Корпоративная телефония: как организовать звонки в компании, не нарушая закон

Очередное изменение вступило в силу для всех абонентов сотовой связи (граждан и бизнес) с 1 сентября. Теперь нельзя просто так передать свою SIM-карту другим людям.

Исключение, разумеется, предусмотрено.

Передать номер можно:

  • близким родственникам;
  • на краткий промежуток времени и безвозмездно (например, другу или коллеге для личного пользования);
  • представителям госорганов и экстренных служб (но только при исполнении ими служебных обязанностей).

За незаконную передачу SIM-карты предусмотрены административные штрафы:

  • для граждан — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 50 000 до 100 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Корпоративные SIM-карты: есть ли риск

Нельзя использовать одну личную SIM-карту менеджера для общего чата с клиентами. Если аккаунтом в мессенджере пользуются несколько сотрудников, это может быть расценено как нарушение новых правил.

Если аккаунт будет использовать только один сотрудник: схема полностью легальна. Номер используется тем самым лицом, на которого он зарегистрирован. Закон не запрещает использовать личный номер в рабочих целях.

Если же аккаунтом пользуются несколько менеджеров, то такая схема нарушает новые правила. Это является классическим «обезличенным использованием», против которого и направлен новый закон.

Почему точно не стоит пытаться обойти новые правила:

1) в контексте грядущих изменений запрещено обезличенное использование SIM-карт (она должна использоваться тем физическим лицом, на которое она зарегистрирована – абонентом);

2) абонент (сотрудник, на которого зарегистрирована карта) несет ответственность за все действия, совершенные с его номера;

3) операторы связи обязаны идентифицировать личность, которая фактически использует номер (с помощью биометрии или паспорта при покупке SIM -карты, а в дальнейшем через периодические проверки).

Риски:

Использование личной SIM-карты сотрудника для работы – это серьезный риск для бизнеса. Вот что может произойти, если несколько менеджеров используют один номер, зарегистрированный на конкретного человека.

1) Блокировка номера оператором

Что случится: Оператор может заблокировать номер, если заметит подозрительную активность. Например, если геолокация и устройства меняются несколько раз в день.

Последствия: Все продажи и коммуникация через этот номер будут парализованы до прохождения повторной идентификации реальным абонентом.

2) Блокировка аккаунта в мессенджере

Что случится: Мессенджеры активно борются с нелегитимными бизнес-аккаунтами и аккаунтами, которые демонстрируют нетипичное поведение, например, вход с множества разных IP-адресов и устройств.

Последствия: Риск блокировки самого аккаунта.

3) Риски для сотрудника-абонента

Что случится: Все действия, совершенные через этот номер, юридически считаются действиями владельца SIM-карты Это касается и возможных противоправных действий другого менеджера.

Последствия: Сотрудник, на которого зарегистрирован номер, может нести персональную ответственность.

4) Невозможность легально восстановить доступ

Что случится: При блокировке восстановление доступа к номеру и аккаунту будет возможно только при личном визите абонента (сотрудника) с паспортом в салон оператора.

Последствия: Если этот сотрудник уволится, компания потеряет номер и аккаунт навсегда.

Во избежание перечисленных угроз необходимо отказаться от неформальных практик в пользу легальных решений. Оптимальный путь – использовать корпоративные SIM-карты или специализированные API-сервисы для бизнеса, которые позволяют легально работать с номерами нескольким сотрудникам одновременно. Это страхует компанию от операционных сбоев и репутационных потерь.

  • Оформляйте связь на компанию, а не на физическое лицо.
  • Внедряйте отказоустойчивые платформы, обеспечивающие многопользовательский доступ к номеру без риска блокировки.
  • Интегрируйте каналы связи с CRM-системой для контроля качества работы менеджеров и сохранения истории переписки.

Автор

Алина Вензель

  • Высшее юридическое образование;
  • 17 лет практического опыта в профессии;
  • Профессиональный медиатор
  • Член национальной ассоциации профессиональных медиаторов ПАРИТЕТ;
  • Прошла обучение на курсе MINI MBA по темам «Результативное управление персоналом», «Эффективные коммуникации», «Эмоциональный интеллект», «Современная риторика в общении и бизнесе», «Переговоры» (Parada Private Consult);
  • Имеет квалификацию «Субсидиарная ответственность при банкротстве: разбор актуальной практики».
Начать дискуссию