Договор на дизайн сайта. Защищаем себя и заказчика

Меня зовут Лена, и я дизайнер. Последние 3 года я работаю как фрилансер, и моя главная заповедь – возлюби заключение договоров так же, как и свою работу. А почему я так считаю, и чем чреват отказ от этой заповеди – читайте в статье.

Меня зовут Джонни Ноксвилл и сегодня мы попробуем работать без договора...
Меня зовут Джонни Ноксвилл и сегодня мы попробуем работать без договора...

Зачем нужен договор и вот это все?

Получая предоплату и начиная работу, я обычно исполнена радости и предвкушения от хорошо выполненного заказа. Но жизнь может и спутать эти планы:

  • У проекта поменяется менеджер, который резко захочет все по-другому.

  • Кошка сестры жены гендира не одобрит синий цвет, который является основным в дизайне.

  • Заказчик не поймет, почему я присылаю ссылку на Figma вместо PSD/AI и потребует вернуть предоплату.

  • Компания Заказчика решит отказаться от создания проекта, который завершен на 90%. Ну просто передумали, бывает.

  • “А вот первые 3 экрана нравились, а все остальное — очень плохо!”
  • Заказчику упал на голову кирпич (возможно, метафорически). И прочие жизненные ситуации…
Договор на дизайн сайта. Защищаем себя и заказчика

Спустя время, работая без договора, вы обнаружите, что 30-50-70% своего времени подрабатываете юристом: улаживаете спорные вопросы и юридические формальности, выбиваете деньги, переделываете дизайн по новым «хотелкам» Заказчика и все в таком духе. Низкие заработки, испорченные нервы, депрессия — ну зачем вам это всё?

Достаточно заключить адекватный договор, уметь его толковать, и тогда 80% своего времени вы будете дизайнером, а не решалой.

Achtung:

  1. В любом случае, толкование договора остается за судьей.
  2. Любой пункт договора, который противоречит текущему законодательству, будет признан недействительным. Вы можете написать в договоре, что Машка из Рязанского должна расплатиться натурой, однако, в лучшем случае, получите материальный эквивалент. Или уголовное дело.

  3. Если клиент предлагает вам значительные правки договора, и вы не понимаете, к чему они могут привести — лучше обсудите их с юристом, благо в интернете полно площадок, где за 1000-2500₽ могут предоставить короткую, адекватную консультацию.
  4. Если вы, проконсультировавшись с парой адекватных юристов, понимаете, что ваша позиция тверда — не бойтесь судиться.
  5. Договор, описанный в материале, не претендует на эталон, однако он помог мне избежать суда, получить деньги и доказать правоту, как минимум, несколько раз.
  6. Договор, фактически, является компиляцией договоров нескольких студий, советов юристов, моей практики и т.д.

Теперь давайте обсудим самые важные особенности договора.

1. Специфика дизайна

Когда Заказчик присылает мне обычный договор на «какие-то» услуги — я прошу заменить его на свой. В дизайне много специфики, которая обязательно должна быть учтена:

  • Какое количество вариантов дизайна вы делаете. Многие заказчики почему-то думают, что вы будете делать варианты, пока им не понравится. Если не обсуждено иное — в договоре я указываю 1 вариант. Если нужно 3 концепции — их надо посчитать и внести в договор.
  • Количество итераций правок, которые вы сделаете бесплатно. 2-3 обычно достаточно. Объясните заказчику, что итерация – это не одна правка, а единый, оформленный документ со списком правок по данному варианту дизайна. Иначе — рискуете быть забомбленными сообщениями во вконтакте, телеграме, по почте.
  • Определение мотивированного замечания. Любая правка (замечание) должно исходить из ТЗ, брифа, прототипа и не должна быть «хотелкой», взятой с потолка, иначе вы не сдадите проект.

  • Контактное лицо, с которым вы будете обсуждать проект. Если не хотите внезапного появления 10 лиц, каждое из которых имеет свое мнение — указывайте контактное лицо со стороны Заказчика.

  • Описание конкретных услуг. Если вы делаете дизайн — вам должны дать ТЗ, прототип и прочие материалы. Если вы делаете прототип, дизайн и тексты — каждая услуга должна быть указана и тарифицирована. Иначе, вы будете работать бесплатно, потому что все, что не так понял Заказчик — может быть истолковано против вас.

  • Порядок сдачи дизайна. В какой программе, в каком формате, в каких разрешениях, откуда берете картинки, шрифты, кто их покупает и в каких обстоятельствах. И это далеко не всё…

Чтобы не получилось так, всегда заключаем договор
Чтобы не получилось так, всегда заключаем договор

В идеале, перед началом непосредственно дизайна у вас на руках должен быть заполненный Заказчиком бриф, подписанное техническое задание (сделанное вами или Заказчиком), user stories (как часть ТЗ), брендбук, Материалы, необходимые вам для работы, Прототипы. Подробнее о том, почему все это важно, можно почитать в другой моей статье.

Часто я встречаюсь с мнением “я — творческий человек, дизайнер, и я не создан для всей этой макулатуры”. Как правило, грабли, со временем, наставляют на путь истинный.

2. Автопринятие результатов работ

Если Заказчик не предоставил замечания в течение какого-либо ограниченного срока (3-5-7 календарных/рабочих дней) — работа принимается автоматически. У Заказчика может измениться менеджер, гендир, Луна упасть с неба, и вы не должны от этого зависеть.

Заказчик в течение 3 (трех) календарных дней обязан утвердить Дизайн или предоставить мотивированные замечания. Отсутствие ответа от Заказчика приравнивается к утверждению дизайна. Замечания считаются мотивированными, если они совокупно соответствуют обстоятельствам: не противоречат техническому заданию, прототипу, визуальному брифу; содержат конкретные, непротиворечивые, технически выполнимые и однозначные формулировки. При наличии мотивированных замечаний, Исполнитель в течение 5 (пяти) рабочих дней дорабатывает дизайн и направляет результат Заказчику.

Договор на дизайн сайта. Защищаем себя и заказчика

3. Переписка, обмен документами должны иметь юридическую силу

В условиях удаленки вряд ли вы встретитесь с Заказчиком непосредственно. Отсюда — и переписка, и обмен документами должны иметь юридическую силу, чтобы использовать их в суде без препон.

Конечно, у суда может быть другое мнение на этот счет, однако этот пункт, как правило, помогает отрезвить Заказчика, если он принципиально не согласен с результатами работ или правками, источником которых выступал он сам.

Старайтесь фиксировать все важные договоренности по электронной почте, а обмен документами проводите только там. Переписку в мессенджерах приобщить к делу довольно трудно, особенно если вы общаетесь с котом на аватарке с ником «кОтИк ЛеШеГо» (тру стори).

Переписку, обмен документами между адресами электронной почты vasyapupkin@adres.ru, принадлежащими Исполнителю, и электронной почтой контактного лица Заказчика, а также в мессенджерах, считать юридически значимой. В случае утери доступа к адресу электронной почты утерявшая сторона должна незамедлительно сообщить об этом другой стороне. Контактное лицо со стороны Исполнителя — Пупкин Вася Васечкин.

В случае суда, даже договор на Zewa может спасти.

4. Передавайте исходники после полной оплаты работы

Несмотря на то, что договор защищает и вас, и Заказчика — лучше всего передавать исходники после того, как работа полностью оплачена, и Заказчиком подписаны акты приемки-передачи. Вряд ли вы будете судиться из-за 20-30-50 тысяч рублей, если ваш средний чек 250к.

Исходные материалы в виде, доступном для верстки, передаются Заказчику после полной оплаты работы.

Если вы работаете в Фигме — можете отправлять jpg/png – этого достаточно, чтобы оценить результат работ. Помните, что исходник в Фигма легко скопировать.

5. Бейте работу на части, получайте акт по каждой

Вам нужно сделать дизайн сайта – и для этого, как минимум, нужен бриф, ТЗ, прототипы и прочее. Разбивайте дизайн на этапы, после выполнения работ по каждому этапу — получайте деньги и акт приемки-передачи, подписанный Заказчиком.

Таким образом, если Заказчику вдруг не понравится дизайн, сделанный в четком соответствии с прототипом, и Заказчик захочет добавить дополнительные блоки — вы будете делать это за доплату, а не совершенно бесплатно. Отсюда, в договоре обязательно присутствует пункт о том, что любые дополнительные работы должны быть оплачены или по согласованной цене, или по почасовой тарификации Исполнителя.

В случае увеличения объема работ, изменения задания Заказчиком, Стороны обязуются согласовать новую стоимость работ (лично, по электронной почте, в переписке в мессенджере) или, по согласованию, продолжить работы с учетом того, что дополнительные работы будут тарифицированы Исполнителем исходя из стандартной ставки Исполнителя в размере 2000 рублей за час работы.

True story short...
True story short...

6. Укажите, что будете использовать работу в портфолио

Чтобы не наткнуться на яростное непонимание после появления работы в портфолио — укажите, что для демонстрации профессионального мастерства вы можете добавить работу к себе на сайт, в биханс или на иные порталы.

Если на вашем дизайне есть какие-либо конфиденциальные данные Заказчика — удалите их или замените «рыбой». Обязательно уточните у Заказчика перед размещением работы в портфолио, возможно — он захочет что-либо убрать. Я часто работаю в партнерстве с другими студиями и они не будут рады, если сайт какого-нибудь банка появится в моем портфолио, поэтому, по согласованию, я удаляю этот пункт и увеличиваю стоимость работ на 10%.

Исполнитель имеет право демонстрировать результаты работ, не содержащие конфиденциальные материалы Заказчика, неограниченному кругу лиц путем размещения результата работ на своем веб-сайте, иных сайтах.

7. Передайте интеллектуальную собственность, добавьте подрядчиков

В процессе работы — вы создаете объект интеллектуальной собственности, автором которого являетесь вы. И авторство это отнять, передать или продать нельзя. Однако, вы можете передать права на единоличное использование результатов своих работ Заказчику и это стоит сделать, особенно, если вы создаете дизайн стартапа. В противном случае, у Заказчика могут быть проблемы с регистрацией прав на продукт в различных юрисдикциях.

Если при выполнении работ по договору Исполнителем будут созданы объекты интеллектуальной собственности (далее — ОИС), Исполнитель обязуется передать Заказчику исключительное право на ОИС в полном объеме, без ограничения территории и срока действия. Вознаграждение за отчуждение исключительного права на ОИС включено в стоимость работ и составляет 10% от стоимости работ. Право на ОИС считается переданным после оплаты Заказчиком стоимости работ в полном объеме. После получения прав на ОИС Заказчик самостоятельно принимает меры по дальнейшей их защите.

Если вы привлекаете подрядчиков для каких-либо узкоспециализированных работ — укажите это в договоре.

Исполнитель оказывает Услуги лично, однако имеет право привлекать третьих лиц с заключением о договора о неразглашении.

Помните про авторские права при использовании материалов Заказчика, шрифтов, картинок со стоков. Для серьезных проектов вам могут потребоваться подтверждения (лицензии, покупки, чеки) на каждый элемент чужой интеллектуальной собственности, который вы используете в своей работе.

8. Откажитесь от чужой ответственности

Вы не должны нести ответственность за кого-то, чьи-либо убытки, проблемы, которые вас не касаются. Вы несете ответственность только в рамках той суммы и тех работ, которые вам поручены и только в рамках договора. Несмотря на то, что это очевидно — это также стоит указать.

Исполнитель не несет ответственности перед Заказчиком за упущенную выгоду, производственные издержки, остановку деятельности, расходы по замещающим сделкам или любые другие убытки, независимо от того, кто или что явилось причиной возникновения таких убытков.

9. Сокращаем количество бумаги

Уменьшить количество документов, которыми нужно обмениваться с Заказчиком просто: включите NDA в договор, сделайте договор рамочным, укажите что работы до 50.000₽ (или иной суммы, желательно не более 90 тысяч рублей) могут выполняться без заключения дополнительных приложений.

Стороны условились, что работы стоимостью до 50.000 (пятьдесят тысяч) рублей могут выполняться по письменному поручению Заказчика, переданному по электронной почте, и содержащим все существенные условия выполнения работ, при условии 100% предоплаты.

10. Вы не сдадите работу в срок

С большой вероятностью, вы не сдадите работу в срок, указанный в договоре, и это случится не по вашей вине. Часто, очень часто заказчик затягивает с заполнением брифа, предоставлением ответов на ваши вопросы, дополнительных материалов вроде брендбука или логотипа в векторе. Пока вы ждете — время работает против вас, ведь срок выполнения работ по договору сокращается. Защитите себя от этого риска — добавьте в договор пункт, описанный ниже.

В сроки, указанные в п.1.1. приложения — не входит время, затрачиваемое Заказчиком на заполнение брифа, предоставление любых материалов, запрошенных Исполнителем, выполнение Исполнителем правок, корректировок, иных пожеланий Заказчика.

Договор на дизайн сайта. Защищаем себя и заказчика

11. Сохраняйте документы и результаты работ

Выполнили работы — получите все закрывающие документы, сохраните их. Стоит помнить, что пока не получены все документы — это не ваши деньги и отсудить их, часто, не представляет никакого труда. ИП нужно хранить документы 5 лет, результаты работ желательно хранить тот же срок. Никто не знает как, кому и зачем они могут потребоваться.

В один прекрасный день к вам может постучаться банк, заблокировать счет и попросить документы и результаты работ за последние несколько лет, к чему вы обязаны быть готовы. Результат в данном случае будет являться подтверждением того, что сделка не фиктивная.

= заказчик подписал все акты приемки-передачи
= заказчик подписал все акты приемки-передачи

Полезные ссылки

На мой взгляд, есть две категории людей: те, кто не занимается документацией и скоро об этом пожалеет и те, кто уже занимается и спит спокойно. Как с резервным копированием. И вот небольшой список сервисов, который поможет сделать жизнь проще:

  • Эльба — простая бухгалтерия для предпринимателя. Новым ИП — год бесплатно, что когда-то меня и подкупило. Как дизайнеру — мне удобно ей пользоваться, интерфейс дружелюбный, сразу выдают ЭЦП бесплатно.

  • ЭДО (электронный документооборот). Я пользуюсь Контуром, меньше мороки с бумажками.

  • Youdo, яндекс.услуги и другие. Там можно найти хороших юристов по адекватным ценам, хотя, конечно, придется покопаться.

  • Из хостингов рекомендую Бегет по итогам ~10 лет беготни по разным компаниям. 3 года — полет нормальный, за все время — 5 тикетов, отвечают почти мгновенно, даже ночью.

  • Договор-счет-акт в одном документе. Я бы не стала пользоваться, но для простых работ может подойти.

  • Пример неплохой оферты, если у вас типовые услуги (например, вы делаете только баннеры по 3000₽).

Будьте человеком, работайте с людьми

Договор не защитит вас от чудака. Договор не сделает работу с ним комфортнее. Если вы понимаете что вам некомфортно работать с Заказчиком — отказывайтесь от работы, возвращайте предоплату по этапу работ и живите счастливо.

И наоборот, если вам нравится работать с человеком — не обязательно выставлять ему счет на каждый чих, не обязательно апеллировать к договору при малейшем споре. От часа-двух работы сверх — от вас не убудет, мы — люди и не всегда можем все предусмотреть. И да, не стоит делать договор неравноправным. Начинать сотрудничество с кабального договора — не лучшая практика.

Важно: договор — просто способ зафиксировать договоренности в одном месте, а не усложнить друг другу жизнь. Всё предусмотреть невозможно и даже самые лучшие юристы не помогут вам, если вы будете очень сильно неправы. Не идите на конфликт, старайтесь найти компромисс даже тогда, когда найти его крайне трудно, этим вы сэкономите себе время и нервы.

Мой договор находится по ссылке и я часто его "допиливаю" под конкретный заказ. Если у вас есть какие-либо комментарии к договору — оставляйте их по там, буду рада обсудить. Это предпоследняя версия договора, последнюю (с офертой) я пока тестирую и напишу о своем опыте, когда будут результаты.

Я - Лена, UX/UI дизайнер, делаю осмысленный дизайн стартапов, сложных продуктов (ERP/CRM/BPM), работаю с банками, застройщиками, фармой. От 2000₽/час, от 100.000₽ за проект. Некоторые работы можно посмотреть тут, заказать тут.

Elena Nexman, UX/UI дизайнер
7272
44 комментария

 Вы можете написать в договоре, что Машка из Рязанского должна расплатиться натуройРаботаю по предоплате.

10

Осталось понять, что будет в данном случае предоплатой :) 
А то на 100% предоплату мало кто пойдет, знаете ли...

2

Елена, можно сотворить любой договор, защищающий вас, вообще реноме и творение, но как показывает практика: юрист любой более-менее уважающей себя компании (чек с которой будет значимой цифрой для потери, так как на рынке ГОРАЗДО более недобропорядочных игроков) перечеркнёт сроки молчания (ха, за три дня автоматом принято макет), сразу заставит вписать авторские права и пр. 

Риск когда меня кинут я снизил благодаря не договору (суд не поможет вам вернуть деньги за проделанную работу в рамках законодательства РФ - либо ООО на 10тр, либо вы не захотите заниматься, либо заказчик скажет макет не готов и будет до конца дней тянуть с согласованием и т.д.)
- почти всегда работаю по предоплате
- не иду по низу рынка - там всегда *странные
- если заказчик не хочет платить все и сразу - дробим и платит за проделанные шаги
- чувствую *странных по тз, по общению, по заданию, по уважению, по тому что не понимают что хотят - с ними всегда 100% предоплата и очень очень жесткое тз 
- много времени уделяю ТЗ, и если заказчик просит поиграть - тыкаю в ТЗ

И да, на простом ИП - бесплатная программа для создания счетов, актов выполненных и сверок в два клика и самостоятельная сдача декларации, потому что очень просто.

Договор нужен? Договор нужен. Но деньги вперёд.

7

Я работаю со средними чеками от 100 т.р. (то есть, мелочевку отсекаю сразу) и у меня пару раз были случаи, когда:
- заказчик адекватен в диалоге, дает предоплату
- ТЗ сформулировано четко и понятно, есть прототип
- в целом нет даже ощущения того, что в чем-то проект может пойти не так

Проходит пол-контракта и человека будто подменили. Брызжет слюной в телефонную трубку, требует то, чего нет в ТЗ и так далее. И вот в этом случае подписанный договор, все подписанные материалы, брифы, тз, прототипы помогают наставить на путь истинный и расстаться +- хорошо. 

И да, деньги по этапу работ всегда вперед :) 

8

Согласен со всем. Геморов отсевать на этапе первого 15-минутного общения.

Ну в кодинге попроще конечно. С любым 15 минут бесплатно, потом аванс 50%. и старт работ.

Если старта нет, то это гемор. досвидос

3

Вы это пишете как добропорядочный исполнитель и у вас, скорее всего, есть состоявшийся круг заказчиков.
А что делать, если ищешь первого исполнителя?
Полно случаев, когда получив предоплату исполнитель включает тягомотину. А иногда и сразу игнорит.

1

Отличная статья, спасибо! Однозначно в закладки :-)

6