому, если реклама не будет удалена с запрещённых ресурсов до 1 сентября, это формально является нарушением.

Эту же позицию озвучил на ПМЭФ замглавы РКН Владимир Логунов. Вероятность, что будут штрафовать за старую рекламу, не нулевая. Наверняка не будут штрафовать всех подряд и вообще начнут с новых постов, но всё же.

Ходят слухи, что ФАС дал такой официальный ответ:

Сама по себе реклама, размещенная до 1 сентября 2025 года и не распространяемая повторно, нарушением не считается. Распространением будут считаться: ссылки на рекламу (гиперссылки, хештеги и т.д.) в других постах или публикациях; репосты оригинальной рекламной записи; размещение рекламного поста в закрепленных; использование алгоритмов рекомендаций соцсети для ее продвижения после указанной даты; упоминание в контенте действующих после 1 сентября акций, скидок или предложений, связанных с этой рекламой.

Официального подтверждения этому пока нет. Ждём.

Источники:

Поздравляем PR-специалистов с профессиональным праздником!

Мы знаем, что вы часто работаете с инфо материалами, поэтому собрали для небольшой чек-лист по разграничению рекламы и не рекламы 👆

Где с 1 сентября российскому бизнесу нельзя размещать рекламу, что будет за нарушение и как избежать наказания

Пришел официальный ответ от ФАС!

Ранее мы писали, что удалять старый рекламный контент в Instagram* не нужно. Но вот вопрос: что будет, если такую рекламу обнаружат после 1 сентября 2025 года?

Важно: сама по себе реклама, размещенная до 1 сентября 2025 года и не распространяемая повторно, нарушением не считается.

📲 Что же считается распространени…

Что если рекламу не удалили, а у вас нет доступа, чтобы её удалить самостоятельно?

Попросите владельца ресурса удалить рекламу, объяснив, что он тоже несёт ответственность по «Закону о рекламе» и может получить штраф.

Если не поможет — подайте официальную жалобу на незаконное использование товарного знака.

А если конкуренты размещают вашу рекламу в запрещённых местах, чтобы подставить?

Ситуация не то чтобы частая, но на всякий случай проговорим, что делать, если вашу рекламу на запрещённом ресурсе разместили не вы:

  • В соцсетях: жалуйтесь администрации на мошенничество.
  • На сайтах: требуйте у владельца удалить рекламу, объяснив, что не давали разрешения на публикацию.
  • Если упомянут ваш товарный знак: жалуйтесь на нарушение исключительных прав.

Что делать перед размещением рекламы с 1 сентября

Всегда проверяйте, не включены ли сайт или страница в соцсети в реестры запрещенной информации.

Ссылки для проверки рекламных площадок:

Если вам нравится то, что мы делаем, подписывайтесь на нас в Телеграме и Вконтакте.

3
Начать дискуссию