Право Рунетлекс
5 318

Шесть рисков при работе с заказчиком

Юристы «Рунетлекса» Алина Сундетова и Павел Мищенко рассказали, какие условия можно включить в договор, чтобы защитить себя в спорных ситуациях.

В закладки
Павел Мищенко

Мы много общаемся и работаем с предпринимателями из ИТ-сферы. Не последняя тема для разговоров — проблемы с контрагентами. Решили сделать подборку основных рисков в работе с заказчиками и показать, как их можно предотвратить с помощью договора.

1. Заказчик срывает сроки

Ситуация

Заказчик медленно давал обратную связь и не предоставлял необходимые материалы. В итоге в первоначальный срок исполнитель не уложился, работы затянулись ещё на один месяц.

Заказчик считает себя «белым и пушистым», обвиняет во всех грехах исполнителя и требует от него неустойку.

Как предотвратить

Предусмотреть увеличение сроков работ пропорционально просрочке заказчика.

Обязательно указать, что сроки увеличиваются автоматически, без каких-либо уведомлений и предупреждений от исполнителя. Неоднократно видели, что сотрудники просто забывают направлять такие письма (или им страшно, неловко или неудобно).

Можно также добавить время, необходимое исполнителю для возврата к работе. Ведь он уже отвлёк ресурс на другую задачу во избежание простоя.

В договор

«При несвоевременном или ненадлежащем выполнении заказчиком принятых на себя обязательств по договору сроки выполнения работы автоматически увеличиваются на:

  • срок просрочки выполнения заказчиком своих обязательств и
  • срок, необходимый для возобновления работ, который будет составлять не более десяти рабочих дней».

2. Заказчик предоставляет некорректные материалы

Ситуация

Заказчик поручает исполнителю разместить на сайте фотографии. Впоследствии оказывается, что фотографии были скачаны из интернета, каких-либо прав у заказчика на них нет. Правообладатель ругается на заказчика. Тот в свою очередь сваливает вину на разработчика сайта.

Как предотвратить

Указать обязанность заказчика передавать материалы, на которые у него есть права. В случае проблем с правами на материалы заказчик должен решать их самостоятельно.

В договор

«Заказчик гарантирует достоверность и полноту материалов, а также наличие у него прав на них.

Все претензии в отношении материалов со стороны третьих лиц, в том числе авторов, их наследников, правообладателей, должны быть урегулированы заказчиком своими силами и за свой счёт».

3. Заказчик постоянно запрашивает о ходе работы и требует незамедлительного ответа

Ситуация

Не успел исполнитель начать работу, а заказчик уже интересуется:

— Уже закончили?

— Нет.

— А теперь?

— Ещё нет.

— А сейчас?

Ну, как в мультике

Как предотвратить

Указать комфортный срок ответа на запросы (три-пять дней). Если запросов приходит много, то они рассматриваются последовательно.

В договор

«Исполнитель обязан предоставить ответ на запрос заказчика в срок не позднее трёх рабочих дней с момента его получения. Ответы на запросы предоставляются в порядке очерёдности их поступления».

4. На стороне заказчика много командиров

Ситуация

Ситуация из басни про лебедя, рака и щуку. Указания по работе исполнителю даёт группа лиц, все преследуют свои интересы. Непонятно, кто главный и кого всё-таки слушать. Никто ни за что не хочет нести ответственность.

Как предотвратить

Предусмотреть ответственное лицо, которое решает все вопросы по договору, зафиксировать его полномочия.

Можно также добавить условие о порядке его замены, ограничить перечень лиц, которые могут быть ответственными за проект.

В договор

«Стороны назначают своих представителей для решения вопросов по договору (ответственные лица). Перечень ответственных лиц с указанием должности и контактных данных согласуется в приложении к договору.

Лица, не назначенные в качестве ответственных лиц, не вправе вмешиваться в процесс согласования и приемки работ по договору.

Стороны не вправе увеличивать количество ответственных лиц в одностороннем порядке».

5. Заказчик уклоняется от приёмки работ и не хочет подписывать акт

Ситуация

После получения результата работ и акта заказчик пропадает. Исполнитель безрезультатно пытается получить обратную связь: ни звонки, ни письма не помогают.

Через пару месяцев заказчик внезапно появляется, предъявляет претензии исполнителю по результату работ, отказывается платить, нередко даже пытается расторгнуть договор и вернуть предоплату.

Как предотвратить

Предусмотреть обязанность заказчика принимать работы и подписывать акт или направлять мотивированные замечания в определённый срок с момента получения акта. В ином случае работы считаются принятыми автоматически.

В договор

«По окончании работ исполнитель направляет заказчику акт сдачи-приёмки результата работ (акт).

В течение пяти рабочих дней с даты получения акта заказчик обязуется принять результат работ путем подписания акта и передачи его исполнителю или отказаться от приёмки, предоставив мотивированные замечания.

Если по истечении установленного срока исполнитель не получит подписанный акт или мотивированный отказ, работы считаются выполненными надлежащим образом и принятыми заказчиком в полном объёме».

6. Заказчик не признаёт электронную переписку

Ситуация

Всё начиналось легко и удобно: обсудили задачу в Telegram, договорились о правках в Slack, исполнитель передал результат и акт по электронной почте.

Однако в определённый момент заказчик отказывается от своих слов и пропадает. А потом появляется и заявляет, что ничего не знает и ничего не получал. Теперь, как в старом анекдоте, иди докажи, что ты не верблюд.

Как предотвратить

Предусмотреть в договоре возможность обмена информацией и документами в тех сервисах, которые используете в работе.

Зафиксировать адреса и аккаунты, с которых будете вести переписку.

В договор

«Стороны признают надлежащим направление документов, запросов, претензий и других сообщений по электронной почте, в Telegram, Slack и иных сервисах, согласованных сторонами (сервисы).

Для обмена документами и сообщениями по электронной почте и в сервисах должны использоваться адреса и аккаунты сторон, согласованные в договоре.

Все документы, направляемые по электронной почте и в сервисах, считаются подписанными простой электронной подписью и имеют юридическую силу до момента получения сторонами их оригинала».

Это не все риски, которые могут возникнуть при работе с заказчиком. Будем рады, если вы в комментариях дополните нашу подборку.

#право

Материал дополнен редакцией

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Рунетлекс", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e"], "comments": 44, "likes": 44, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 32625, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 01 Feb 2018 15:07:00 +0300" }
{ "id": 32625, "author_id": 137895, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/32625\/get","add":"\/comments\/32625\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/32625"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199120 }

44 комментария 44 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
8

Я сам и заказчик и исполнитель.
Заказы беру у крупняков, часть работы отдаю на аутсорс или фрилансерам.
Так вот, крупным заказчикам вообще по барабану пункты в договоре.
На письма не отвечают НИКОГДА. Ответственных лиц всегда нет.
Сроки не продлевают НИКОГДА.
Допработы не подписывают НИКОГДА, при этом крутят ТЗ как хотят.
Акты не подписывают месяцами - ни разу не было автоматических приёмок работ из-за задержек заказчиков, это исключено.
Оплату не производят месяцами. Рекорд у меня был 2 года по неоплате.
С каждым договором расценки опускают ниже и ниже.
Так беспределят все полугосударственные структуры и госкомпании. И при низкой квалификации персонала их ЧСВ стремится к ∞.
Что касается аутсорсеров ФЛ - основная беда - безответственность, неисполнительность, неорганизованность, срывы сроков, неумение читать ТЗ больше трёх предложений, неисправление ошибок.
Могу понарассказывать вагон историй.
Короче, херово быть генподрядчиком))

Ответить
1

Согласен, работа с крупяком, тем более с полугосударственным и государственным - это вообще отдельная вселенная. Респект за выдержку и терпение. Сложно что-либо согласовать и протащить свое в документы. Но по моему опыту даже с такими ребятами условия договора помогают, правда когда дело дошло до суда. Разумеется лучше до него не доводить, но всякое бывает.

Ответить
0

Ну вот, посредники плачутся. Как человек, которому доводилось одно время жить фрилансом (разработка), могу сказать, что опыт взаимодействия с заказчиками очень быстро приводит к следующим выводам:
1. Никогда не работай с посредниками
2. Никогда не работай с посредниками
3. НИКОГДА не работай с посредниками

Поэтому
Что касается аутсорсеров ФЛ - основная беда - безответственность, неисполнительность, неорганизованность, срывы сроков, неумение читать ТЗ больше трёх предложений, неисправление ошибок.

Вы видимо завсегдатай отечественных фриланс-бирж. Ну других для вас нет и не будет. Любые компетентные и опытные исполнители стараются посредников обходить за версту.
Тот факт, что вы не смогли найти квалифицированных и надежных постоянных партнеров для сотрудничества (выполнения добываемых вами заказов), характеризует в первую очередь лично вас!

Ответить
1

Ну вот, все поплакались на тяжелую жизнь.
А можно что-то конструктивное, чтобы уменьшить свои риски будучи заказчиком/генподрядчиком/фрилансером? (нужное подчеркнуть)
Статья какие то советы пытается дать, может кто-то может добавить еще полезных советов, кроме "не работайте вообще, а то может не получится"?

Ответить
0

Уважаемый, я далеко не посредник, я генподрядчик, читайте внимательно.
От 70 до 90% работ я выполняю своими силами. Представьте себе, что ну нет в штате компании грузоперевозчика, уборщиц, 3D дизайнера и электрика.
Или вы мыслите только категориями кодеров, прогеров и маркетологов?))
Если вы не понимаете функционал и гиперответственность генподрядчика, то лучше не комментируйте.

Ответить
0

Читаю внимательно
Что касается аутсорсеров ФЛ

О ком вы высказались, о тех я и ответил.

функционал и гиперответственность генподрядчика


их ЧСВ стремится к ∞

Ответить
0

Моё точно нет, очень давно переболел!!))) А вот ваше ЧСВ точно да, судя по безапелляционным утверждениям. Вам дорога только в исполнители, в заказчики нельзя, ослепите солнцем)))

Ответить
4

Очень классная статья! Дополнительное Спасибо за отсутствие в тексте "воды"! Еще!)

Ответить
2

Спасибо, будем продолжать! Есть пожелания по темам?)

Ответить
2

А можно аналогичную статью, но со стороны заказчика?

Ответить
3

Почему бы и нет) Спасибо за идею, сделаем!

Ответить
0

Ну как, сделали уже?

Ответить
2

Спасибо, за информацию и формулировки, будем использовать.

Ответить
1

Если хотите - скиньте потом ссылочку в гуглдокс на info@runetlex.ru, посмотрим и прокомментируем, корректно ли все внесено или есть противоречия с текущими условиями договора. Согласованность всей конструкции очень важная штука.

Ответить
1

Павел, приветствую, а можно также?)

П. 5 используем в наших шаблонах, п. 6 никогда не приходил в голову — дополним. Спасибо за статью!

Ответить
0

Конечно кидайте, мгновенную реакцию не обещаю, но ответим обязательно. Пункт 6 вообще маст хэв.

Ответить
1

Паша - лучший ;)

Ответить
2

Я рядом стоял, это все заслуга Алины :)

Ответить
1

Еще нужна статья "Как все-таки заключить договор, в котором предусмотрены все косяки заказчика")

Ответить
1

Согласен, непростая задача)) Но есть пара приемов, которые возможно помогут Вам в процессе согласования. У нас есть видео по этой теме

Ответить
0

Не встречал таких. Например, Сбер перед подписанием договора даёт подписать письмо, в котором написано, что ты заранее согласен со всеми изменениями заказчика. Там куча пунктов, от которых волосы дыбом. Не подпишешь, не зайдёшь на тендер.
По сути, они бессовестно разоряют своих контрагентов.

Ответить
0

Я пытался пошутить :(

Ответить
1

Как-то пытался поднимать похожую тему на другом ресурсе - про договор, который бы максимально защищал дизайнера, использующего лицензионные изображения из фотобанков, от клиента, которому передается работа...

Ответить
1

Могу ещё добавить - в договоре отдельным приложением работы, выполняемые силами заказчика, со сроками и взаимосвязью с работами исполнителя - не раз выручало...

Ответить
0

Да, это, пусть и не очень частый, но важный момент. Из-за недостатка знаний, я пытался реализовывать это через поэтапность выполнения работ и получения для каждого этапа необходимого объема материалов от заказчика.

Ответить
1

4 - пункт мне очень понравился, разумного его вынести прямо в договор. А если лица увеличиваются, то допником. Буду учитывать, спасибо!
P.S. Остальные пункты уже используем )

Ответить
0

Если вдруг используете рамочный договор, то удобно положения об ответственных лицах в сам договор, а согласование конкретных лиц на каждую работу - в приложениях, так как они могут меняться в зависимости от типа работ.

Ответить
1

Разумеется, не следует пренебрегать детальныой проработкой договора и любыми возможными рисками. Бывает, клиенты моей юридической компании удивляются - "почему такой большой договор?" или "целых 10 листов на простейшую работу по .... ?" Хотя некоторые впоследствии понимают, что это было не зря. И каждый пункт выведены исходя из типичных конфликтных ситуаций и судебной практики.

Ответить
0

Согласен. Мы правда не включаем сразу в договор условия для закрытия всех возможных рисках, а обговариваем их с заказчиком, чтобы он принял решение - что реально важно для его бизнеса, а что можно и не включать. И уже на основании этой информации составляем договор. За счет этого иногда удается сохранить компактность))

Ответить
1

Вообще правильный подход. Все про это знают но знают как-то задним числом, а вот про то чтобы влючить в договор как-то не догоняют

Ответить
0

Обычно озарение приходит после потери денег или больших нервов) Но это нормально, бумажками скучно заниматься и профита быстрого не видно.

Ответить
1

Еще неплохо бы добавить:
7. отказ от ответственности за любые прямые и косвенные убытки, которые могут возникнуть в результате
8. ограничение суммы любой ответственности по договору в пределах суммы договора (а лучше последнего платежа по договору)
9. в пунктах договора отталкиваться от даты поступления платежа на р/с Исполнителя, а не перечисления с р/с Заказчика
10. Сумму договора разбить на несколько авансовых платежей в соответствии с основными этапами работ. Работы по каждому следующему этапу начинаются только после поступления аванса. Выплата каждого авансового платежа считается принятием работ по предыдущему этапу (даже, если не заказчик не подписал промежуточный акт)
11. подумываю также добавить пункт о передаче имущественных прав на результаты работ только после получения финального бумажного подписанного акта от Заказчика (т.е. работы могут быть приняты автоматически по истечению срока возможного предоставления претензии, но Заказчик не сможет законно использовать результаты работ, если пренебрегает требованиями к оформлению бумажного документооборота)
12. указывать кол-во результатов работ, которые заказчик может использовать (речь о том, что в процессе работы заказчику демонстрируются несколько вариантов + возможные версии при корректировках). Запретить использовать промежуточные результаты работ и варианты, не прошедшие согласование (это особенно актуально при разработке текстов, нейминга, а также логотипов, черновые версии которых заказчику несложно обрисовать и получить вполне рабочий вариант)
13. предупреждать о депонировании работ (надо ли?)
14. как-то обозначить обязанность заказчика приобрести шрифты, если при разработке фирстиля используются шрифты сторонних производителей. Еще лучше - включить еще и стоимость версии шрифтов для дизайнера в стоимость договора. Дать понять, что стоимость шрифтов, условия лицензий и пр. могут быть разными и при заключении договора еще неизвестно, какие и сколько начертаний/шрифтов будут в результате использованы

Ответить
0

Наши коварные планы не раскрывать все карты в одной статье были разрушены :) А если серьезно -круто, спасибо, отличные советы!

Ответить
1

Вам спасибо, что взялись за это. Давно хотелось сообща создать какую-то основу (а лучше - конструктор) договора именно для дизайнеров и копирайтеров. Думаю, что тот юрист(ы), который взялся бы за такой Open Source проект, получил бы виральный рекламный эффект несопоставимо больший, чем время затраченное на такую работу.

Ответить
1

Общий срок исковой давности у нас 3 года. Но я бы вообще хранил максимально долго, насколько это возможно. На всякий случай)

Ответить
0

Встречный вопрос к Павлу Мищенко: имеет ли смысл / снизит ли риски исполнителя выделение для переписки отдельного e-mail под каждого заказчика с более-менее долгосрочным или крупным проектом, учитывая, что стороны договорились об использовании электронных каналов связи наравне с бумажной документацией? Полагаю, в случае споров, возможно, это упростит предоставление доказательств, сохранит конфиденциальность переписки с остальными заказчиками и не блокирует в каких-то крайних случаях переписку по остальным проектам. Правильно ли я размышляю?

Ответить
1

Не очень вижу риски блокирования и потери конфиденциальности переписки, был бы благодарен за пояснения.

На примере наших клиентов вижу несколько моделей: 1. Один электронный адрес на все проекты. 2. Электронный адрес менеджера проекта на каждую конкретную работу. 3. Переписка с любых адресов на домене (например @runetlex.ru) признается надлежащей.

В общем и целом все сильно зависит от бизнес-процессов конкретной компании.

Ответить
0

Мои предположения связаны с незнанием процедуры дальнейшего разрешения возможного конфликта в случае, если стороны не смогли договориться друг с другом самостоятельно :)
Так понимаю, что далее идет обращение в суд одной из сторон и тогда может понадобится привести в качестве доказательства переписку по проекту... Это просто распечатанные и заверенные копии избранных писем? Или может понадобится предоставить каким-либо экспертам/службам/органам полный доступ к почтовому аккаунту, чтобы определить достоверность получения/отправки писем по данному аккаунту со всеми IP-адресами, датами/временем и пр.?

Ответить
1

Как правило варианта 2:
1. Прикладываем распечатки переписки, которые сделали сами.
2. Прикладываем распечатки переписки, которые заверили у нотариуса.
Второй вариант повышает вероятность принятия судом доказательств как надлежащих. При этом процедура осмотра делается нотариусом в присутствии клиента, залезть куда не надо у него вряд ли получится. На широкое обозрение конфиденциальная информация с другими переписками попасть не должна.

Доступ аккаунта разным службам/экспертам - пока не сталкивался с такой историей и мне кажется она здесь маловероятна.
Кстати, вспомнил важный момент. Переписку желательно вести не со своих почтовых сервисов, сделанных собственноручно, а с публичных (гугл, яндекс, и пр.). Потому что на своих почтовых сервисах возможно "сделать" нужные доказательства существенно выше.

Ответить
1

Да, я тоже, взвесив все логически, пришел к выводу, что такую переписку лучше вести через публичные сервисы и, мне кажется, обязательно оставлять все копии писем в облаке, даже при использовании почтовых десктоп-клиентов. Кстати, не подскажете, сколько нужно хранить такую переписку в аккаунте? 4 года?

Плюс, есть надежда, что отправка писем через публичные сервисы или размещение файлов работ на гугл-/яндекс-диске/дропбоксе является некоторой аналогией депонирования работы, т.к. подделать дату отправки/получения письма или загрузки файла в хранилище малореально. Хотя, как я понимаю, электронное депонирование имеет наименьший вес в суде, в отличие от нотариального заверения или заказного почтового отправления самому себе

Ответить
0

промахнулся и ответил вне ветки. См коммент ниже плз

Ответить
0

Неплохо было бы приложить "рыбу" договора.
Статья очень информативная.

Ответить
0

Спасибо за материал!

Ответить

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }