{"id":7016,"title":"\u0423\u0433\u0430\u0434\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u043f\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0443 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f \u043f\u0438\u0432\u0430 \u0438 \u043f\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a\u0438\u0442\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=7016&url=https:\/\/vc.ru\/special\/sound&placeBit=1&hash=6ca24c77fedb0a01bd41595a6fbd498b5375a294c2e3b54a129aa318671b77a3","isPaidAndBannersEnabled":false}
Право
Moscow Digital School

Legal Design – просто модные слова или супероружие юристов?

Выпускник Moscow Digital School Ефим Казанцев рассказывает о юридическом дизайне и его практической ценности для юристов.

Последние несколько лет в России много говорят о Legal Tech, но не так давно на юридических форумах появилось еще одно модное словосочетание – Legal Design. Давайте попробуем разобраться с тем, что это такое и зачем оно нужно.

Если мы спросим любой онлайн-переводчик, он нам с радостью сообщит, что Legal Design– это юридический дизайн. Однако, что означает это словосочетание, никто вам точно не скажет. Практически каждый специалист по Legal Design вкладывает в это понятие какое-то свое собственное представление. При этом кто-то сводит юридический дизайн к инфографике и комиксам, а кто-то рассматривает это явление намного шире, например, как искусство мыслить творчески при решении юридических задач.

Не вдаваясь в дискуссию о том, какое определение самое правильное, рассмотрим LegalDesign с точки зрения его практической применимости.

Итак, как Legal Design может помочь простым гражданам и предпринимателям?

1. С его помощью можно сделать юридические документы понятнее или наоборот максимально их усложнить.

В зависимости от цели, которую преследует создатель документа, с помощью оформления документ можно сделать понятнее, а можно переусложнить, чтобы максимально замаскировать какие-то его положения среди лабиринтов сложных скучных формулировок.

Для этого можно воспользоваться несколькими приемами Legal Design.

Во-первых, одну и ту же мысль можно выразить разными словами. Например, если есть желание угостить кого-нибудь апельсином, можно просто сказать ему «Пожалуйста, угощайтесь!», а можно сформулировать эту мысль несколько сложнее: «Настоящим я передаю вам все принадлежащие мне права, требования, преимущества и другие интересы на собственность, именуемую апельсином, совместно со всей его кожурой, мякотью, соком и семечками, с правом выжимать, разрезать, замораживать и иначе употреблять, используя для этого любого рода приспособления, как существующие в настоящее время, так и изобретенные позднее, или без использования упомянутых приспособлений, а также передавать ранее именованную собственность третьим лицам с кожурой, мякотью, соком и семечками или без оных».

Мысль при этом будет в целом одна и та же, но форма ее выражения, ее дизайн сильно отличаются. И если в первом случае выбранная форма призвана выразить мысль максимально просто, то во втором наоборот – присутствует множество дополнительных уточнений и оговорок.

Так и при подготовке юридических документов с помощью правильно подобранных формулировок можно сделать документ простым и понятным, а можно максимально его усложить для понимания.

При этом далеко не всегда автор хочет сделать текст документа простым и понятным. В жизни сплошь и рядом встречаются ситуации, когда документ целенаправленно стараются сделать максимально сложным. Например, если юристу заказали текст договора, он скорее всего будет использовать сложные формулировки, внушающие уважение заказчику. Ведь если юрист сформулирует заказанный договор максимально просто, заказчик может быть недоволен, мотивируя это тем, что так и он сам мог бы написать. Вот и приходится юристу выжимать из себя сложные обороты, доводя формулировки до уровня, недоступного лицам без юридического образования.

Иногда причина повышенной сложности текста может заключаться в необходимости замаскировать какое-то неудобное положение документа. Повысив сложность документа и обернув нужное положение в множество юридических терминов, можно повысить шансы того, что неудобное положение будет пропущено контрагентом незамеченным просто потому, что он не сможет его распознать в этом юридико-терминологическом лесу.

Во-вторых, можно соответствующим образом текст документа отформатировать.

Часть текста в договоре, напечатанная мелким шрифтом и содержащая какие-то не очень хорошие для одной из сторон условия, давно стала мемом. Это как раз пример Legal Design, примененного в деструктивных целях.

Что-то похожее можно увидеть и в шаблонных договорах, заключаемых, например, операторами сотовых услуг. Стараясь максимизировать свою прибыль, некоторые из таких операторов включают в договор множество условий, предполагающих дополнительные траты со стороны потребителя. Если напечатать все эти условия большими буквами на первой же странице договора, процент потребителей, приобретающих этот продукт, резко упадет. Поэтому недобросовестные операторы печатают условия договора малюсеньким текстом, щедро разбавляя текст графическими излишествами и формами для вписывания различных данных.

Они применяют дизайн для усложнения процесса чтения и осознания условий договора, в расчете на то, что большая часть потребителей при заключении договора не будет внимательно читать его текст. Зато в случае возникновения конфликтных ситуаций всегда можно сослаться на условия такого договора, указав на соответствующую строчку, напечатанную четвертым шрифтом и раскрашенную цветом, сливающимся с цветным фоном документа.

Можно еще вспомнить банки и микрокредитные компании, которые тоже любят применять юридический дизайн с целью спрятать непопулярные условия кредитных договоров и договоров займа от потенциальных заемщиков. Или письма с обещаниями «бесплатных» туристических путевок или ценных призов, в которых действительные условия акции напечатаны светло-серым мелким шрифтом на внутренней стороне конверта, с целью запутать получателей, но при этом избежать уголовной ответственности за мошенничество. Ведь в случае чего можно ссылаться на то, что полные условия акции были предоставлены получателю, а то, что он их не увидел – это его проблемы. Все это примеры Legal Design, используемого в деструктивных целях.

2. С помощью Legal Design можно превратить юридические положения в визуальные образы.

Обычно те, кто пишут о визуализации в юридическом дизайне, приводят в пример договоры в виде комиксов или юридические брошюры с картинками. Но на самом деле, так далеко ходить не нужно. Визуализация давно применяется в праве там, где она действительно необходима. Ярким примером визуализации юридических норм являются правила дорожного движения, включающие в себя графические образы в виде дорожных знаков и дорожной разметки.

Мы каждый день можем наблюдать визуализацию правовых норм на дорогах общего пользования. Запрещающие, обязывающие и рекомендующие знаки – это продукт юридического дизайна правил дорожного движения. Теоретически, можно было обойтись и без визуализации, и просто писать на каждом знаке словами «Поворот направо запрещен!» или «Уступи дорогу!», но знаки удобнее, т.к. они интернациональны (не зависят от какого-либо конкретного языка), лаконичны и хорошо различимы. В области дорожного движения, где цена ошибки слишком велика, юридический дизайн помогает определить правила поведения участников дорожного движения.

Российское законодательство содержит и другие примеры юридически значимой визуализации. Например, обязательная маркировка. Отдельные виды товаров подлежат обязательной маркировке специальными знаками. Форма и вид таких знаков закреплены нормативно, а их отсутствие на соответствующих товарах может повлечь за собой наступление юридической ответственности.

3. Legal Design можно использовать для того, чтобы выделить главное, обратить внимание читателя документа на важные моменты.

Прием выделения текста жирным начертанием, подчеркиванием или другими чисто графическими способами широко применяется большинством юристов.

Практически в каждом исковом заявлении или отзыве на иск можно увидеть многочисленные выделения, призванные убедить судью в правильности изложенных в документе мыслей.

Нередко юристы злоупотребляют этой техникой юридического дизайна, превращая подготовленный документ в месиво из выделенных разными стилями кусков текста. В этом случае вместо облегчения восприятия смысла документа он теряется в многочисленных выделениях.

Используя этот прием Legal Design, необходимо соблюдать разумный баланс в применении графических средств выделения текста.

4. Вызвать доверие к тексту документа

Далеко не всегда перед юридическим дизайном стоит задача как-то по особенному оформить документ. Наоборот, зачастую документ должен быть оформлен максимально стандартно.

Во-первых, законодательством предусмотрены многочисленные случаи, когда определенные документы должны заполняться строго по установленной форме. В этом случае применение каких-то дополнительных графических средств может повлечь за собой неблагоприятные последствия.

Во-вторых, привычные по своей форме документы могут вызывать у адресата больше положительных эмоций, чем документы незнакомого вида, да еще и с каким-нибудь оригинальным оформлением.

Например, на одном из юридических форумов действующая судья арбитражного суда, отвечая на вопрос о том, как лучше форматировать процессуальные документы, рассказала, что ей удобно читать стандартно оформленные документы (шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал). И это вполне объяснимо. Судье приходится изучать огромный объем документов, большая часть которых оформлена в соответствии с правилами делопроизводства суда. Мозг судьи уже привык к определенному начертанию и интервалам в тексте. Такие стандартные документы он воспринимает легко и без каких-либо дополнительных усилий, в отличие от документов, выполненных нестандартным мелким текстом через одинарный интервал. Очевидно, что отношение судьи к «правильно оформленным» документам будет изначально более положительным, чем к «неправильно оформленным». Само по себе это, конечно, не сможет предопределить исход спора, но в случае каких-то пограничных ситуаций даже самый незначительный фактор может стать последней каплей и склонить весы правосудия в нужную сторону.

Использование средств Legal Design позволяет добиться того, чтобы юридические документы было приятно читать. Но и про содержательную сторону документов забывать не стоит.

В юридическом документе все должно быть прекрасно – и форма, и содержание!

{ "author_name": "Moscow Digital School", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 0, "likes": -1, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 287861, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 30 Aug 2021 17:16:59 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Как AliExpress забрал у меня $300

24.08 - оплачиваю заказ.

Apple лучшая компания 2021 года
Как не попасть в карьерную ловушку тимлида: личный опыт

Кажется, что тимлиду просто некуда расти: дальше надо либо идти в менеджмент, либо наоборот, становиться узконаправленным разработчиком. По просьбе «Лаборатории Касперского» Евгений Мацюк, который прошел в компании неординарный путь, рассказал о своих карьерных развилках во время и после тимлидства, а также поделился опытом горизонтального роста.

ПСБ запустил личный кабинет для предпринимателей. Там можно следить онлайн за каждым своим терминалом

Сервис предоставляется бесплатно.

Нейрохакинг #8. Фонтурацетам (фенотропил)

Обзор фенотропила входит в серию дневников нейрохакеров. В этой подборке статей публикуются субъективные отчеты людей, которые принимали ноотропные препараты с целью стать продуктивнее. Не факт, что эти препараты так подействуют и на Вас. Прежде чем принимать любой медицинский препарат – проконсультируйтесь с доктором. Также Вы можете поделиться…

«Яндекс.Маркет» не может доставить товар

Заказал на яндекс-маркете яндекс-станцию + яндекс-модуль, списать денюжки у маркета личико не треснуло, а вот с доставкой началось откровенное издевательство.

Исследование: сотрудники хотели бы иметь комнату отдыха, бесплатный сок, а работодатели уже готовы покупать ЗОЖ-снеки

Онлайн-сервис доставки продуктов и товаров СберМаркет и исследовательское агентство Research Me спросили сотрудников, как они хотели бы питаться в офисе и что в нем видеть. В опросе приняли участие более 1500 работающих людей по всей России. Сервис также спросил работодателей – В2В-клиентов СберМаркета: что они покупают в офис, что точно никогда…

Потратил 400 тысяч рублей на накрутку поведенческих в Гугле. Подвожу итог

Всем привет. Это уже моя пятая статья про накрутку ПФ в поисковых системах Яндекс и Гугл. Довольно много о проверенных гипотезах было изложено в первой статье про Гугл, в этой же, я подведу небольшой итог по экспериментам за последние 8 месяцев.

Власти Петербурга планируют ввести локдаун по «московскому сценарию» с 30 октября — «Фонтанка» Статьи редакции

О новых ограничениях могут объявить вечером 23 октября.

Cloud CDN: что это такое, как устроено и кому нужно. Разбираем на примере бургеров

Cloud CDN — это сеть быстрой доставки статического контента в формате услуги облачного провайдера. Объяснить, как работает технология, проще всего на примере — сравнить Cloud CDN с популярным продуктом, который выглядит плюс-минус одинаково вне зависимости от того, заказали вы его в Москве, Питере или Нью-Йорке. Знакомьтесь: классический бургер.…

Правительство обязало мессенджеры регистрировать пользователей по паспортным данным с марта 2022 года Статьи редакции

Сервисы должны будут запрашивать данные у операторов, а те — предоставлять их в течение 20 минут после регистрации пользователя.

null