Стоит ли "строить домики" в товарном знаке?

Как наш клиент смог зарегистрировать товарный знак, несмотря на сомнения патентных поверенных.

На днях стало известно, что предприниматель из Екатеринбурга получила в Роспатенте свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) HR ЛИДЕР. Патентные поверенные больше года отказывались оформлять заявку на регистрацию данного обозначения. Причина – товарных знаков, в которых есть слово «лидер», и без того уже слишком много, особенно в 45 классе МКТУ. «Вам откажут в регистрации», - выносили свой вердикт патентоведы, усматривая сходство с уже зарегистрированными обозначениями.

И тогда Ольга (так зовут предпринимателя) обратилась к нам. Используемое ею обозначение к этому времени уже было известно в бизнес-сообществе, и она не хотела его менять. Не хотела она следовать и другим советам (и правильно делала!).

Что советовали патентные поверенные?

Арсенал рекомендаций не отличался разнообразием. Одни предлагали полностью сменить обозначение («Куда столько лидеров-то?»). Другие входили в положение и советовали ввести в слово «лидер» изобразительный элемент. Например, нарисовать «Д в виде домика». В качестве аргумента показывали другие товарные знаки со словом «лидер». В одном вместо буквы «Д» был листочек, в другом пуговка, в третьем еще что-то невнятное. Все они «успешно» прошли регистрацию.

Почему домик вместо «Д» - это плохо?

Проблема здесь не только в том, что такое решение сомнительно с художественной точки зрения (хотя это субъективно). Роспатент зарегистрирует такое обозначение. Но охраняться после такой регистрации будет не HR ЛИДЕР, а вот эта самая абракадабра с домиком посередине.

Если другой предприниматель захочет использовать такой бренд в чисто буквенном написании, или вместо «Д» («Л», «И»…) поставит не домик, а какого-нибудь крокодила, то помешать ему будет сложно. Ведь за Ольгой признавалось бы в этом случае только право использовать абракадабру с домиком.

Товарные знаки, в которых буква в слове заменена изображением, изначально являются слабыми. Они не обеспечивают охрану ни самого словесного обозначения, ни какого-либо другого варианта написания этого слова.

Немного законов

Регистрация товарных знаков регулируется Гражданским кодексом РФ (ГК). В соответствии со ст. 1477 ГК товарный знак представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Поскольку цель товарного знака – индивидуализировать, значит он должен быть неповторимым. Поэтому ст. 1483 ГК устанавливает, что нельзя зарегистрировать товарный знак, схожий до степени смешения с другими товарными знаками, либо если он не обладает «достаточной различительной способностью».

Различительная способность обозначения как основное свойство товарного знака -это способность индивидуализировать конкретный товар для конкретного потребителя, которому этот товар адресован (п. 1.1 Информационной справки, утвержденной постановлением Президиума Суда по интеллектуальным правам от 05.04.2017 № СП-23/10).

К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся:

- простые геометрические фигуры, линии, числа;

- отдельные буквы и сочетания букв, не являющиеся словами;

- общепринятые наименования;

- реалистические или схематические изображения товаров;

- сведения об изготовителе товара, весе, материале, сырье и т. д.

(Приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. № 482)

Статья 1483 ГК говорит о том, что такие обозначения все же могут быть частью товарного знака. В этом случае они являются неохраняемыми элементами. Более того, закон разрешает составлять товарный знак полностью из неохраняемых элементов, если их сочетание обладает различительной способностью.

Наше решение

Изучив бренд и его историю, а также схожие обозначения, мы пришли к выводу: регистрация данного товарного знака возможна, без всяких «домиков».

Если кратко, наша аргументация была такой. Буквы «HR», будучи сами по себе неохраняемым элементом, придают достаточную различительную способность слову «Лидер». Вместе они создают новое обозначение, не похожее на другие. А изобразительный элемент в форме треугольника, помещенный слева от текста, и вовсе делает такую комбинацию уникальной. Она не повторяется ни в каких других товарных знаках со словом «лидер». В том числе в похожих обозначениях типа «IT-Лидер».

Данное обозначение (то, как оно воспринимается) нельзя спутать ни с каким другим обозначением. А использование неохраняемых элементов или широко распространенных слов, часто используемых в других брендах, - не препятствие для регистрации.

После доработки обозначения, которую согласно нашим рекомендациям сделали дизайнеры, Ольга отправила заявку в Роспатент. Итоговое обозначение стало таким:

Доработанное обозначение HR ЛИДЕР, представленное на регистрацию в качестве товарного знака Размещено с согласия правообладателя
Доработанное обозначение HR ЛИДЕР, представленное на регистрацию в качестве товарного знака Размещено с согласия правообладателя

Для нас было понятно, что восприятие каждого обозначения экспертом ФИПС субъективно, поэтому определенный риск отказа сохранялся. Но мы были готовы отстаивать интересы клиента и уже подготовили аналитическую справку почти на тридцати страницах.

К счастью, жаловаться в Палату по патентным спорам или идти в суд не пришлось. Роспатент принял решение зарегистрировать товарный знак (номер государственной регистрации 798900).

Какой вывод можно сделать из этого кейса? К советам «бывалых» следует прислушиваться не всегда. Даже если кажется, что советчик «съел собаку» в своем деле. А вот к своей цели всегда следует идти до конца, тем более если позиционируешь себя как «лидер».

Обо мне. Меня зовут Артур Мочалов. Я – юрист, занимаюсь сопровождением интернет-проектов, консультирую по вопросам интеллектуальной собственности, медиа и информационных технологий. Являюсь партнером в FPGS Consulting, преподаю в Уральском государственном юридическом университете, кандидат юридических наук.

Начать дискуссию