реклама
разместить

«Заколдованный» поиск незаконен: ФАС дает шанс на честную конкуренцию

20 февраля 2021 года Федеральная антимонопольная служба вынесла предупреждение ООО «Яндекс». Это предупреждение связано с нарушением со стороны IT-гиганта закона о защите конкуренции. По данным регулятора, «Яндекс» предоставляет собственным сервисам – таким, как «Яндекс.Вертикали», «Яндекс.Переводчик», «Кинопоиск», «Яндекс.Маркет» – преимущество в поисковой выдаче. По решению ФАС в течение месяца «Яндекс» должен прекратить предоставлять преимущества своим сервисам в поисковой выдаче, опубликовать условия доступа к способам продвижения и обеспечить другим компаниям доступ ко всем инструментам: интерактивным ответам – «колдунщикам», визуальным решениям и другим технологиям. По мнению экспертов, решение ФАС – очень важное событие для российского рынка информационных технологий.

«Колдунщики» «Яндекса» и другие инструменты управления результатами поиска

Когда пользователь вводит запрос в поисковой системе, поисковик выдает результаты этого запроса – ссылки на страницы с запрашиваемой информацией. Над этими результатами в поисковике «Яндекса» очень часто можно увидеть специальный блок ответов на запрос пользователя, предоставленных собственным сервисом «Яндекса». Это и есть «колдунщик», который позволяет управлять поисковой выдачей. К примеру, если человек запрашивает прогноз погоды, поисковик отобразит его в виде небольшого текста или изображения. Или на запрос «перевод ракета» пользователь увидит в поисковой выдаче информацию от «Яндекс.Переводчика».

«Заколдованный» поиск незаконен: ФАС дает шанс на честную конкуренцию

Кроме «колдунщиков» «Яндекс» предоставляет пользователю подсказки, рекламирующие сервисы IT-гиганта. Например, если пользователь введет запрос «еда», то система еще в подсказках предложит ему сервис доставки «Яндекс.Еда» - эта подсказка будет выделена среди других.

Технически у компаний, не аффилированных с «Яндекс», тоже должен быть доступ к «колдунщикам», и интерактивные ответы должны быть разнообразными. Однако, как утверждают представители других IT-компаний, таких возможностей у них нет. В связи с этим в 2020 году Avito, IVI, Profi.ru, Zoon, Дром, Циан, Туту.ру и 2ГИС пожаловались в ФАС на ограничение конкуренции.

Многочисленные маркетинговые исследования показывают, что «колдунщики» существенно снижают трафик других ресурсов.

Трудности перевода

О том, что «Яндекс», продвигая собственные сервисы, нарушает закон о защите конкуренции, в 2019 году заявляла компания PROMT – владелец бесплатного сервиса перевода PROMT.One (Translate.ru). Тогда разработчик систем машинного перевода обратился в ФАС, однако ведомство отказалось возбуждать дело по жалобе на недобросовестную конкуренцию. Арбитражный суд Москвы оставил это решение в силе.

В решении столичного арбитража утверждалось, что «деятельность PROMT направлена в первую очередь на продвижение платных услуг по предоставлению профессионального перевода». Это очень странное заявление, ведь, если зайти на сайты сервисов, то можно убедиться в том, что услуги профессиональных переводчиков PROMT не предоставляет, а сервисы онлайн-перевода PROMT и «Яндекс.Переводчик» довольно похожи – они предоставляют бесплатный машинный перевод текстов на разные языки. Отличия лишь в деталях – количестве языков, интерфейсе, наличии дополнительных сервисов, которые могут быть значимы для конкретных пользователей и их задач. Стоит также отметить, что «Яндекс.Переводчик» был запущен в 2011 году и первые пять лет работал на технологиях PROMT.

Кроме того, Арбитражный суд согласился с заявлением компании «Яндекс» о том, что «поисковые подсказки и интерактивные ответы улучшают пользовательский опыт» и что «они не нарушают законов, в том числе о конкуренции, не приводят к понижению каких-либо сайтов в органической выдаче и не влияют на возможность использования разнообразных интернет-ресурсов». Это решение в 2019 году озадачило PROMT, и в компании посчитали, что в суде и ФАС не разобрались ни в IT-сервисах компаний, ни в сути претензий и явно отдали преимущество IT-гиганту.

«Яндекс», занимая более 55% рынка поиска, создает своими действиями дискриминационные условия для других участников рынка. Например, за рекламу в «Яндекс» другие участники рынка должны платить, и все равно не могут рекламировать себя в поисковых подсказках. Получается, что ограничение конкуренции приносит компании двойную выгоду: конкуренты платят за рекламу, а «Яндекс» продвигает в поиске собственные сервисы бесплатно, используя инструменты, недоступные для других компаний.

Новая точка зрения ФАС на проблему конкуренции и вынесенное предупреждение в 2021 году вселяет надежду на то, что орган исполнительной власти глубже погрузился в проблему и сможет принимать решения, отстаивающие права всех участников рынка.

Мировая практика

В мире антимонопольные регуляторы уже давно ведут борьбу с недобросовестной конкуренцией со стороны IT-гигантов. Стоит вспомнить многочисленные разбирательства с корпорацией Google.

Например, в 2019 году Еврокомиссия наложила на Google штраф в размере 1,49 млрд евро за нарушение европейских норм о конкуренции при размещении рекламы в интернете и ее выделении при поиске в сети. Как отметила еврокомиссар по конкуренции Маргрете Вестагер, штраф был вынесен «за нелегальное злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг интернет-поиска».

Тогда ЕК представила целый блок обвинений против американского IT-гиганта по различным маркетинговым практикам – от вынесения сайтов-партнеров Google на первые позиции при поиске до платы производителям мобильных устройств и разработчикам мобильных ОС за включение предустановленных приложений поиска на базе Google. В Еврокомиссии отметили, что эти практики были направлены на «цементирование доминирующего положения Google на европейском рынке и препятствованию свободной конкуренции в сфере поиска и размещения рекламы в интернете».

Двумя годами ранее Европейская комиссия вынесла схожее решение в отношении холдинга Alphabet, в который входит компания Google. Регулятор оштрафовал компанию на 2,42 млрд евро, так как, по данным ведомства, Google подтасовывал результаты поиска по товарам и услугам в интернете, размещая на первых позициях своих коммерческих партнеров и клиентов.

Кстати, в 2015 году на Google жаловался и сам «Яндекс» - американская корпорация не позволяла сторонним разработчикам предустанавливать свой софт на Android-смартфоны. Тогда ФАС встала на сторону «Яндекс», и спор закончился подписанием мирового соглашения между IT-гигантами.

Шанс на честную конкуренцию

Как показывает мировой опыт, проблема злоупотреблений со стороны IT-гигантов актуальна как никогда, и в России необходимо ввести правила, регламентирующие работу в сфере интернет-поиска. «Требования Федеральной антимонопольной службы к компании «Яндекс» дают шанс на честную конкуренцию в интернете», - считают в компании PROMT. «Нам кажется, что последнее решение ФАС соответствует современному развитию рынка - все больше товаров и услуг предоставляется через интернет, следовательно для все большего количества компаний важно иметь равные возможности для продвижения своей продукции. Пандемия еще больше повысила значимость интернета как окна для доступа к информации. Мы считаем, что деятельность таких компаний как Яндекс, Google, которые одновременно являются платформой для доступа к товарам и услугам всех участников рынка и владеют собственными сервисами, должна быть законодательно отрегулирована», - заявил коммерческий директор PROMT Никита Шаблыков в интервью «Известиям».

Немаловажно, что требования ФАС защищают не только интернет-компании, конкурирующие с «Яндекс», но и пользователей. «Прозрачный доступ к полному набору сервисов, честные результаты поисковой выдачи, свободный выбор – вот, что дает всем нам решение антимонопольной службы. Мы уверены, что пользователь должен сам выбирать интернет-сервисы, исходя из своих предпочтений и пользуясь доступной информацией, а не подсказками поисковой системы, работающими на основе неясного алгоритма, подконтрольного только одному игроку», - считают в PROMT.

77
реклама
разместить
5 комментариев

Ничего нового "под луной" и перспективного.
Обратите внимание:
- кинофильмы, у которых продюсер телеканал (не будем называть номер или ф.и.о) - получают огромную (с огромной скидкой, читай, бесплатную) рекламу на этом канале;
- клиника по пересадке волос с ничтожным оборотом получает огромную (с огромной скидкой, читай, бесплатную) рекламу на ТВ канале;
- клиника "Кивач" (санаторий с Карельской глуши с несуразно завышенными ценами) получает огромную (с огромной скидкой, читай, бесплатную) рекламу на ТВ канале ...

Мораль: кто что имеет/охраняет, тот то и ворует/рекламирует.

Похоже на методичку, судя по одинаковым комментариям у разных пользователей..

UPD: другие комментарии потёрли, забавно..

К статье нужно добавить, что с 1.04.21 на все смартфоны, продаваемые в РФ приложения Яндекс будут предустановлены в обязательном порядке. Даже Apple пошёл на поводу. 

В итоге Яндекс по прежнему незаслуженно обделённый?

Раскрывать всегда
Apple представила MacBook Air на чипе M4 и по цене от $999

У него обновлённая камера Center Stage на 12 Мп.

Источник здесь и далее: Apple
5252
1616
55
11
На лет 10 точно хватит, говорю как пользователь про версии 2014 года - до сих пор юзаю
реклама
разместить
ЦБ начал обсуждать идею ввести «разумное» ограничение на количество оформленных на человека банковских карт

Например — до пяти карт в одном банке.

2525
1515
1010
22
Думаю, нужен реестр
Agile-офис с историей: знакомимся с офисом команды ВТБ Онлайн и цифровых сервисов ВТБ
Agile-офис с историей: знакомимся с офисом команды ВТБ Онлайн и цифровых сервисов ВТБ

Рассказываем про богатую историю здания ВТБ на Воздвиженке, современное устройство офиса и жизнь команд, которые развивают ВТБ Онлайн и цифровые сервисы ВТБ. Вы узнаете, как выглядит пространство изнутри, как проходят демо-дни, что такое «Кофешеринг», про наши традиции благодарности и почему у нас классно работать.

Telegram-каналы рассказали про «Учёт надоя» — это замаскированное iOS-приложение «Россельхозбанка»

Официально в банке информацию не комментировали.

Обновлено в 16:00 мск. В пресс-службе «Россельхозбанка» подтвердили vc.ru, что «Учёт надоя» — новое iOS-приложение банка. Ранее установленные iOS-приложения работают как обычно — банк рекомендует отключить автообновления и не удалять их.

3636
33
11
Что-то на сверхдержавном...
В Telegram-каналах распространили информацию о закрытии действующей кредитной карты клиента «Т-Банка» из-за подключения самозапрета на кредиты — в банке это опровергли

Под закрытие могут попасть только неактивированные кредитки — по которым не проводилось расходных операций, пояснили в компании.

Скриншот из Telegram-канала «Банкста» 
2020
Здравствуйте. Мы не закрываем кредитные карты, если клиент активно ей пользуется. Можем это сделать, если клиент подписал документы, а затем установил самозапрет. В соответствии с Условиями обслуживания, кредитный договор заключаем не во время подписания документов, а в момент активации кредитной карты или совершения первой операций по ней.
Власти не будут использовать геолокацию, чтобы автоматически определять налоговое резидентство россиян

Но данные могут стать поводом для проверки.

2525
11
Когда с VPN стал резидентом всех стран 😎
Студии графического и веб-дизайна: рейтинг дизайн-агентств 2024 года

Ни одна компания не обходится без креативных визуальных решений. Они необходимы для всего: от ярких стендов на выставках до впечатляющих лендингов, от брендбуков до рекламных роликов. С этим брендам помогают дизайнерские агентства полного цикла. Рассказываем, какие услуги они предоставляют, сколько это может стоить и как выбрать, с кем сотрудничать…

Студии графического и веб-дизайна: рейтинг дизайн-агентств 2024 года
99
За какой кэшбек с рекламы можно присесть на 6 лет

Все пароли и явки сдали в статье.

За какой кэшбек с рекламы можно присесть на 6 лет
4141
1616
44
[]