Потерять доход и бизнес: почему российские компании не умеют работать с интеллектуальной собственностью?

Поговорили с признанным мировым экспертом в области интеллектуальной собственности (ИС) о том, как нематериальные активы помогают компаниям зарабатывать, почему бухгалтеры и юристы становятся злейшими врагами собственников бизнеса и почему в России так любят систему патентов, которая давно не работает.

Др. Санджар Муминов
Юридический партнер HeFi.io, Президент международного бизнес-консорциума SANDJAR GROUP, эксперт по интеллектуальной собственности, юридической практике и инвестициям

Вы работаете с компаниями со всего мира. Как часто к вам сейчас обращаются российские стартапы и с какими запросами?

С февраля этого года российские компании составляют 15% от нашей клиентской базы, это 300-400 клиентов. Раньше из России к нам обращались 1-2% от всех клиентов. Самый главный запрос — это помощь в привлечении инвестиций. Дальше релокация бизнеса, защита ИС, помощь с поиском партнеров и кейсы (решение конкретных проблем — штрафы, аресты, уголовные дела).

В одном из интервью вы сказали, что интеллектуальная собственность — это новый вид экономического ресурса, который нужно ставить в один ряд с нефтью и золотом. Расскажите подробнее.

Сегодня ключевые активы компании вовсе не недвижимость и деньги. Это знания, технологии, бизнес-модели, связи — нематериальная категория. Бизнесмены ими пользуются, но часто даже не знают о том, как юридически их защитить и сделать своей собственностью. А потом обращаются к нам, когда уже что-то потеряли. 99% активов не имеют никакой защиты, в лучшем случае товарный знак, и то локальный, действующей в одной стране. Но товарный знак не применим, например, для защиты цифровых технологий.

Мы научились правильно защищать интеллектуальную собственность, давать оценку стоимости, монетизировать. Люди начинают получать первые деньги исключительно от ИС без прямых бизнес-операций, только тогда и случается прозрение и понимание. В отличие от нефти, золота, ИС неисчерпаемый ресурс. Если в компании правильно построены бизнес-процессы, интеллектуальную собственность можно перепродавать много раз.

В 2022 году SANDJAR GROUP первая в мире зарегистрировала сертификат интеллектуальной собственности для юридической защиты и защиты авторских прав на уникальные произведения NFT
В 2022 году SANDJAR GROUP первая в мире зарегистрировала сертификат интеллектуальной собственности для юридической защиты и защиты авторских прав на уникальные произведения NFT

Большая часть российских бизнесменов скорей всего скажет: у меня есть патент на изобретение, зачем мне так сильно заморачиваться?

Патент на изобретение, действительно, один из самых популярных инструментов, которые используют компании. Но патент не решает никаких бизнес-задач, он только защищает техническое решение, не защищая при этом концепцию. Патент на изобретение для стартапа — это просто красивая бумажка, которая никогда не позволит бороться с плагиатом на рынке. Тем более IT стартапы — это про цифровые активы, которые защищаются по системе копирайта.

Патенты на цифровые решения признаются только в США и Новой Зеландии. Остальной мир отказался от этой концепции и пошел по пути Бернской конвенции, которая разделяет любой цифровой продукт на компоненты — на базы данных, программы и тд. В Америке не так, там патент защищает все — и название, и исходный код.

Патентное изобретение — это просто бренд, который активно продвигали 60 лет назад, но на сегодняшний день он не работает так, как того ожидают владельцы компаний. Патенты в принципе придумали для того, чтобы забирать знания у предпринимателей в пользу государства. Так государство через механизм патента получает доступ к определенным разработкам.

Вы сказали, что на интеллектуальной собственности можно заработать — как это работает?

Для того, чтобы начать зарабатывать, ИС должна получить какую-то стоимость, потому что монетизировать можно только то, что имеет ценность. Поэтому ИС надо поставить на баланс стартапа как нематериальный актив. На этом этапе начинаются первые проблемы, потому что скорей всего бухгалтер не сможет даже сайт поставить на баланс.

Но представим, что у вас все получилось и вы защитили основные разработки компании. Как это монетизировать?

  • Привлекать банковские кредиты, поставив интеллектуальную собственность под залог
  • Продать ИС инвесторам и получить деньги
  • Издавать и продавать лицензии на использование ИС
  • Лицензирование прав ИС под франчайзинг
  • Закрывать долги, используя ИС как нематериальный актив
  • Привлечение инвестиций под портфолио ИС (IP Share)

Я перечислил основные пункты, но есть еще много неочевидных возможностей: использовать ИС для получения компенсации в случае, если кто-то занимается плагиатом, управление персоналом через ИС — вы можете сделать сотрудников совладельцами ИС и платить роялти.

В крупных компаниях этими вопросами занимаются целые отделы с серьезными специалистами. Может ли стартап позволить себе такую услугу? Насколько дорого и долго создавать свое портфолио интеллектуальной собственности?

Мы работаем с малым и средним бизнесом через партнерскую сеть и региональные офисы. Создание портфолио ИС стоит от 1 до 3 тысяч долларов, это занимает 7 дней. Регистрация прав на ИС в среднем 7 тысяч долларов за бренд, занимает от 10 до 20 дней. Мы работаем по системе Купера — ваша интеллектуальная собственность будет защищена сразу в 181 стране мира. На мой взгляд, такую услугу вполне может позволить себе рядовая компания.

ТОП-3 причины, по которым стартапам стоит защитить ИС в первый год жизни?

Первая причина — чтобы не потерять свой бизнес. Вам как минимум надо легализовать и узаконить то, что вы создаете.

Вторая причина — чтобы не потерять свой рынок. Вы показываете всем интеллектуальную собственность и пугаете ею конкурентов.

Третья причина — получить минимально необходимый уровень знаний, чтобы правильно ставить задачи сотрудникам. Любой предприниматель должен уметь работать с интеллектуальным капиталом. Вы должны уметь им управлять: понимать, как ставить на баланс, как оценить, защитить и монетизировать. Если собственник сам не ориентируется в этой теме, он не сможет поставить задачу бухгалтерам и юристам. Сами они никогда в жизни не инициируют эту активность. Получается, что собственник будет терять деньги просто потому, что ему не хватило знаний.

В русскоязычном сегменте интернета нет статей об IP Funding и IP Shares, а ваши коллеги часто начинают свои доклады со слов о том, что в России вообще не распространена практика защиты интеллектуальной собственности. Почему мы так отстали от здоровых зарубежных тредов?

Здесь есть три причины. Первая — зависимость от регуляторов. Все думают, что в этом вопросе главный Роспатент. Но Роспатент на самом деле координирует работу только двух процентов от общего числа активов в сфере ИС в России. А остальные 98% к нему не относятся. Но люди все равно идут туда. Игры, приложения, сайты — все это не имеет никакого отношения в Роспатенту, к нему относится только товарный знак и патент на техническое изобретение.

Из оставшихся 98% меньшая часть относится к авторским правам, большая — к объектам коммерческого права, например, клиентская база, которая тоже может быть нематериальным активом на балансе компании. И с этой клиентской базой бесполезно идти в Роспатент, он ничем вам не поможет.

Вторая причина — зависимость от бухгалтеров и юристов. Даже если собственник решил поставить на баланс свои нематериальные активы, бухгалтер и юрист скажут: “Извините, мы не будем это делать, потому что не знаем как”. В крупных зарубежных корпорациях бухгалтеры буквально стонут, потому что руководители выжимают из них все возможности монетизации и капитализации, поэтому Apple и Microsoft стоят триллионы. В России бухгалтер ограничивает собственника: это нельзя, то не по закону.

Если вы недостаточно компетентны, вам остается только слушать и соглашаться. Получается, что идет борьба: собственник хочет развития бизнеса, а юрист и бухгалтер хотят, чтобы все шло тихо-мирно и без потрясений. Поэтому зачастую бухгалтерия и юридический отдел — это главные наши враги.

Третья причина — ИС на территории России воспринимают только как инструмент защиты, а не инструмент монетизации. Собственники регистрируют свой бренд, чтобы потом всех наказать и засудить. И мало кто понимает, что с помощью интеллектуальной собственности можно привлекать инвестиции, выдавать лицензии на франшизы и так далее. В основном люди думают: ага, я получил ИС и свидетельство о патентном изобретении — замечательно, мои права защищены! Потом эти бумажки кладутся в сейф, и человек сидит и ждет, пока его права кто-то нарушит. И вот когда лет через 5 это случается, сейф открывается, сертификат извлекается и отправляется к юристу. Например, собственник уличил конкурента в плагиате и просит юриста разобраться. А юрист отвечает: для этого вам придется получить еще 5 сертификатов, потому что у вас, например, сертификат на производство печенья, а у конкурента — на его рекламу. И из собственника начинают выкачивать деньги, пока они не кончатся. Деньги закончились, конкурент не наказан, собственник разочарован.

После начала спецоперации многие компании оказались отрезаны от возможности привлекать средства из-за рубежа и нормально вести бизнес за границей. Что вы посоветуете молодому перспективному стартапу в такой ситуации? Допустим, просто релокейт не подходит.

С 1 июня мы запустили новый продукт IP Funding, он позволяет оформить интеллектуальные права на продукт, российский предприниматель становится владельцем этих интеллектуальных прав, регистрация делается по международной системе и признается на территории ОАЭ. И потом российские предприниматели могут использовать эмиратскую компанию как юридическое лицо на территории для ведения коммерческой деятельности. Развернуть бизнес в Эмиратах можно за 20 дней, для этого даже приезжать не надо — просто берется готовая компания, которая запускает продукт на рынок, а вы, как собственник, получаете роялти от монетизации.

Этой услугой уже воспользовались 10 компаний. Услуги IP Funding в том числе доступны всем участникам платформы HeFi.io.

Ну и напоследок: расскажите о самом интересном кейсе в вашей практике, который связан с IT отраслью.

Потерять доход и бизнес: почему российские компании не умеют работать с интеллектуальной собственностью?

Ученый из Англии разработал технологию для быстрого тестирования пациента на COVID-10 (DPI Laser test). Мы смогли грамотно упаковать этот продукт, защитить ИС, продумали стратегию монетизации, даже внедрили на территории ОАЭ. И привлекли 320 млн долларов инвестиций в этот проект. Сейчас решение используется в центрах быстрой диагностики на чекпоинте между Дубаем и Абу-Даби, чтобы пассажиры могли пройти тестирование во время поездки — результаты доступны в течение пяти минут.

99
1 комментарий

Похоже на еще одну попытку расшевелить российский рынок интеллектуальной собственности, читать в целом интересно, будем надеяться что хоть кто-то сделает выводы и начнет применять

1