Игра по правилам политики импортозамещения. IT и реальность

Все, что вы хотели знать о закупочной деятельности в сфере IT, в рамках импортозамещения, но боялись спросить в статье Полины Карпачёвой - выпускницы Moscow Digital School.

Жизнедеятельность коммерческих компаний, корпораций с долей государственного участия, а также государственных и муниципальных заказчиков не представляется возможной без осуществления ими закупочной деятельности. В эпоху инноваций, роботизации и всецело технического развития любому предприятию не обойтись без качественного программного обеспечения и IT оборудования, которые бы отвечали всем ключевым потребностям.

Закупочная деятельность государственных и муниципальных заказчиков в сфере IT регулируется Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ; закупки корпораций и естественных монополий с долей государственного участия регулируется Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, а также разработанными ими положениями о закупках товаров, работ, услуг; закупочная деятельность же коммерческих компаний регулируется исключительно их положениями о закупках. Вышеуказанные федеральные законы дополняются, даже следует отметить, непрерывно дополняются, подзаконными актами, в частности Постановлениями Правительства Российской Федерации, о которых будет подробно сказано далее.

По своей сути закупка – это определение заказчиком поставщика товаров, работ или услуг. Например, определение закупки зафиксировано в п. 3 ст. 3 44-ФЗ: «Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд». Важно понимать, что закупка предусматривает собой целый цикл юридически значимых действий «…Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (то есть речь идет о закупке у единственного поставщика), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.»

Следует разграничивать заказчиков и поставщиков, которые осуществляют свою закупочную деятельность в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, поскольку именно от вида заказчика зависит степень императивности норм, которые регулируют его закупочную деятельность.

Заказчики

Игра по правилам политики импортозамещения. IT и реальность

Поставщики

Игра по правилам политики импортозамещения. IT и реальность

Как мы видим, по 44-ФЗ живут государственные и муниципальные заказчики, а по 223-ФЗ осуществляют свою закупочную деятельность организации, которые имеют в своем капитале долю государственного участия 50% и более.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 01.11.2013 №2036-р «Об утверждении Концепции развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года» на данный момент действует режим импортозамещения, который распространяется на сферу IT. Российский IT рынок не спешит переходить на отечественное ПО и оборудование, что приводит к ужесточению законодательного регулирования и «закручиванию гаек». Очень интересно, что нам будет сулить новая долгосрочная стратегия, разрабатываемая Высшей школой экономики по заказу Минкомсвязи - «Стратегия развития отрасли информационных технологий в России до 2036 года», на данный момент она еще не утверждена и находится на этапе разработки проекта.

По своему характеру 44-ФЗ более императивный и «жесткий», чем 223-ФЗ. В частности, это выражается в правилах «игры» - определении поставщика.

В целях развития российского производства в IT секторе был принят ряд Постановлений Правительства РФ (далее – «ПП»), которые в значительной степени ограничили возможность закупки иностранных IT решений.

Так, в рамках 44-ФЗ Постановлением Правительства от 10 июля 2019 г. N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» с 31 августа 2021 г. года установлено правило «второй лишний» (ранее действовало правило «третий лишний»), введенное Постановлением Правительства от 28 августа 2021 г. N 1432 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации (п. "3), а Постановлением Правительства от 16 ноября 2015 г. N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено правило «третий лишний», которое подразумевает, что если есть две заявки с российскими товарами и при этом от разных производителей, то заявку с товарами иностранного производителя отклонят. Иными словами, ПП №878, №1432 устанавливают правило исключения заявок с иностранными товарами для IT оборудования, а ПП №1236 для программного обеспечения. Подтверждением производства радиоэлектронной продукции на территории России или ЕАЭС являются сведения о продукции в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции или в Евразийском реестре промышленной продукции, для ПО подтверждением будет являться наличие информации в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

223-ФЗ более лояльный в вопросе импортозамещения и не исключает заявки по правилу «третий лишний», «второй лишний», а предоставляет преференции заявкам с ПО и IT оборудованием российского происхождения. По отношению к радиоэлектронной продукции в соответствии с ПП от 16 сентября 2016 г. N 925 «О Приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» механизм предоставления преференций работает следующим образом:

· п. 2.1 :

При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

· п. 3.1 :

При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 30 процентов от предложенной им цены договора.[1]

В отношении ПО в соответствии с от ПП от 23 августа 2021 г. N 1382 преференция в 30 процентов будет установлена только с 26 февраля 2022 г.

В этом году, в год науки и технологий, объявленным Министерством науки и высшего образования РФ, законодатель ввел для заказчиков, работающих по 223-ФЗ и по 44-ФЗ обязательные к соблюдению квоты на долю закупок российского радиоэлектронного оборудования, зафиксировав их в ПП от 3 декабря 2020 г. N 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» - для 223-ФЗ и ПП от 3 декабря 2020 г. N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" для 44-ФЗ. Размер квот в основном варьируется в пределах 50–90%. Установление квот непосредственно скорее всего положительно повлияет на увеличение доли отечественных решений в IT секторе. Данные квоты установлены на 2021–2023 года.

В соответствии с вышеуказанными ПП, IT оборудование, указанное в квотах, должно состоять в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ, или в реестре российской радиоэлектронной продукции. Процент квоты на российское IT оборудование растет от года к году, например, в 2021 г. квота на ноутбуки (ОКПД2 - 26.20.11) и отечественные серверы (ОКПД2 - 26.20.14) установлена в размере 50%, в 2022 г. – 60%, а в 2023 г. уже 70%.

Каждый отчетный год (кроме 2021 г.) государственные и муниципальные заказчики, а также заказчики, работающие по 223-ФЗ должны составлять отчет о выполнении минимальных квот. Чтобы стимулировать заказчиков закупать именно российскую IT продукцию, законодатель установит административную ответственность за невыполнение объема квот. На данный момент, проект изменений в КоАП находится на этапе разработки. Возможно всё-таки соблюдение квот будет награждаться «пряником» в виде различного рода преференций для заказчиков. На данный момент — это дискуссионный вопрос.

[1] В соответствии с письмом Минфина от 07 июля 2020 г. N 24-03-07/58556 преференции в 30% применяются в соответствии с п. 2.1 и 3.1 ПП № 925 от 16 сентября 2016 г. только в отношении радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее – реестр), предусмотренный ПП № 878 от 10.07.2019 г.

22
реклама
разместить