реклама
разместить

Депутаты написали законопроект для регулирования больших данных: что в нём написано и что говорят эксперты

Участники рынка предлагают исправить документ — пока они считают регулирование избыточным.

23 октября 2018 года группа депутатов внесла на рассмотрение в Госдуму поправки в 149-ФЗ «Об информации», в которых хотят создать реестр операторов и урегулировать сбор, передачу и другую обработку «больших пользовательских данных».

Инициатива рассматривалась и ранее — в июне 2017 года глава Роскомнадзора Александр Жаров призывал создать в России орган, регулирующий обработку больших данных.

В чем суть законопроекта

В поправках № 571124-7 к 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предлагается определить понятия:

  • «большие пользовательские данные»;
  • «оператор больших пользовательских данных»;
  • «обработка больших пользовательских данных».

Большие пользовательские данные (БПД)

Согласно поправкам в законопроект, БПД — «совокупность не содержащей персональных данных информации о физических лицах и (или) их поведении, не позволяющая без использования дополнительной информации и (или) дополнительной обработки определить конкретное физическое лицо, собираемой из различных источников, в том числе сети "Интернет", количество которых превышает тысячу сетевых адресов».

Фактически, под большими данными подразумевается практически вся информация, которую могут собирать компании в обезличенном виде.

Глава InfoWatch Наталья Касперская, которая в 2016 году говорила о необходимости подобного закона, предлагала считать БПД поисковые запросы, геопозицию, контакты, переписку пользователей, фото- и видеоматериалы, публикации в соцсетях, комментарии, видео с камер наблюдения, финансово-экономические данные, финансовые транзакции и покупки в интернет-магазинах.

Обработка больших пользовательских данных

По законопроекту под обработкой больших пользовательских данных подразумевается «любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с большими пользовательскими данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу, удаление, уничтожение больших пользовательских данных».

На кого распространяется закон

Документ вводит понятие «оператор пользовательских больших данных». Согласно нему, это «федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое или физическое лицо», которое обрабатывает большие пользовательские данные самостоятельно или с другими лицами, определяет цели обработки данных, их состав и дальнейшие действия.

Издание Tadviser считает основными потребителями технологий больших данных компании в банковском секторе, телекоме и торговле. Они анализируют платежеспособность клиентов, потребительское поведение и другую информацию. У операторов мобильной связи есть подразделения по работе с большими данными, которые не только обрабатывают клиентские данные, но и приносят прибыль.

По оценкам РБК, российский рынок Big Data оценивается в 22 млрд рублей.

Обязанности операторов БПД

  • Оператор БПД должен разместить на сайте информацию для пользователей о сборе данных, а если сайта нет, то уведомить его «иным доступным способом».
  • Оператор БПД до начала обработки данных должен получать согласие в электронной форме от пользователя об идентификации IP-адреса.
  • Если оператор БПД собирает данные более, чем со 100 тысяч сетевых адресов, он обязан уведомить государственные органы о своём намерении осуществлять обработку БПД.
  • Также оператор БПД обязан передавать данные правоохранительным органам по запросу в случае осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Вести реестр операторов больших пользовательских данных будет Роскомнадзор. Он же определит требования к форме и содержанию согласия пользователя на обработку БПД.

Почему внесли поправки

В пояснительной записке к проекту Михаил Романов предлагает регулировать БПД, чтобы пользователи получали «должную правовую защиту и поддержку». По его словам, пользователи ежедневно оставляют о себе «огромный массив обезличенной информации» в соцсетях, сервисах, устройствах и «других информационных технологиях», которые никак не защищены государством.

В законопроекте не указаны какие-либо штрафы за отказ от внесения в реестр или сокрытие информации о сборе больших пользовательских данных.

Мнение рынка

В ассоциации участников рынка больших данных, в которую входят компании «МегаФон», Mail.Ru Group, oneFactor, «Тинькофф банк» и «Яндекс», сообщили, что не участвовали в разработке законопроекта. Члены ассоциации считают, что излишнее регулирование будет мешать развитию рынка больших данных в России.

Так например, мы считаем, что создание единого термина, описывающего большие данные в целом, нецелесообразно, с учетом того, что категории информации, которые могут собираться, постоянно меняются количественно и качественно с развитием технологий. Мы готовы сотрудничать и предоставить экспертную оценку законопроекта.

Юлия Ганина, руководитель по корпоративным коммуникациям «МегаФона»
1111
реклама
разместить
42 комментария

Комментарий недоступен

9

Капец, нафига регулировать обезличенные данные? Технология ещё не успела толком развиться, а уже тупые депутаты которые бит от байта не отличают начинают регулировать. Причём даже не спросив специалистов в этой области. Очередной закон который вредит инновациям и снижает продуктивность. Дебилы б@#@#$!

7

а что плохого в этом пункте?
"Оператор БПД до начала обработки данных должен получать согласие в электронной форме от пользователя об идентификации IP-адреса."

1

Во первых - обезличивание данных - это обработка персональных данных!
Во вторых - незаконная обработка персональных данных не с целью СОРМ и Яровой - регулируется конституцией и ук. Еще какие-то регуляции нам нужны?

Да заебали уже со всеми этими регуляциями

3
Раскрывать всегда
Суд в США отклонил требование Маска об остановке перехода OpenAI к коммерческой структуре управления

Предприниматель не смог предоставить достаточных оснований для введения запрета.

Илон Маск. Источник фото: Tingshu Wang / Reuters
33
22
реклама
разместить
ИИ-ассистент уволил 8 менеджеров и сэкономил бизнесу 2,8 млн руб в год
ИИ-ассистент уволил 8 менеджеров и сэкономил бизнесу 2,8 млн руб в год

Вы можете уже завтра уволить восемь менеджеров, а продажи и лояльность клиентов от этого только вырастут. При этом вы еще 2,8 млн руб/год на ФОТ (фонд оплаты труда) сэкономите. Как это возможно? Сейчас расскажу.

1616
1212
11
2,8 млн руб./год на 8 сотрудников - это менее 30 тысяч руб./месяц зарплата в среднем. В общем, правильно сделали, что уволили - уверен, на новом месте они смогут получать больше. По поводу скептического настроя в комментариях: про рекламируемый в статье инструмент сказать ровным счётом ничего не могу, но, например, для нормально реализованного бота в телеге с поддержкой апи антропиков и опенаи весь саппорт - посмотреть на агрегированные отчёты два раза в неделю.
Как составить гибкий контент-план для блога, если “живу я не по плану и не знаю, что будет завтра”

Ведете личный или экспертный блог, и закончились идеи для контента? Кажется, что вы уже обо всем сказали, о чем могли?

11
Правительство предложило увеличить лимит для сервисов рассрочки до 50 тысяч рублей

В текущей версии законопроекта потолок составляет 15 тысяч рублей.

44
11
День 1106: группа «Аэрофлот» впервые за четыре года получила чистую прибыль — 55 млрд рублей

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Фото РБК
1414
77
11
За какой кэшбек с рекламы можно присесть на 6 лет

Все пароли и явки сдали в статье.

За какой кэшбек с рекламы можно присесть на 6 лет
2424
1111
33
Как создать сильную команду в малом бизнесе: гайд для предпринимателей

Представьте: у вас небольшой, но амбициозный бизнес. Команда — 5-10 человек, и каждый из них важен. Как выстроить атмосферу, где люди не просто работают, а хотят расти, где нет вечного хаоса, а есть системность, где сотрудники лояльны, но не садятся на шею?

На двух станциях метро в Санкт-Петербурге запустили оплату проезда «лицом»

Чтобы воспользоваться этим методом, нужно зарегистрироваться в системе и привязать биометрию к банковской карте.

Источник: Комитет по транспорту Санкт-Петербурга / «Фонтанка»
1010
77
44
Все же понимают, что это просто сбор базы данных лиц, привязанных еще и к госуслугам, чтобы потом через обычные городские камеры отслеживать, если ты участвовал в том, что запрещено :)
[]