{"id":13600,"url":"\/distributions\/13600\/click?bit=1&hash=c13e0a1a1076c9b4e210931dab473e631776b950ffb973c66c64a413fd2a6eaf","title":"+15% \u043a \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0430\u043c \u043d\u0430 \u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u043f\u043b\u0435\u0439\u0441\u0435 ","buttonText":"\u0427\u0442\u043e \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"3fa330bf-7f99-5fa9-a687-bd8d1a6b4196","isPaidAndBannersEnabled":false}
Право
Михаил Басс

В поисках автора: как найти обладателя прав на творческий результат

Для предоставления охраны объекту авторского права в большинстве стран мира не требуется прохождения специальных процедур, как то регистрации в органах государственной власти, в чьи полномочия входит решения данных вопросов. Любой творец, который создал картину, сочинил музыку или написал роман, автоматически становится автором. Ему не нужно идти в госорганы и регистрировать свои произведения, ведь закон гласит: результат интеллектуальной деятельности охраняется с момента его создания. Но, как оказалось, в таком подходе есть и свои минусы. В отличие от объектов, прошедших регистрацию, информация об объекте авторского права не содержится ни в каких госреестрах. Так что же нужно делать тем, кто хочет использовать чужой результат, но не может найти создателя произведения?

Российское законодательство закрепляет за авторами личные неимущественные и исключительные права, первые из которых неотчуждаемы и принадлежат креатору с момента создания результата. К ним, в частности, относится право на имя, на неприкосновенность произведения, на обнародование и на отзыв. Сегодня уделим внимание имущественным правам, а также праву автора использовать или разрешать использование результата под своим именем, псевдонимом или анонимно. Почему это небольшое отступление от заявленной темы так важно? Потому что нарушение интеллектуальных прав влечет нарушение закона, что, естественно, недопустимо. Поэтому желающему воспользоваться творческим результатом стоит обратить внимание на то, с чем ему предстоит столкнуться, прежде чем он сможет извлечь пользу из чужого креативного объекта.

В первую очередь, по общему правилу для использования результата у творца необходимо получить разрешение. Кроме того, за такое использование (тоже по общему правилу) автору причитается вознаграждение. Именно поэтому важно знать, какие права принадлежат креатору и какие, соответственно, обязанности возникают по отношению к нему. Оговорка на общие правила предполагает наличие исключений, о которых я расскажу в следующий раз. Сейчас для нас важно следующее: если автор произведения неизвестен, то непонятно, у кого спрашивать согласия и кому выплачивать отчисления. Для выяснения этой информации можно прибегнуть к следующим способам.

Как я уже говорил ранее, объекты авторских прав не подлежат регистрации. По крайней мере, в нашем государстве. Но это не означает, что российские авторы работают поодиночке и вообще сами себе на уме. Творцы увидели необходимость в объединении и создали общества по коллективному управлению правами (ОКУП). Первое такое общество появилось во Франции во второй половине XIII века. Писатель Пьер Бомарше создает Бюро правовой защиты драматургов, которое положило начало формированию будущих ОКУПов. Уже в следующем столетии идею подхватили известные по сей день Гюго, Дюма и Бальзак, которые основали в 1837 году Общество литераторов.

Для чего создавались и создаются такие общества? Целью их стало упрощение творческой жизни автора, который в индивидуальном порядке не в состоянии следить за действиями с его произведением. ОКУПы сегодня заключают с креаторами договор и собирают с лицензиатов вознаграждение, которое, в свою очередь, передают творцам. В России действует несколько аккредитованных организаций, среди которых Российское Авторское Общество (РАО), Российский Союз Правообладателей (РСП), Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства (УПРАВИС), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), а также Ассоциация музыкальной индустрии (АМИ). Все эти общества ведут собственные реестры авторов и правообладателей исключительных прав, поэтому в их базе данных, вероятнее всего, содержится имя творца, чье произведение планируете использовать. Вдобавок к этому общество может помочь с получением разрешения и заключением лицензионного договора на использование результата.

Такой способ выступает наиболее распространенным и незамысловатым, ведь вам не нужно тратить время на поиски имени или наименования правообладателя, его телефона, почты и прочих средств связи. За вас это сделают ОКУПы. Тем не менее это не единственный вариант, как можно узнать информацию о креаторе. На помощь приходит издательство, которое выпустило произведение, видео- и звукозаписывающая студия и прочие организации, где результат воплощался в жизнь. С этими компаниями авторы заключили договоры, поэтому информацию о владельцах прав можно запросить у них. Однако важно помнить, что эти организации могут делиться с вами данными в тех пределах, которые установлены соглашением о неразглашении.

И напоследок расскажу еще об одном способе, который приблизит вас к использованию творческого результата. Бывает, что автор не является правообладателем. Это происходит, когда творец, который создал произведение или иной объект, передает исключительные права другому лицу. В этом случае интеллектуальные права разделяются между сторонами сделки и неимущественные остаются у креатора, а имущественные переходят новому правообладателю. При таком разделении согласие необходимо получать у обладателя исключительных прав, информацию о котором можно уже взять у автора. Возьмем литературное произведение — книгу. Сегодня будет трудно найти обложку, где бы не выделялось жирным шрифтом имя писателя. С большой вероятностью имущественные права на результат будут принадлежать издательству, но это не отменяет возможности воспользоваться помощью самого автора. Если вам, конечно, удастся выйти с ним на связь.

В России все вышеперечисленные способы наиболее актуальны и востребованы. Если бы вопрос о поисках автора стоял в других государствах, то дела разрешались бы немного иначе. В Турции, например, предусмотрена государственная регистрация фонограмм, что значительно упрощает жизнь как самим творцам, так и тем, кто хочет воспользоваться их креативными результатами. Тем не менее это никак не умаляет систему права России, которая следует предписаниям Бернской конвенции. Такой подход стимулирует создавать больше креативного контента и продуктов, ведь для наделения их правовой охраной автору не требуется проходить длительный и затратный путь государственной регистрации.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null