Где с 1 сентября российскому бизнесу нельзя размещать рекламу, что будет за нарушение и как избежать наказания
Рассказываем, что нужно знать рекламодателям и распространителям в связи с подписанием ФЗ №72 от 07 апреля 2025 года и как подготовиться к изменениям.
Подготовлено с юристами Рунетлекс.
Где нельзя будет размещать рекламу
- Ресурсы организаций, признанных нежелательными на территории РФ, экстремистскими или террористическими.
- Сайты иноагентов, пиратские и другие сайты, информация на которых запрещена к распространению.
В каких соцсетях можно и нельзя размещать рекламу
Можно: WhatsApp, Telegram, YouTube, TikTok.
Нельзя: Instagram*, Facebook*, LinkedIn.
На всякий случай не надо: X.com — не в реестрах, но без VPN недоступен.
* Meta (Facebook и Instagram) признана экстремистской организацией, её деятельность на территории РФ запрещена.
Ответственность за нарушение запрета
Отвечать за размещение рекламы на запрещённых ресурсах будут и рекламодатели, и распространители — пока только штрафом:
- с физлица — 2-5 тысяч ₽
- с руководителя организации или ИП — 4-20 тысяч ₽
- с организации — 100-500 тысяч ₽
А если реклама уже размещена на запрещённых ресурсах?
Если реклама останется на ресурсе после 1 сентября 2025 года, это, скорее всего, будет рассматриваться как продолжающееся нарушение, поэтому к 1 сентября её нужно удалить.
До 1 сентября удалять рекламу необязательно.
Что делать рекламодателю и распространителю с уже размещённой рекламой
- Проверьте сроки размещения рекламы в договоре с рекламодателем/рекламораспространителем (агентством или сервисом).
- Если реклама должна размещаться после 1 сентября 2025 года — договоритесь о расторжении договора или, если условия позволяют, направьте односторонний отказ.
- Убедитесь, что к 1 сентября реклама удалена.
Старые посты обязательно удалять?
Много где звучит мнение, что за старые посты, если с ними ничего не делать, штрафовать не будут. Юридически это ничем не подкреплено.
Запрет рекламы на заблокированных ресурсах сформулирован так, что запрещается распространение рекламы. Пока к рекламе есть доступ неопределённого круга лиц, считается, что она распространяется — поднялась она в ленте благодаря новым алгоритмам или продвижению или висит на старом месте. Поэтому, если реклама не будет удалена с запрещённых ресурсов до 1 сентября, это формально является нарушением.
Эту же позицию озвучил на ПМЭФ замглавы РКН Владимир Логунов. Вероятность, что будут штрафовать за старую рекламу, не нулевая. Наверняка не будут штрафовать всех подряд и вообще начнут с новых постов, но всё же.
Ходят слухи, что ФАС дал такой официальный ответ:
Сама по себе реклама, размещенная до 1 сентября 2025 года и не распространяемая повторно, нарушением не считается. Распространением будут считаться: ссылки на рекламу (гиперссылки, хештеги и т.д.) в других постах или публикациях; репосты оригинальной рекламной записи; размещение рекламного поста в закрепленных; использование алгоритмов рекомендаций соцсети для ее продвижения после указанной даты; упоминание в контенте действующих после 1 сентября акций, скидок или предложений, связанных с этой рекламой.
Официального подтверждения этому пока нет. Ждём.
Источники:
Что если рекламу не удалили, а у вас нет доступа, чтобы её удалить самостоятельно?
Попросите владельца ресурса удалить рекламу, объяснив, что он тоже несёт ответственность по «Закону о рекламе» и может получить штраф.
Если не поможет — подайте официальную жалобу на незаконное использование товарного знака.
А если конкуренты размещают вашу рекламу в запрещённых местах, чтобы подставить?
Ситуация не то чтобы частая, но на всякий случай проговорим, что делать, если вашу рекламу на запрещённом ресурсе разместили не вы:
- В соцсетях: жалуйтесь администрации на мошенничество.
- На сайтах: требуйте у владельца удалить рекламу, объяснив, что не давали разрешения на публикацию.
- Если упомянут ваш товарный знак: жалуйтесь на нарушение исключительных прав.
Что делать перед размещением рекламы с 1 сентября
Всегда проверяйте, не включены ли сайт или страница в соцсети в реестры запрещенной информации.
Ссылки для проверки рекламных площадок: