В позе Буратино. Поводов не возвращать потребителю предоплату становится все больше и больше

Российский бизнес все чаще требует невозможного - лишить клиента денег, которые однажды были внесены в счёт оказания будущих услуг. Перечень таких оснований растет, и будет расширяться. Напоминаем об опасных участках одностороннего движения денег и возможных ДТП (денежно-товарные происшествия).

Аванс в представлении художника
Аванс в представлении художника

Статья из нашего блога на дзене "Про бизнес и потребителей". Некоторые опусы мы тестируем на аудитории VC.RU в мирных целях. Аудитория (алгоритмы) на Дзене сейчас реагирует только на скрепы, но об этом будет отдельный пост.

Подарочные карты

Только недавно отшумела история с подарочными сертификатами. Защитникам потребителей (юристам, чиновникам, судьям) понадобилось больше 10 лет, чтобы заставить магазины возвращать деньги, внесённые за подарочные карты. Многие торговые точки до сих пор относятся к таким средствам, как к своим, категорически отказывая в их возврате. Однако это не так, карта подтверждает внесение аванса и если клиент не выбрал в будущем товар, то вправе запросить всю сумму назад. Отказ клиенту будет фактически означать кражу денег.

Ж/д- и авиабилеты

Если железная дорога всегда генерировала проблемы с возвратом денег за билеты в режиме "лайт" (большую часть оплаты можно было вернуть, иногда даже если ты не успел на поезд), то с 5 мая 2022 годжа у РЖД появились невозвратные тарифы. На них действует скидка 20%, но вернуть их нельзя.Невозвратные тарифы в авиаотрасли появились намного раньше при активном лоббировании "Аэрофлотом" (это счастье стало доступно в 2014 году). Поразительно, но до этих нововведений любой билет можно было вернуть, что сильно не устраивало монополистов неба. Ведь за границей это практикуется и могущественная IATA фактически объявила пассажирам войну, помогая отсталым странам вводить невозвратные тарифы и прочие нужные новеллы.При введении тарифа авиаперевозчики обещали обрушить цены на перевозки для тех, кто рискует взять билет без возврата, но после того, как нужный закон приняли, уже никто и никогда про это обещание не вспоминал. Зато практика продаж невозвратных билетов такова, что пассажир часто вообще не понимает, какой тариф он приобрел и сталкивается с отказом или предложением доплатить полцены уже по факту.

Концерты

Еще до пандемии Министерство культуры было озабочено практикой перекупщиков, которые в сговоре с администрациями или кассирами театров выкупали ликвидные билеты, продавали с накруткой 1000%, а нераспроданные - возвращали в кассу предприятия. Бороться с практикой было решено за счет потребителей. И в 2019 году все билеты на зрелищные мероприятия (под раздачу попали и те, которые никогда не интересовали перекупщиков) стали ограниченно возвратными. Теперь только при отказе более чем за 10 дней можно рассчитывать на возврат всей стоимости билета (это если продажа была честная, без всяких там сборов, комиссий, и услуг посредников за 5 тыс., которые никто не вернет). Если решение не идти на концерт пришло к вам накануне (осталось менее 3 дней), то вы получите назад - 0 рублей. Конечно есть и льготы для тех, кого не пощадила жизнь, например, при смерти близкого родственника можно вернуть деньги за билеты, если приложить к заявлению ворох документов о родстве и смерти. В пандемию с возвратом денег стало еще веселее. Мы об этом уже писали (Купил билет на концерт еще в 2020 году, а его уже несколько раз переносят. Можно ли вернуть деньги? Подробный разбор от юриста). Сейчас можно добавить только то, что многочисленные отмены концертов по разным политическим и прочим причинам все также обосновываются формальностью, мол, все пандемические ограничения до конца не сняты (хотя зрелищные мероприятия разрешены почти везде), а значит возврата денег пока не производим.

Туризм

Хедлайнер нашей статьи, это новый закон о туризме, который разрабатывается в недрах Ростуризма. Ведомство Зарины Догузовой собирается обрушить на российского потребителя свое безразличие к чужим деньгам. Услуги гостиниц скоро станут невозвратными, именно такую концепцию Ростуризм представил (к большому одобрению бизнеса).

В позе Буратино. Поводов не возвращать потребителю предоплату становится все больше и больше

Страхование

"Карта боли" российского потребителя включает в себя много страховых мест - это и обязательная коллективная страховка по цене в 10 раз дороже, и массовая проблема с ремонтами и выплатами по ОСАГО (страховщики недоплачивают и экономят на клиентах, забирая себе 40% от собранных за страховку денег), и навязывание страхования жизни и здоровья (от которого почти нельзя отказаться), и подмена вклада инвестиционными страховыми продуктами (разводят в основном финансово неграмотных и беззащитных) по которым невозможно расторгнуть договор и вернуть деньги (пока не закончится весь срок страхования) и множество других вещей.

Где-то на галерах...
Где-то на галерах...

В страховании как таковом нет возвратного тарифа. Покупая страховку у тебя почти ноль шансов вернуть деньги. Как благотворительная акция действует период охлаждения от ЦБ РФ и Минфина. В течение 14 дней вы можете отказаться от любой страховки. Вы только вдумайтесь, что эту меру финансовые регуляторы с серьезным лицом и деловой риторикой вводят как ответ тотальному засилью навязывания страховок везде и всем. Это такой способ защиты потребителя. Если на вас едет каток - у вас есть "период охлаждения", ложитесь под него, потом будет 2 недели, чтобы сказать свое "фи" водителю.

Комментарии приветствуются, вентилятор в положении "вкл".

22
3 комментария

Потребителям нужно оставить только обязанности.

1
Ответить

Для наблюдения за стокгольмским и икее-асосным синдромом? )

1
Ответить

И одно лишь право - оплатить работы, товары, услуги. Просто плати и не жди ничего взамен.

1
Ответить