Как доказать картельный сговор автостраховщиков?

Присказка

Я начинал свои отношения с ОСАГО году в 2010-м, как водится, с популярного и повсеместного Росгосстраха. И то ли практики навязывания доп.услуг тогда ещё не было, то ли я тогда работал следователем, и местные об этом знали, - но предложения "здоровье* за ОСАГО или ничего" ни разу не слышал за первые годы автовождения. И впервые столкнулся с ним в 2014-м году, когда уволился из следователей, переехал в другую деревню и пришёл в местный Росгосстрах.

* Здесь и далее под "здоровьем" подразумевается полис добровольного страхования от несчастного случая

- А что это за бумажка на 500 рэ? - спросил я агентку.

- Полис добровольного страхования здоровья, - сказала мне агентка.

- Я не хочу здоровья, я хочу ОСАГО.

- Нас начальство заставляет, к сожалению, без здоровья нет ОСАГО, - агентка сочувствующе пожала плечами.

- Вам за это хотя бы положена премия?

- Ничего не положено, - ещё больше закручинилась она.

- Однако злое у вас начальство, - пожалел я агентку и дал 500 рублей в довесок к основным тысячам за ОСАГО. В уме зафиксировал "буду жаловаться", но в суете сует просто проглотил этот случай и пообещал себе разобраться в следующий раз.

В следующий раз появилось электронное ОСАГО. Я посидел-потыкался одну ночь с ним и, как и большинство россиян, вернулся к агентке. Она тогда работала уже не в Росгосстрахе, а кажется, в Коместре.

- Опять 500 рублей?

- Опять... Начальство...

- А можете передать начальству, что так нечестно?

- Конечно, передам.

- Или давайте я вам эти 500 рублей просто в качестве чаевых дам, но без начальства и принудиловки?

- Нельзя так, начальство требует.

Что ж это за начальство такое, служить которому и участвовать в его сговоре нравится больше, чем выстраивать свободные и равноправные отношения с клиентами? Опять пообещав себе, что "буду жаловаться", решил на следующий год найти честного и относительно независимого агента. И таки нашёл. Мужик оказался молодец - владелец магазина автозапчастей и шиномонтажки - решил подработать ещё и страховщиком. Дежурные 500 рублей за здоровье, он конечно, взял, но поговорили мы с ним хорошо, да вдобавок он помог мне законно снизить коэффициент "бонус-малус" (то ещё приключение для среднестатистического водителя), поэтому мысленно для своей совести я зачёл указанные 500 рублей как "плату за консультационные услуги". Удивил он меня ещё и на следующий год: пришёл к нему страховаться, а он говорит:

- Уволился. Сказал своему шефу, что не буду эти 500 рублей вымогать с водителей, а он мне сразу - "пиши по-собственному".

Уволиться он мог себе позволить. Он в первую очередь, сам себе шеф, а уже потом подчинённый страховой агент. А как быть с остальными тысячами подневольных страховых рабов, которых всё устраивает, так как они не видели жизни лучше?

Сказка

Всё вышеописанное происходило в Кемеровской области. За это время раз пять у меня точно вымогали 500 рублей на "здоровье". В 2020-м году я переехал в область Томскую и, о чудо, впервые смог оформить электронный полис ОСАГО.

Начал оформлять его через Тинькофф.Страхование, те перебросили меня на Сравни.ру и, в конце концов, я попал на Югорию. Наконец-то у меня был полис без нервов, взяток и с сэкономленными 500 р. на то самое здоровье.

В тот же год, впервые в зрелой жизни угодило меня попасть в микро-ДТП на стоянке. Ущерба там было на пару тысяч рублей - царапина на бампере какой-то старой Мазды. Как мыслит водитель в этом случае? - "Десять лет я платил по 7 тысяч в год, наконец-то не зря".

Как мыслит автостраховщик? Видимо, так: "Мы покрываем твой ущерб из своих денег - теперь ты нам всю жизнь должен". Нет, ДТП оформили как надо, в этом претензий к Югории не было.

Но через год я заблаговременно попытался опять оформить е-ОСАГО уже через личный кабинет Югории, и раз за разом мне выходило сообщение, что я ввожу некорректные данные. Связь с поддержкой ни к чему не привела.

Прошёл путь в Сравни.ру - ошибка. Прошёлся через личные кабинеты Сбер.Страхования, Росгосстраха, Ингосстраха, Согаза и Альфа.Страхования - ошибка. Всю неделю я потратил на переписку с техподдержками.

Жил и работал я тогда в Томске и впервые получил возможность прогуляться и хорошо повыбирать, и возможность эта в итоге превратилась в цель - найти честного страховщика. Я был уверен, что уж в Томске-то - "сибирском Питере", культурном и продвинутом городе - такой честный найдётся быстро. Тем более что страсти о 500 рублях за пару лет подзабылись. Было это в конце сентября 2022 г. Не то чтобы у меня имелось много времени. Но в воздухе висела острая нужда отвлечься от происходящего. И я отвлёкся.

Начал, конечно, с посещения Югории. Цитирую почти дословно:

У вас из-за ДТП теперь дополнительно к ОСАГО висит обязательный полис КАСКО на 4000 рублей. Я могу создать новый полис, но к нему полагается 1000 рублей за здоровье...

Агентка из Югории (очень напоминающая ту первую мою грустную агентку).

Я ответил ей, что ещё похожу-посмотрю. Агентка пожелала мне удачи.

Пришёл в Ингосстрах: У нас программа зависла. Могу только рассчитать стоимость.

- Но за здоровье вы не берёте?

- Не берём.

- Как хорошо, а когда к вам можно подойти?

- Недели через две, но могу вам дать визитку хорошего независимого агента. Он вроде тоже не берёт, и у него программа по России, - и подала мне визитку некоего ИП Широкова.

Альфа.Страхование: У нас программа зависла, могу только рассчитать. А вообще у нас дороже, чем у других. Может, сходите к другим?

- Насколько дороже?

- Сейчас посчитаем. 7500.

- Так и у других так же.

- Это я ещё на коэффициенты не умножала.

- А если умножить?

- 7040.

- Так это ещё лучше. Но за здоровье вы не берёте?

- Ну, добровольно предлагаем.

- Отлично, когда подойти?

- Не знаю, программа зависла. Но я могу вам дать визитку хорошего независимого агента. Он вроде тоже не берёт, и у него программа по России.

На визитке оказался тот же ИП Широков, предложенный Ингосстрахом.

Ситуация выходила интересная, но ожидаемая. Во мне со своими "дурацкими" вопросами видели, в первую очередь, не клиента, а угрозу, и пытались сосватать в другую компанию.

В Росгосстрах я не попал из-за обеда и работы. Утром решил пойти к тому самому "хорошему агенту".

Им оказалась молоденькая девушка. Программа у неё была действительно "по России" и не висела. Насколько я понял, она представляла сразу чуть ли не всех страховщиков и могла выдать полис от любой компании, которую я бы захотел. Однако я тридцать минут просидел, пока она перебирала варианты. Перебирала и приговаривала: "Здесь вам отказали. Здесь тоже. И здесь. Пока есть только вариант за 17000".

- За 17??? Везде за 7-8, я узнавал.

И она искала дальше. Наконец, нашла.

- 8021 р. Меньше нет. Устроит?

- Но это без здоровья и прочих лишних услуг?

- Без.

Если бы я никуда не ходил, а остался бы в Югории и согласился бы на "здоровье" - вышла бы как раз плюс-минус та же самая цена, даже дешевле. Но дело было не в деньгах, дело было в нежелании в очередной раз участвовать в этой коррупционной схеме.

- Хорошо, давайте за восемь, - сказал я агентке.

Она занесла мои данные, выставила счёт и подала. Два счёта. Один на ОСАГО за 7000. Другой на "здоровье" за 1000...

- Ну я же вас спрашивал, ну почему вы честно не могли сказать, что... - расстроился я, но девушка быстро перебила и произнесла "жизнеутверждающую" и подытоживающую весь этот бред фразу.

Никто вам по-другому не сделает...

Независимый агент от лица всех страховщиков России

Конец

После всех приключений я написал жалобу в Российский Союз автостраховщиков.

Месяц катался только по необходимости на свой страх и риск и чаще ходил пешком. Через месяц после жалобы со мной неожиданно связалась поддержка Югории и таки обрадовала, что я могу оформить и оплатить полис через личный кабинет.

Оформить я оформил и оплатить оплатил. И полис получил. Да только ещё через месяц продал машину и уехал из России, но это уже совсем другая история. А может, та же самая?..

Мораль

С автострахованием нужно что-то делать. Понятно, что сейчас есть проблемы и поважнее. Не стоит чинить машину, когда в доме протекает крыша. Опять же вполне может так произойти, что когда залатают крышу, машина вдруг возьмёт и поедет. Но "коррупционный менталитет" - штука живучая. Мы так привыкли. Мы привыкли, что у нас все всё воруют и чем выше пост, тем крупнее воровство. Но менять что-то не готовы, потому что твёрдо убеждены, что "другой" на его месте украдёт ещё больше. Мы привыкли, что кто-то за нас всё решит, не готовы брать на себя ни капли ответственности, делаем, что прикажут, а приказы всё злее, всё строже, но мы привыкли, ворчим и делаем, и надеемся на светлое будущее. Кто-то за нас действительно всё решил. И куда это привело?

Как доказать?

Да никак, наверно. Более опытные юристы, возможно, подскажут, но даже на уровне Томска, даже при наличии аудиозаписей, документов и прочей доказухи конкретно моё дело остаётся конкретно моим делом - это пшик. Сколько свидетелей по всей России нужно растормошить, чтобы доказать массовость и решить этот вопрос раз и навсегда (ну хотя бы надолго)?

Что делать? Для начала понять, что есть 500 рублей? Если 500 р. - это сверхприбыль - то автострахование у нас насквозь прогнило. Если же 500 р. - это попытка компенсировать расходы из-за непомерных аппетитов Центробанка и остального государства, то нужно "пинать" государство. Из нижеприведённой статистики я как будто понял, что всё же 500 р. - это сверх. Поправьте, если не так.

Самое страшное в таком беспринципном навязывании услуг то, что стоит за этим государство. Большинство страховщиков являются акционерными обществами, а крупнейшими их акционерами являются государственные банки и корпорации. То есть государство в курсе картельного сговора, но никогда его не признает. И не такие вещи не признавали...

Реестр недобросовестных страховщиков - прозрачный, открытый, независимый - вот что напрашивается. Решение хорошее, но задавят же. Причём подобный реестр уже якобы существовал, но последние новости о нём датированы 2008-м годом, да и те довольно специфичны:

Здесь в реестр попали компании, дающие большие скидки на ОСАГО.

Здесь тоже какая-то лабуда про страховщиков и банкротов.

И Ингосстрах. Опять же уклонение от гос.контрактов. А не уклонение от простого автовладельца.

В конце прилагаю аудиоверсию того спектакля, который мне сочинили автостраховщики. Сюжет там, может, даже поинтересней, с психологическими моментами и интонациями, а в статье я некоторые эпизоды упростил для удобства чтения (VC - почините, пожалуйста, загрузку аудио или дайте инструкцию, т.к. при загрузке файлов мне выходит ошибка, видимо, из-за недопустимого формата файла).

Как вы относитесь к навязыванию услуг автостраховщиками? 
Всегда отказываюсь, это зло и коррупция
Это зло, но все на него соглашаются, и мне приходится
Оформляю е-ОСАГО, никогда не подводил
Всегда вместе с ОСАГО сам прошу оформить добровольную страховку и всем советую
Я страховщик, меня начальство заставляет
А мне никогда такого на навязывали
Коррупция - двигатель прогресса - не подмажешь - не доедешь.
Прекрасно отношусь, ведь я это сам и придумал
44
Начать дискуссию