Право Евгений Делюкин
3 148

Депутаты написали законопроект для регулирования больших данных: что в нём написано и что говорят эксперты

Участники рынка предлагают исправить документ — пока они считают регулирование избыточным.

В закладки

23 октября 2018 года группа депутатов внесла на рассмотрение в Госдуму поправки в 149-ФЗ «Об информации», в которых хотят создать реестр операторов и урегулировать сбор, передачу и другую обработку «больших пользовательских данных».

Инициатива рассматривалась и ранее — в июне 2017 года глава Роскомнадзора Александр Жаров призывал создать в России орган, регулирующий обработку больших данных.

В чем суть законопроекта

В поправках № 571124-7 к 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предлагается определить понятия:

  • «большие пользовательские данные»;
  • «оператор больших пользовательских данных»;
  • «обработка больших пользовательских данных».

Большие пользовательские данные (БПД)

Согласно поправкам в законопроект, БПД — «совокупность не содержащей персональных данных информации о физических лицах и (или) их поведении, не позволяющая без использования дополнительной информации и (или) дополнительной обработки определить конкретное физическое лицо, собираемой из различных источников, в том числе сети "Интернет", количество которых превышает тысячу сетевых адресов».

Фактически, под большими данными подразумевается практически вся информация, которую могут собирать компании в обезличенном виде.

Глава InfoWatch Наталья Касперская, которая в 2016 году говорила о необходимости подобного закона, предлагала считать БПД поисковые запросы, геопозицию, контакты, переписку пользователей, фото- и видеоматериалы, публикации в соцсетях, комментарии, видео с камер наблюдения, финансово-экономические данные, финансовые транзакции и покупки в интернет-магазинах.

Обработка больших пользовательских данных

По законопроекту под обработкой больших пользовательских данных подразумевается «любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с большими пользовательскими данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу, удаление, уничтожение больших пользовательских данных».

На кого распространяется закон

Документ вводит понятие «оператор пользовательских больших данных». Согласно нему, это «федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое или физическое лицо», которое обрабатывает большие пользовательские данные самостоятельно или с другими лицами, определяет цели обработки данных, их состав и дальнейшие действия.

Издание Tadviser считает основными потребителями технологий больших данных компании в банковском секторе, телекоме и торговле. Они анализируют платежеспособность клиентов, потребительское поведение и другую информацию. У операторов мобильной связи есть подразделения по работе с большими данными, которые не только обрабатывают клиентские данные, но и приносят прибыль.

По оценкам РБК, российский рынок Big Data оценивается в 22 млрд рублей.

Обязанности операторов БПД

  • Оператор БПД должен разместить на сайте информацию для пользователей о сборе данных, а если сайта нет, то уведомить его «иным доступным способом».
  • Оператор БПД до начала обработки данных должен получать согласие в электронной форме от пользователя об идентификации IP-адреса.
  • Если оператор БПД собирает данные более, чем со 100 тысяч сетевых адресов, он обязан уведомить государственные органы о своём намерении осуществлять обработку БПД.
  • Также оператор БПД обязан передавать данные правоохранительным органам по запросу в случае осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Вести реестр операторов больших пользовательских данных будет Роскомнадзор. Он же определит требования к форме и содержанию согласия пользователя на обработку БПД.

Почему внесли поправки

В пояснительной записке к проекту Михаил Романов предлагает регулировать БПД, чтобы пользователи получали «должную правовую защиту и поддержку». По его словам, пользователи ежедневно оставляют о себе «огромный массив обезличенной информации» в соцсетях, сервисах, устройствах и «других информационных технологиях», которые никак не защищены государством.

В законопроекте не указаны какие-либо штрафы за отказ от внесения в реестр или сокрытие информации о сборе больших пользовательских данных.

Мнение рынка

В ассоциации участников рынка больших данных, в которую входят компании «МегаФон», Mail.Ru Group, oneFactor, «Тинькофф банк» и «Яндекс», сообщили, что не участвовали в разработке законопроекта. Члены ассоциации считают, что излишнее регулирование будет мешать развитию рынка больших данных в России.

Так например, мы считаем, что создание единого термина, описывающего большие данные в целом, нецелесообразно, с учетом того, что категории информации, которые могут собираться, постоянно меняются количественно и качественно с развитием технологий. Мы готовы сотрудничать и предоставить экспертную оценку законопроекта.

Юлия Ганина
руководитель по корпоративным коммуникациям «МегаФона»
{ "author_name": "Евгений Делюкин", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 40, "likes": 21, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 48934, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Tue, 23 Oct 2018 19:17:05 +0300" }
{ "id": 48934, "author_id": 124903, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/48934\/get","add":"\/comments\/48934\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/48934"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199120 }

40 комментариев 40 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
8

Когда операторша видит твои большие данные!

Ответить
7

Капец, нафига регулировать обезличенные данные? Технология ещё не успела толком развиться, а уже тупые депутаты которые бит от байта не отличают начинают регулировать. Причём даже не спросив специалистов в этой области. Очередной закон который вредит инновациям и снижает продуктивность. Дебилы б@#@#$!

Ответить
0

а что плохого в этом пункте?
"Оператор БПД до начала обработки данных должен получать согласие в электронной форме от пользователя об идентификации IP-адреса."

Ответить
0

При том что любая система например антифрод/антиспам, да тот же балансер ведет логи захода с айпишников. И эти логи могут быть по закону признаны Биг Дата.
Кстати система контроля доступа на предприятии тоже собирает Биг Дата. Вайфай роутер в ресторане - тоже собирает биг дата. Любой сетевой маршрутизатор тоже.

Ответить
0

Сразу видно специалиста.

Ответить
–1

Во первых - обезличивание данных - это обработка персональных данных!
Во вторых - незаконная обработка персональных данных не с целью СОРМ и Яровой - регулируется конституцией и ук. Еще какие-то регуляции нам нужны?

Ответить
0

Такое ощущение что депутаты не на благо страны работают а во вред. Если судить по принятым законам то 90% законов во вред.

Ответить
6

В смысле ощущение? они и работают во вред. За последние 20 лет хоть один закон улучшил ситуацию в стране? Там сидят в лучшем случае дебилы, которые не отвечают за свои действия, а в худшем - у них есть поставленная сверху задача развалить страну.

Ответить
0

хз умные люди, живут припеваюче

Ответить
1

Примеры можно?
Золотов, Мутко, Рогозин, Валуев.
Гиганты мысли, ни как не меньше.

Ответить
1

ну живут же хорошо

Ответить
0

Пока пенсионеры на хлебе и воде.

Ответить
0

ходить с компасом по своему дворцу в поисках туалета и постоянно бояться, что его (не компас) отнимут? я бы не хотел так хорошо жить.

Ответить
0

Тема муссируется очень давно и шарахались из стороны в сторону довольно сильно, предыдущая версия фактически запрещала с ними работать, точнее можно было все сгружать в РКН и как-то раком через них только.

Ответить
3

Да заебали уже со всеми этими регуляциями

Ответить
2

Очередной пакет Яровой...

Ответить
2

Больше регулирования богу регулирования!

Ответить
2

Герман Оскарович, бигдату вычёркиваем!😂

Ответить
1

Это лишь первый закон, для того, чтобы самим собрать свою большую базу операторов БэПэДэ, а потом с этой базой делай что хочешь! Хотя, скорее всего, все пойдёт по единому сценарию: мы сначала всех занесем в базу, а потом будем брать мзды за деятельность. Как поднять бабла?

Ответить
0

"Все россияне должны" ©

Ответить
1

Чем больше регулирования, тем больше бабла в нужные руки течет. Главная цель - доить всех чужих ради своих. И пока бандиты будут у власти, эта ситуация не изменится.

Ответить
1

У меня у одного улыбка от словосочетания «глава Роскомнадзора призвал создать»?

Ответить
1

Когда уже создадут реестр реестров, а то я уже запутался в этих ваших реестрах.

Ответить
0

Определение Биг Дата кривое - при чем тут вообще физические лица? 1000 айпи адресов со временем захода это не то чтоб Биг Дата - это несколько мегабайт данных, столько фоточка одна занимает. Ну плиз послушайте бизнес....

Ответить
–1

Бизнес и попросил этот закон, чтобы потом не появился свой GDPR

Ответить
1

>В ассоциации участников рынка больших данных, в которую входят компании «МегаФон», Mail.Ru Group, oneFactor, «Тинькофф банк» и «Яндекс», сообщили, что не участвовали в разработке законопроекта

Ответить
0

Еще бы они признались в помощи бешеному принтеру.

Ответить
1

Бизнес не просит закон. Бизнес (особенно крупный) хорошо живет без регулирования и зарабатывает (смотрите как ВК взлетело на нерегулируемом контенте). Государство регулирует бизнес так чтобы граждане в целом все жили хорошо, а бизнес их не притеснял. GDPR понятно зачем нужен и почему появился.

Ответить
–2

Особенно крупный как раз и просит четкие правила игры для долгосрочных инвестиций, вконтакте это не большой бизнес, это клон - стартап взлетевшей на пиратке (без пиратки, был бы популярным facebook), которую он своровал у большого бизнеса.

Ответить
–6

Закон нужный, лучше плохие правила игры, чем никаких, запилил проект, а он потом оказывается вне закона...
Для бизнеса, технологического тем более, нужны четкие правила игры.

Ответить
1

А в чём его нужность?

Ответить
–1

Чтобы не получилось как GDPR, когда многие стали блокировать пользователей из ЕС, а не которые на грани банкротства.
Бизнесу главное наличие четких правил, желательно адекватных, но не обязательно.

Ответить
1

GDPR это не адекват.

Ответить
0

100%, этот закон говорит бизнесу, что такого неадеквата у нас не будет, работайте, потому как полно у нас было разговоров что надо на европу смотреть...

Ответить
0

В ликвидации подвешенного состояния

Ответить
0

Если юзер дал согласие на обезличивания данных, то никаких проблем нет. А с обезличеными данными можно делать что угодно.

Ответить
–1

Фактически это закон и закрепляет, чтобы не появился в последствии закон запрещающий накапливать и обезличенные данные тоже, см. GDPR, он вроде как про персональные данные, но по факту запрещает накапливать и обезличенные тоже.
В ЕС с точки зрения IT бизнеса поступили тупо, а с учетом того, что многие блокируют доступ европейцам, то и с точки зрения юзеров тоже.

Ответить
0

“...Члены ассоциации считают, что излишнее регулирование будет мешать развитию рынка больших данных в России.“

Безусловно, это (регулирование) приведёт к излишней суматохе всех взаимодействующих с big data лиц и коммерческим компаниям это не на руку.
Удивительно, как быстро рос власти отреагировали на эту, ещё довольно новую для России, сферу бизнеса. Глядишь, в скором времени и до криптовалют дойдем :)

Ответить
0

Хотят же в том числе от навязчивой рекламы защитить (которая станет намного навязчивее), чтобы акулы бизнеса не знали наши слабости, не следили там за нашими интернет вещами в будущем, просто пока толком не осознают как регулировать. если биг дата пустить в пляс, то обезличенные данные легко обогатить (создавать картели данных?) ) и превратить в персональные - в результате будет у всех список Васей и Петей с их предпочтениями. В результате такой апогей потребительского концлагеря может получиться - AI какой-нибудь будет выдавать то, что Вася и Петя захотят через месяц, через полгода, а их спрос будет уже персонализироваться (ну digital transformation of business же, бизнес от такого не откажется), а завод например будет производить заранее) просто надо задаться вопросом когда мы к таким импактам можем придти, что нужно делать сейчас?; цифровизация это хорошо или не всегда?

просто надо малый бизнес спасти от этого регулирования и сделать похожее на Калифорнию например.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }