Как соблюдать требования к рекламе в 2025 году: гайд о том, как не попасть на миллионные штрафы

Планируете запускать рекламу без юриста под рукой? Тогда эта статья для вас.

Здесь доступно и с примерами:

Как соблюдать требования к рекламе в 2025 году: гайд о том, как не попасть на миллионные штрафы

Автор статьи:

София Залуцкая
IT-юрист AG-LEGAL

1. ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

Начнем с базы: разберемся , что является рекламой, а что – нет. Для этого давайте сравним два примера объявлений:

Объявление №1

«🍻Только сегодня приходи, покупай ящик пива и получили закуску в подарок».

Объявление №2

«Продается ящик пива, 100 рублей бутылка».

Очевидно, что только первое объявление рекламное. В чем же различие? Ответ есть в законе (статья 3 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38).

Чтобы информация признавалась рекламной, она должна соответствовать этим условиям:

  • где-то распространяться;
  • быть рассчитанной на неопределенный круг лиц;
  • направленной на привлечение внимания к объекту;
  • иметь целью формирование или поддержание интереса и продвижения на рынке.

Вывод: получается , если информация содержит призыв к действию и/или направлена на продвижение — это реклама. Если просто сообщаются факты о продукте (характеристики, цена, состав), без призыва купить — это информационное сообщение, не реклама.

🤓 Если хочется погрузиться глубже, можно почитать разъяснения Федеральной Антимонопольной службы.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА К РЕКЛАМЕ

Когда запускаешь рекламу, хочется, чтобы она цепляла, работала и не вызывала вопросов. Особенно — от контролирующих органов. Для того, чтобы такого не случилось, давайте разберем 5 основных требований к рекламе (статья 5 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38).

Как соблюдать требования к рекламе в 2025 году: гайд о том, как не попасть на миллионные штрафы

3. ГДЕ И КАК НАДО МАРКИРОВАТЬ РЕКЛАМУ?

Отлично, мы выяснили, как не спутать рекламу с информационным контентом и превратить её в полностью законное хвастовство. Теперь мы приступаем к следующей важной составляющей: объясняем, как эту рекламу маркировать.

Закон делит всю интернет-рекламу и требования к маркировке на 2 вида: рекламу и ее подвид – саморекламу. Разберемся подробнее.

Как соблюдать требования к рекламе в 2025 году: гайд о том, как не попасть на миллионные штрафы

1. РЕКЛАМА — продвижение собственных товаров и услуг на сторонних ресурсах.

Алгоритм ее маркировки представлен ниже:

ШАГ 1. Заключение рекламного договора и проведение оплаты

Действие: Необходимо заключить договор, по которому Исполнитель будет обязан оказать рекламные услуги Заказчику. Например: разместить пост в тг-канале.

Далее за это будет необходимо заплатить. Сумма оплаты может быть любой.

Это важно сделать, потому что при выполнении шага 2 – получение ERID – система запросит эти сведения.

ШАГ 2. Получение токена (ERID)

ERID – это уникальное обозначение, позволяющее идентифицировать креатив в общем реестре. Для того, чтобы его получить, необходимо зарегистрироваться в операторе рекламных данных (ОРД).

В каком именно, не имеет значения, выбрать можно вот тут.

Последующие действия в ОРД будут выглядеть примерно так:

  • указываем себя
  • указываем контрагента
  • указываем договор
  • выбираем площадку и тип креатива
  • нажимаем «сохранить»
  • получаем ERID

ШАГ 3. Подготовка креатива

Подготовка креатива состоит в создании текста по схеме «РЕКЛАМА НАИМЕНОВАНИЕ РЕКЛАМОДАТЕЛЯ ERID» и размещение его на креативе. Ниже анализ по шагам.

А. Добавляем слово «Реклама»

Правила размещения:

  • если креатив – текст, то указываем после него или до
  • если в креативе есть картинка, необходимый текст можно указать на ней
  • если креатив – видео, то можно указать поверх картинки в начале или во время рекламного сообщения
  • если креатив — кружочек тг, то указываем в текстовом сообщении
  • если креатив в подкасте, то пишем в описании (например, в интерфейсе подкаста)

Требования:

  • должен быть такой же шрифт (кегль, начертание и т.д.), что и у основного текста
  • не прячем пометку в тексте/на картинке и т.д.
  • если указываем на изображении или в видео, то необходимо, чтобы текст был заметен на их фоне

Б. К отметке «Реклама» добавляем указание Рекламодателя

Требования:

  • указываем лицо, которому принадлежит рекламируемый ресурс.
  • указываем его ИНН
  • это должно быть в едином графическом исполнении с основным текстом и пометкой «Реклама»
  • если указываем на изображении, то необходимо, чтобы текст был заметен на его фоне

В. Добавляем ERID

Требования:

  • если есть кликовая ссылка, то в кликовую ссылку в формате https://site.ru/?erid=XXX, где XXX — это сам идентификатор
  • если кликовой ссылки нет или в нее невозможно добавить токен, то в сам креатив
  • если не получается, то добавляем в текстовый пост — в начале текста в формате «erid: XXX», дополнительно можно разместить ссылку для копирования в выпадающем меню объявления
  • или в изображение — поверх изображения текстом в формате «erid: XXX»
  • если видео, то размещаем в начале или во время рекламного сообщения размещаем поверх картинки текстом в формате «erid: XXX»
  • если аудио (подкасте), то размещаем общим текстом в описании выпуска подкаста в формате «erid: xxxx» (одно рекламное сообщение) либо «erid: XXXX, erid: XXXX», когда рекламных сообщений несколько
  • если кружочек ТГ, то размещаем в формате «erid: XXXX» в следующем за кружком сообщении или ответом на кружок с видео, чтобы сохранить связность сообщений

ШАГ 4. Подача отчетности

Участники рынка должны предоставлять статистику в ОРД по креативам ежемесячно в течение всего периода размещения рекламных материалов. Предоставляет отчетность именно тот, кто регистрировал креатив. Статистика предоставляется не позднее конца отчетного месяца.

2. САМОРЕКЛАМА — продвижение собственных товаров и услуг на собственных ресурсах.

Если вы просто рассказываете о своем товаре — описываете его свойства, выкладываете фото или видео на сайте, в каталоге или в соцсетях — это может считаться информацией для потребителей, а не рекламой. ФАС предлагает смотреть на ситуацию через принцип «витрины»:

  • Когда товар просто стоит на полке — это предложение, а не реклама.
  • Но если над полкой висит яркий постер «-30% только сегодня! Покупай сейчас!» — это уже самореклама (Позиция ФАС).

Вывод: самореклама — тоже реклама, которую нужно маркировать. Этот вывод неочевиден, поэтому является частым поводом для штрафов.

Алгоритм маркировки такой рекламы представлен ни:

ШАГ 1. Получение токена

Сделать это можно в любом ОРД.

Разберем последовательность действий на примере VK ОРД

  • заходим по ссылке: https://ord.vk.com/
  • проходим регистрацию
  • добавляем контрагентов: заполняем данные о себе, нажав на кнопку «Редактировать собственного контрагента».
  • создаем креатив и добавляем о нем данные.
  • после заполнения всех полей креативу будет присвоен токен

ШАГ 2. Работа с креативом

С учетом правил, изложенных тут, добавляем в креатив необходимые данные.

А именно:

  • пометку «Реклама»
  • данные о Рекламодателе (Наименование и ИНН/ОГРН)
  • ERID

ШАГ 3. Отчетность при саморекламе

При саморекламе вместо отчетности необходимо заполнить статистику

Это все делается в ОРД, во вкладке креатива.

😂 Если таблицы отбили в Вас какое-либо желание вникать в cуть требований, вот штрафы (14.3 КоАП):

Как соблюдать требования к рекламе в 2025 году: гайд о том, как не попасть на миллионные штрафы

Наказывают за:

  • отсутствие пометки «реклама»
  • неверный ЕРИД или отсутствие идентификатора
  • непередачу данных в ЕРИР (единый реестр интернет – рекламы)
  • ошибки при маркировке саморекламы
  • несоблюдение формата маркировки (в том числе визуального).

4. ДОБРОЕ НАПОМИНАНИЕ

В мире рекламы можно многое — кричать о своих достоинствах, рисовать радужные перспективы и даже немного преувеличивать. Но есть одно «но»: за всем этим наблюдает закон, и он, в отличие от типичного потребителя, всегда читает мелкий шрифт.

Маркировка рекламы — это не каприз регулятора, а способ честно сказать: «Да, мы себя хвалим, но делаем это по правилам». Алгоритм маркировки не так уж страшен, если подойти к нему с холодной головой и теплым отношением к закону.

А что касается саморекламы — она, конечно, двигатель торговли, но если забыть её промаркировать, она становится и двигателем штрафов. Так что лучше один раз написать «Реклама», чем потом сто раз писать объяснительные.

В общем, соблюдайте правила, маркируйте честно — и пусть ваша реклама приносит деньги вам, а не пополняет бюджет контролирующих органов.

Если у Вас остались вопросы или захотелось делегировать решение подобных вопросов профессионалам – мы рядом:

– тел.: +7 (969) 790-00-90

– телеграм: @aglrequest

– эл. почта: info@ag-legal.ru.

3
2 комментария