С «типовым» договором на пороховой бочке. Как написать надежный договор

Избавляемся от задолженностей, претензий контрагентов и хаоса в документообороте.

Общаясь с предпринимателями, я часто слышу о типовых договорах такое: «Я сам сделал договор, взял у подобной фирмы шаблон и три дня сидел пилил под свою. Вот по нему и работаем», – говорит основатель одной технологической компании.

Распространённая история, неправда ли. Но вот как её видит профессиональный юрист. Вы сидите на пороховой бочке. На вид она классная, пузатая, с винтажными надписями «порох» на боках. Добавляет колорита офису, да и в качестве барной стойки отличный вариант использования.

Все будет хорошо до той поры, пока не столкнетесь со спорной ситуацией с вашими контрагентами, и, что еще хуже, если дойдете до суда. Вот тут-то вы и поймете, что шаблон, допиленный вами, сослужил плохую службу.

Основной договор, по которому работает компания, – это ее дверь во внешний мир бизнеса. Надежность двери и качество замка определяет степень защищенности компании от претензий, штрафных санкций, возмещения убытков, неплатежей недобросовестных контрагентов.

Договор должен предусматривать защиту узких мест именно вашего бизнес-процесса, а не подобных компаний. «Все процессы похожи», – можете возразить вы. И я с этим тезисом соглашусь, но все дело в нюансах, а вот их великое множество, и добавьте еще их комбинации.

На примере одного нюанса из договора поставки попробую показать, как это работает

Типичная ситуация из практики. Один поставщик, другой покупатель. Поставщик производит и поставляет товар, а покупатель принимает товар и оплачивает его. Все просто, что тут сложного. Идем дальше…

В договоре указываем сроки поставки и сроки платежей. Удача, если в договоре определено и такое понятие как дата поставки. Например, срок поставки 01 число такого-то месяца, а дата поставки – дата подписания УПД.

Первого числа назначенного месяца поставщик доставляет товар к месту поставки, указанному покупателем (еще один нюанс в договоре, но сейчас не о нем) . Чей-то сотрудник ведет разгрузку и случайно роняет (задевает, повреждает и т. п.) единицу товара. Пять единиц товара разгружено на склад покупателя в целом виде, и одна единица повреждена. Что делать? Заглядываем в договор.

Предположим, что в договоре-шаблоне, который вы допилили, есть «дорожная карта» на такой случай. (А это далеко не в каждом договоре есть.) Но в какой роли был тот, у кого вы взяли типовой договор? Он поставщик или покупатель? И чью сторону защищает ваш договор? Ваши интересы совпадают?

Если такая единица стоит малых денег, то вопрос, как правило, быстро решается на месте, а если эта единица, предположим, трансформатор, который и сам стоит немало, да еще и доставлен из-за рубежа, происходит примерно следующее.

Вы находитесь в офисе, ваши сотрудники докладывают вам с места разгрузки о происшедшем, контрагент звонит и излагает свое видение ситуации, нервы натягиваются как струны, воздух искрит от напряженности. И тут у вас начинается мыслительный процесс.

Вечные русские вопросы встают во всей красе… Кто виноват? И что делать?

А если в договоре такая ситуация не прописана, заглянем в Гражданский кодекс.

Риск случайной гибели (случайного повреждения) товара переходит на покупателя в момент, когда поставщик исполнил обязанность по передаче товара (п. 1 ст. 459 ГК РФ).

Риск случайной гибели или случайного повреждения товара, проданного во время его нахождения в пути, переходит на покупателя с момента заключения договора купли-продажи (п. 2 ст. 459 ГК РФ).

При выборке товара эта обязанность поставщика согласно абз. 3 п. 1 ст. 458 ГК РФ считается исполненной еще до того, как товар фактически окажется у покупателя.

В нашем примере поставщик находится рядом с местом поставки. После прочтения статей кодекса вам стало понятней кто за это заплатит? Думаю, что нет.

На тему момента перехода риска случайной гибели написано несметное количество статей профессиональными юристами и специалистами от науки, можете их тоже почитать и попытаться разобраться. Мнений вагон и маленькая тележка. Единственно правильное это то, которое будет подходить именно вашему бизнес-процессу.

В примере с договором, который пилили три дня, за поврежденный трансформатор стоимостью более миллиона рублей заплатил покупатель. Но поскольку в договоре не были предусмотрены варианты решения таких проблем без суда, поставщику все равно пришлось нанять юриста, уже для написания претензии, судебного процесса в трех инстанциях, а потом еще и для взыскания денег с помощью судебных приставов.

Один «несчастный случай» нанес убыток в таком размере, который прибыль за поставку, и предприниматель в лучшем случае отработал в ноль.

Это только один момент из договора поставки, а таких нюансов большое количество в каждом договоре, даже в самом простом как договор на оказание услуг. Простыми выглядят договоры только тогда, когда вы не сталкивались с проблемами. Но есть ли бизнес без проблем? Кажется, это утопия, мечта, хотя и заманчивая. «Типовой» договор работает только до первой спички, а бочка уже готова.

Поделюсь своим правилом, выработанным за много лет юридического сопровождения деятельности компаний. Надо очень детально (пошагово) изучить свой бизнес-процесс, понять узкие места и создать такой шаблон-договора или несколько шаблонов-договоров, которые защитят именно вашу компанию в любых возможных негативных жизненных ситуациях. И если вы не практикующий юрист, не пытайтесь писать его сами, читая нормы закона или статьи в интернете. Вы все равно будете делать это наугад, юриспруденция — это так же сложно, как и высшая математика.

Я бы хотела дать вам простой чек-лист для написания договора, но правда в том, что это невозможно. И это главная мысль, которую я хотела донести. Типовых договоров, которые надежны в использовании в любой компании, не существует. Однако существуют шаблоны договоров, разработанные юристами для конкретной компании.

Основной вывод

Протестируйте свой бизнес на наличие: задолженностей по договорам, претензий от контрагентов, хаоса в документообороте отдела продаж. Наличие хотя бы одного из пунктов говорит о том, что пороховая бочка присутствует и может взорваться. Не полагайтесь на авось и уж тем более на «типовые» договоры. Наймите хорошего практикующего юриста и заплатите ему за разработку крепкого шаблона договора, защищающего именно вашу схему взаимодействия с контрагентами и именно ваши бизнес-процессы. Внедрите с помощью юристов эти документы в отдел продаж. Это будет выгодной инвестицией в будущее вашего бизнеса.

1212
21 комментарий

Наймите хорошего практикующего юристаБольшинство споткнется об этот пункт, так как рынок наводнен профанами с юридическим образованием. Часть из которых неплохо научились продавать свои услуги.

6
Ответить

Это да, сейчас тяжело найти хорошего юриста, который знает работу от и до.

3
Ответить

Согласна с этим на 100%. 25 лет принимаю на работу юристов. Открывая вакансию собеседую сама. Это самый стрессовый период для меня. А человеку не юристу, разобраться в качестве юриста с одной встречи вообще сложно. Но самому писать юридически значимые документы - это все равно не выход.

1
Ответить

Да, хороший договор написать, и предусмотреть всё на веки вечные, это целое искусство. Но, если писать много и сложно, то ни чего не продашь и ни чего не купишь.

1
Ответить

Это пока бизнес в начальной стадии, а при любом расширении без нормальной документации все сыпаться начинает и ты как ошпаренный ищешь, кто напишет большой и сложный договор))

1
Ответить

Задача хорошего юриста написать не много (как раз для того чтобы не испугать контрагента тридцатью страницами мелкого текста), а качественно. Согласна с Вами в том, что все равно на веки не предусмотреть, но нужно в процессе пользования вносить коррективы по реальным ситуациям из жизни компании и изменениям законодательства.

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить