Право
Friflex

Как защитить мобильное приложение от копирования

Как и в каких случаях нужно защищать мобильное приложение? Friflex вместе с экспертами Онлайн Патента (онлайн-сервис по управлению и защите интеллектуальных прав предпринимателей) разбираются, как можно защитить разработанное мобильное приложение от копирования.

Как запатентовать приложение

Представьте ситуацию: вы разместили свое приложение в App Store или Google Play и вдруг выясняется, что ваш конкурент разместил приложение с примерно таким же функционалом, с таким же или похожим названием. Чтобы не допустить подобной ситуации или добиться удаления приложения конкурента, можно заранее оформить права на свои разработки.

Целиком приложение не является отдельным объектом интеллектуальной собственности, который можно защитить. Однако приложение состоит из различных отдельных элементов, на каждый из которых вы можете получить защиту:

  • название приложения (Товарные знаки: Инстаграм № 539309, Snapchat № 573768, TikTok № 703367),
  • логотипы (Товарные знаки: Subway Surfers №1167132, Instagram товарный знак № 534691, Яндекс.Такси № 758371),
  • маскоты (Товарные знаки Лисенок АО «СТС» № 797054, Краб АО «Инвестиции в надежность» № 798190, фантазийный персонаж АО «Сочи-Парк» № 631552,
  • дизайн интерфейса (промышленные образцы Интерфейс графический пользователя № 112570, Графический интерфейс главного экрана мобильного приложения № 117062),
  • программный код (программы для ЭВМ «СберАналитика для iOS» № 2020612513, «Билетная система «Яндекс.Билеты» № 2021614450, «Система автоконсультирования «Тинькофф Робо-эдвайзер» № 2018664284,
  • музыка и видео (звуковые товарные знаки: Mastercard International Incorporated №973577, Intel Corporation № 003481744, Майкрософт Корпорейшн № 372556.
  • слоган («Как сыр в масле» №226586, «Страховать — значит понимать» № 456365, «Учись! Рисуй! Вдохновляй!» № 808257.

Как защитить название приложения от копирования

Название приложения – один из самых важных элементов. Именно по названию ваше приложение будут искать пользователи. А еще название – это один из самых легкодоступных для копирования элементов. Конкуренту достаточно дать такое же или очень похожее наименование своему приложению, чтобы обратить на себя внимание пользователей.

Наличие товарного знака наделяет владельца исключительными правами на использование своего фирменного наименования. Если ваше название кто-то скопирует или будет использовать схожее, то вы сможете привлечь к ответственности нарушителя — подать иск в суд и требовать денежной компенсации до 5 млн рублей.

Вы также получите возможность убирать одноименные или с похожими названиями приложения конкурентов из сторов. Бонус – вы также можете блокировать фейковые группы в соцсетях и аннулировать доменные имена чужих сайтов, если там встречается ваш товарный знак.

Примеры известных приложений, чьи названия зарегистрированы как товарный знак: Инстаграм (№ 539309), Snapchat (№ 573768), TikTok (№ 703367).

Последствия для приложения без защиты названия

  • Название вашего приложения могут скопировать. Но без зарегистрированного товарного знака вы не сможете доказать ваши права на название;
  • Ваше приложение могут заблокировать в магазинах приложений Google Play и App Store, если его наименование совпадает с названием, которое уже зарегистрировано как товарный знак. Правообладатель может подать жалобу и потребовать удалить с платформы приложение.
  • Против вас могут подать иск в суд и потребовать выплаты денежной компенсации до 5 млн рублей (ст. 1515 Гражданского кодекса РФ).

Обратите внимание, что если название вашего приложения совпадет с чужим товарным знаком, то все описанные выше меры могут быть применены против вас. Даже если вы нарушили чужие интеллектуальные права случайно, от ответственности это не избавит. Рекомендуем проверять свои названия или бренды перед запуском по базам Роспатента. Сделать это можно онлайн через поисковик на сайте Онлайн Патента.

Что делать, если вы столкнулись с нарушением

Если вы столкнулись с тем, что третье лицо разместило приложение с таким же названием, как ваше в Google Play Market и App Store, то при наличии товарного знака у вас есть возможность убрать конкурента из магазина приложений. Они предъявляют достаточно жесткие требования к политике безопасности с целью недопущения нарушения исключительных прав.

Для этого существует следующий алгоритм:

1. Убедиться, что нарушение прав действительно имеет место. Проверьте, что использование названия происходит именно для тех товаров и услуг, на которые у вас есть исключительные права, согласно cвидетельству на товарный знак.

2. Зафиксировать нарушение. Для подачи жалобы через Google Play и App Store достаточно сделать скриншот экрана, где будет отображаться приложение нарушителя на витрине и дата.

3. Написать в администрацию ресурса, где размещено ваше приложение. Как правило, предусмотрена специальная форма. В обращении подробно опишите нарушения и приложите информацию о наличии у вас прав на данное название (то есть Свидетельство на товарный знак).

4. Параллельно с пунктом 3 также можно направить претензию непосредственно в адрес нарушителя прав. Претензию лучше направить не только по электронной почте, но и продублировать на бумаге заказным отправлением с уведомлением (или курьерской почтой), чтобы исключить вероятность ее неполучения адресатом. Однако, связаться с предполагаемым нарушителем не всегда возможно.

«Мы в практике Friflex сталкивались с таким случаем. После публикации мобильного приложения для крупного российского ритейлера «Дикси» в App Store выявили, что у нас есть «клон». Обнаружили приложение, которое использует товарный знак «Дикси» и частично функционал и дизайн.
Мы составили официальное заявление о нарушении авторских прав, воспользовались формой App Store. В форме указали на нарушения исключительных прав и приложили доказательства вины – официальный логотип компании «Дикси», название существующего официального приложения и указали на дублирование его функционала. Примерно через две недели после подачи обращения поддержка App Store инициировала переписку между нами и представителем мобильного приложения, нарушающего права. В ходе переписки разработчик признал нарушение авторских прав и в короткие сроки удалил приложение из App Store».

Николай Соловей
Руководитель проектов в Friflex

Реальный кейс (про суши)

ООО «Аллегория» без согласия правообладателя использовала название «Автосуши» на сайте, в мобильном приложении «АвтоСуши Саюри» для Google Play и для Арр Store, на официальной странице «ВКонтакте», на коробках для продажи продукции, упаковочных пакетах, рекламной установке. Компания не учла, что логотип и название «Автосуши» зарегистрированы как товарные знаки (№ 451427 и № 682687) и принадлежат предпринимателю Бурганову М.Ш. Правообладатель подал иск в суд на компанию «Аллегория» за нарушение интеллектуальных прав.

Арбитражный суд Саратовской области постановил: запретить ООО «Аллегория» использовать товарные знаки в мобильном приложении «АвтоСуши Саюри» для Google Play и для Арр Store, а также выплатить размер денежной компенсации в размере 500 000 рублей.

Как еще можно защитить приложение

  • закрепить права на интерфейс приложения с помощью оформления патента на промышленный образец,
  • зарегистрировать алгоритмы в качестве изобретения,
  • защитить исходный код разработки в качестве программы для ЭВМ.

Защита кода. Повод для спора?

Одна из распространенных ошибок – небрежность в оформлении документов на разработку. Если разработка кода производится внутренними силами компании, то важно проконтролировать, что между работником и работодателем оформлен полный комплект документов, подтверждающий факт создания приложения в рамках трудовых обязанностей работников. Корректное оформление документов особенно важно, если разработку поручили сторонним специалистам.

В противном случае может возникнуть повод для спора об авторских правах. Неприятная ситуация произошла с ООО «Амедико». Ряд сотрудников покинули компанию и создали собственную под названием «Телепат». «Амедико» пытались доказать, что разработки, которые продает «Телепат», были созданы в рамках работы в «Амедико», но не смогли, так как не было первичных документов.

Обратите внимание, что такой способ регистрации защищает код как литературное произведение и не защищает алгоритм. В некоторых случаях принцип работы программы можно защитить в виде патента на изобретение. Это возможно, если программа представляет собой реализацию уникального решения, которое еще не известно в мире. Например, ООО «Яндекс» регистрирует алгоритмы в качестве изобретений: Способ (варианты) и сервер для загрузки приложения (Патент на изобретение RU 2634219), Способ (варианты) и электронное устройство (варианты) взаимодействия с элементом потока содержимого (патент на изобретение RU 2635065).

Итак, регистрация кода в виде программы для ЭВМ пригодится:

  • для продажи лицензии на программный продукт;
  • для подтверждения возникновение прав на него.

С чего начать

Начните с самого доступного и эффективного — зарегистрируйте название в качестве товарного знака. Не лишним будет защитить узнаваемый логотип. Очень часто подобной защиты бывает достаточно.

Подать заявку на регистрацию можно онлайн через личный кабинет на сайте Онлайн Патента.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Orlov

На самом деле нет никакой защиты в России, есть только выброшенные деньги на патентных консультантов.

Ответить
Развернуть ветку
Friflex
Автор

Почему нет защиты? Интересно, поясните, пожалуйста )

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Orlov

Потому что это легко обойти.
Если это графический товарный знак, то можно добавить две полоски и получится новый товарный знак.

Ответить
Развернуть ветку
Friflex
Автор

Как-раз таки регистрация логотипа (изображения) в качестве товарного знака и является защитой предпринимателя от ситуаций, в которых конкурент добавит «две полоски» и использует узнаваемый бренд в своих целях. У товарного знака есть такое понятие, как «сходство до степени смешения». Конечно же, эта степень для товарных знаков определяется индивидуально в каждом отдельно взятом случае. Для дополнительной бесплатной консультации можно обратиться на горячую линию наших коллег из Онлайн Патента 8 800 333 36 62 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Louis Cyphre

Тиндер судился по этому поводу.
https://www.nytimes.com/2018/04/04/style/tinder-bumble-lawsuit-explainer.html

Ответить
Развернуть ветку
Friflex
Автор

Спасибо за ваш комментарий. Проконсультировались с коллегами :)  Цветовое оформление, формы боков, их расположение относительно друг друга могут быть защищены патентом на промышленный образец. Принцип работы же защищается патентом на изобретение. Да, у компаний LLC MATCH GROUP (Tinder) и Facebook Inc большие портфели объектов интеллектуальной собственности. У LLC MATCH GROUP есть действующие патенты на промышленные образцы, которые защищают оригинальный интерфейс приложения для свайпа вправо и влево, у Facebook Inc также есть ряд патентов, которые защищают интерфейс сайта и мобильного приложения. Нарушением права на промышленный образец считается использование без согласия правообладателя интерфейса сходного назначения, которое производит на информированного потребителя такое же общее впечатление, как и зарегистрированный патент.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Митрохин

Судя по всему докопаться могут (смотрите ответ выше). На dtf была новость 10 мая, как нагнули компанию supercell патентами 10 летней давности. Несмотря на то, что это gamedev и немножко не промышленный образец интерфейса (там запатентовали игровые механики на территории сша и Японии), ситуация очень схожа и это обидно. Уже давно шутят про патентование клика мышки. 

Ответить
Развернуть ветку
Friflex
Автор

Патенты на промышленный образец LLC MATCH GROUP защищают вид страницы, а именно то , что окошки расположены под углом в момент свайпа. Так, если у приложения конкурентов окошки не под будут располагаться углом, как на изображениях патентов LLC MATCH GROUP, то они не будут являться нарушителями.
Если другие приложения будут менять такие признаки, как размеры окошек, угол наклона окошек при свайпе, то нарушение будет иметь место. Наличие или отсутствие факта нарушения проверяется в каждом отдельном случае.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Митрохин

Я правильно понимаю, что "производит на информированного потребителя такое же общее впечатление" в тиндере - это именно подбор человека? А если в моем приложении будет выбор, ну не знаю, спортивных мероприятий, это будет "общее впечатление"? 

Ответить
Развернуть ветку
Friflex
Автор

Да, при определении факта нарушения также учитывается назначение приложений и сфера их применения, изучается вопрос, являются ли две компании конкурентами. Если приложения будут для разной аудитории и для различного применения, то факт нарушения и умышленного использования чужого патента будет доказать сложнее.

Ответить
Развернуть ветку
Мокрый томагавк_два

Как-то нераскрыт аспект защиты интеллектуальной собственности на мировой арене, ведь эппсторы трансграничны. Локальное российское право и практика в данной сфере в меру ясны и понятны. Не планируется написание подобного материала?

Ответить
Развернуть ветку
Friflex
Автор

Cпасибо за ваш комментарий! Эта статья ориентирована на особенности защиты именно на территории России. В других странах, в частности ЕС, США и Китае, есть свои тонкости в части охраны патентами и товарными знаками. Отличная идея для нового материала 😎

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 14 комментариев
null