“Я сам решу”: типичные ошибки при самостоятельной регистрации бренда

“Я сам решу”: типичные ошибки при самостоятельной регистрации бренда

Часть клиентов нашего патентного бюро — это люди, которые приняли решение зарегистрировать товарный знак самостоятельно. А потом что-то пошло не так и они обратились к нам. Регистрация — сложный процесс. На каждом этапе возможны ошибки. Их цена — ваше время, деньги, а иногда и сам бренд.

Курьезный случай

Начну с юмора. В конце июля в Роспатент была подана заявка на регистрацию товарного знака BlissMe. В заявке есть два поля: для товарного знака и для его описания. Что заявитель укажет в поле для обозначения, то Роспатент и будет регистрировать. И вот предприниматель в поле для товарного знака вписал и описание: «Заявлено словесное обозначение «BlissMe», выполненное прописными буквами латинского алфавита. В отношении заявленных товаров обозначение является фантазийным».

“Я сам решу”: типичные ошибки при самостоятельной регистрации бренда

Вероятно после запроса формальной экспертизы заявитель убрал описание, потому что сейчас заявка выглядит уже по-другому.

“Я сам решу”: типичные ошибки при самостоятельной регистрации бренда

А теперь от забавного случая к типичным ошибкам.

Проверка обозначения по онлайн-сервисам

У Роспатента есть два требования к товарному знаку – соответствие законам и уникальность. Для проверки на уникальность заявители часто используют бесплатные онлайн-сервисы. Это ошибка, которая может привести к непоправимым последствиям. И вот почему:

  • поиск идет только по действующим знакам без учета поданных на регистрацию заявок;
  • нет анализа результатов – сложно оценить возможность регистрации товарного знака.

Ирина планировала открыть свой бизнес – авторские десерты. Процесс регистрации начала самостоятельно, с проверки названия будущей кулинарной студии на популярном онлайн-сервисе “Линкмарк”. Ввела слово в поисковую строку и увидела, что в выдаче нет таких же или похожих обозначений. Подала заявку и даже успешно прошла формальную экспертизу, когда проверяют наличие всех нужных документов. Но на этапе экспертизы обозначения Ирина получила предварительный отказ. Схожее обозначение оказалось в недавно поданных заявках, которые при проверке в “Линкмарке” не были видны. Ирина направила в Роспатент свои аргументы, но эксперт ведомства с ними не согласился. Потеряны пошлины, время, а бренд все еще не защищен. Тогда девушка обратилась в "Железно". Мы помогли выбрать уникальное название, подали заявку и в этот раз процесс регистрации прошел без каких-либо сложностей.

Кейс из практики “Железно”

Неправильный подбор классов МКТУ

Бренд регистрируют и проверяют на уникальность в определенных классах МКТУ – Международной классификации товаров и услуг. Все зависит от того, какие товары вы продаете или какие услуги оказываете.

Всего есть 45 классов МКТУ. Чтобы правильно подобрать нужный, важно учесть множество юридических тонкостей. А также подумать на перспективу развития бизнеса: это сейчас у вас онлайн-школа, а вдруг вы позже начнете выпускать пособия. Классы разные и добавить новый в ту же заявку будет нельзя. Придется создавать новую, и не факт, что название в нужном классе будет свободно.

А еще если неправильно подобрать классы МКТУ, на выходе получится бренд, который защищает бизнес лишь частично или не защищает совсем.

Так произошло с Борисом. Бизнесмен занимался доставкой суши и решил узаконить свои права на название. Он подал заявку на товарный знак “Белый рис” самостоятельно, выбрав неправильные классы МКТУ. Теперь предприниматель может открыть детский сад или дом для престарелых под этим названием. Но не готовить и доставлять суши.

И еще. С 4 октября 2025 года Роспатент изменил правила расчета пошлин. Теперь ее размер зависит не только от количества классов МКТУ, но и товаров и услуг в перечне класса. Если выбрать все – сумма выйдет астрономической. Лучше доверить это дело эксперту.

Ошибки при заполнении заявки

К заполнению заявки нужно относиться очень ответственно. Каждая ошибка или недостающий документ – это переписка с экспертами Роспатента и потеря времени. А несвоевременный ответ ведомству — отзыв заявки.

Елена - руководитель строительной фирмы. Она подавала на регистрацию в качестве товарного знака логотип своей компании. Во время формальной экспертизы ей пришел запрос. Изображение было некачественным: в нем присутствовал светло-серый фон, буквы под рисунком плохо читались. К тому же описание заявленного обозначения эксперт посчитал неполным. В течение трех месяцев со дня направления запроса Елене нужно было представить дополнительные материалы, без которых проведение формальной экспертизы невозможно. Срок был пропущен и заявку признали отозванной. Следующую заявку Елена подавала уже с нами. Сегодня она находится на стадии экспертизы.

Кейс из практики “Железно”

Ошибки при оплате пошлин

Самая распространенная ошибка на этом этапе — оплатить обе пошлины одним документом. Правильно делить их на два платежа: при подаче заявки и при получении свидетельства.

Вторая ошибка — оплата позже срока. Роспатент дает на оплату пошлин два месяца с даты подачи заявки. Если в это время не получится внести деньги, дается еще месяц, но сумма оплаты увеличивается на 100%. Если не оплатить и в этот срок, заявка аннулируется.

  • Ошибки в реквизитах тоже встречаются. Пошлина уйдет в другую организацию, а не в Роспатент. Ее придется возвращать и вы потеряете ценное время.
  • Неверное назначение платежа (пп. 2.1. и 2.4. Приложения к Положению о пошлинах).
  • Неверная сумма платежа.

Важно! Если вы оплачиваете пошлины через банковское приложение, выбирайте раздел «Платеж по реквизитам», а не «Государство».

Затягивание ответов на запросы формальной экспертизы

Любая ошибка в документах может увеличить сроки рассмотрения заявки. Пока эксперт не получит нужные документы или сведения, заявка не будет двигаться дальше. На это может уйти 1–3 месяца.

Частые ошибки:

  • предоставлены не все документы, нужно дослать информацию дополнительно;
  • не заполнены обязательные поля в заявке;
  • указаны неполные данные о заявителе;
  • документы предоставлены в ненадлежащем качестве и др.

Неумение ответить на предварительный отказ

По статистике, при самостоятельной регистрации Роспатент присылает предварительный отказ в 7 случаях из 10. Знак можно отстоять, если грамотно ответить проверяющему эксперту и собрать доказательства. Но в этом и состоит сложность для тех, кто получает товарный знак самостоятельно. Нужно знать, как правильно аргументировать свою позицию, чтобы добиться регистрации, а знаний не хватает. Другое дело, когда заявку сопровождает эксперт.

К нам обратилась Наталья – владелица школы иностранных языков “Дипломат”. Зарегистрировать товарный знак мешали два схожих обозначения – “Дипломат” и Diplomat. Оба в нужном нам классе МКТУ. Наталья не хотела отказываться от своего названия. Школа “Дипломат” уже была известна, имела несколько филиалов. Тем более, планировался запуск онлайн-обучения и уже велась запись на него. Тогда наш эксперт проверил активность компании-владельца мешающих знаков и заметил, что в видах деятельности она с Натальей на самом деле не конкурирует. Класс один – а услуги из его перечня не пересекаются. Мы запросили письмо-согласие у владельца знака, что он будет не против регистрации. Нам пошли навстречу. В итоге мы зарегистрировали комбинированный товарный знак “Дипломат”. Руководителю школы не пришлось менять название и тратиться на ребрендинг.

Кейс из практики “Железно”

Резюме

Самостоятельная регистрация товарного знака – сложный и трудоемкий процесс. Ошибки возможны на любом этапе – и далеко не всегда их можно обнаружить и исправить самому. Любое промедление или неверное действие грозит потерей денег и самого знака.

Очень многое решают экспертные знания, практика и быстрое взаимодействие с Роспатентом.

Почему обратиться в патентное бюро “Железно” – хорошая идея:

  • ускорите процесс регистрации до 3–6 месяцев,
  • повысите шансы на регистрацию знака до 97%,
  • получите полное сопровождение и помощь специалистов на каждом этапе,
  • снизите до минимума риск отказа.

Начните с малого. Еще до заключения договора и оплаты услуг бюро, получите бесплатную проверку знака по закрытым базам Роспатента и подбор классов МКТУ. Заявку можно оставить на сайте.

В “Железно” регистрация товарного знака “под ключ” по договору, без скрытых платежей, стоит 29 990 рублей. Если знак не зарегистрируют — вернем деньги за свои услуги. Напишите в WhatsApp или Wazzup по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.

14
Начать дискуссию