Особенности защиты прав по делам о контрафакте

Название "контрафактный товар" происходит от французского слова "contrafaction" — "подделка" (от латинских слов "contra" и "facere"), что означает некачественное, ненастоящее, незаконное. Контрафактный товар, или контрафакт, появляется в торговом обороте в двух видах — дефектный и явно некачественный товар, а также высококлассный с точки зрения качества товар, отвечающий всем установленным правилами, стандартам, требованиям, которые обычно предъявляются к соответствующему виду товара, но с дефектом товаропроизводителя.

Особенности защиты прав по делам о контрафакте

Контрафактный товар приводит к нарушению исключительного права в процессе его использования. Это производимая для продажи продукция, выпущенная с неправомочным размещением (подделкой) товарных фирменных знаков в целях введения потребителей в заблуждение.

Традиционно понятие контрафакта применялось и продолжает применяться в случае, если нарушение связано с каким-либо материальным объектом внешнего мира, в результате выпуска или распространения которого оказываются нарушены, в частности, авторские или смежные права.

Действующее законодательство также исходит из данной характеристики понятия "контрафакт" как явления, относящегося только к случаям, когда речь идет о содержащих результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации материальных носителях, "изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение" которых приводят к нарушению исключительных прав (п. 4 ст. 1252 ГК РФ). Материальные носители, признанные контрафактными, подлежат изъятию из оборота и уничтожению по решению суда, если только ГК РФ не предусматриваются иные правовые последствия.

Вместе с тем следует признать, что подход, ограничивающий сферу использования данного термина исключительно нарушениями, связанными с материальными носителями произведений, был в наибольшей степени уместен в доцифровую эпоху, когда основные виды использования произведений были связаны прежде всего с выпуском и распространением материальной продукции: книг, пластинок, дисков, различных видов потребительской продукции.,

Нарушения такого рода также распространены в настоящее время, однако по мере развития современных технологий все большее распространение получает использование произведений в цифровой форме с помощью информационно-телекоммуникационных сетей.

Использование отдельных видов произведений в цифровой форме стало более важным и в ряде случаев даже более доходным элементом рынка авторских прав, чем выпуск таких произведений на материальных носителях с последующей дистрибуцией таких материальных объектов.

На практике термин "контрафактный" продолжает традиционно употребляться в отношении самого широкого круга нарушений интеллектуальных прав, в том числе в сети Интернет, широким кругом правообладателей, пользователей и потребителей, получающих доступ к произведениям науки, литературы и искусства. Понятия "контрафакт" и "контрафактный" до сих пор широко встречаются в научных публикациях, используются специалистами для характеристики самого широкого круга нарушений и связанных с ними правовых явлений.

Понятие контрафакта в общем виде изложено в нормах двух статей части 4 Гражданского кодекса РФ, в которых можно определить две формы контрафактной продукции: нарушение авторских прав (пиратство) и незаконное использование товарных знаков.

Согласно п. 4 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ контрафактными признаются материальные носители, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, если изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение данных материальных носителей приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство индивидуализации. Другими словами, тиражирование и продажа копий произведений науки, литературы и искусства без ведома и согласия авторов. Это так называемое пиратство. Выделяют компьютерное, интеллектуальное, аудио- и видеопиратство. Пиратство является нелегальной деятельностью, осуществляемой без согласия правообладателя, лишает производителя справедливого вознаграждения, совершается с целью продажи и получения прибыли.

Нормами ст. 1515 Гражданского кодекса РФ контрафактными признаются "товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение".

“Таким образом, можно констатировать несколько видов контрафакта:

1) использование чужого логотипа или схожего с имеющимся до степени смешения (товар-имитация);

2) подделка внешнего вида товара, дизайна. Чаще всего используют при изготовлении мебели, одежды, наручных часов;

3) нарушение авторского права - незаконное использование мультимедийной продукции, книг, приложений и т.д.;

4) незаконное использование запатентованных технических решений” (см.: Абросимова Е.А. Роль саморегулируемых ассоциаций в предотвращении торговли контрафактной продукцией: правовые аспекты // Гражданское право. 2020. N 2. С. 23).

Контрафактом является заимствование чужого бренда (логотипа, товарного знака, торговой марки) без разрешения правообладателя. Под контрафактной продукцией в данном случае понимают создание и реализацию схожих с оригиналами товаров, т.е. подделку. Нередко единственным недостатком такого вида контрафактной продукции в данном случае может быть ее противозаконность. Сам контрафакт может иметь не просто хорошее, а отличное качество. Например, кроссовки, произведенные не уполномоченным компанией "Adidas" изготовителем, на которые нанесен лейбл "Adidas". Другими словами, это подделка в виде копии фирменного образца. При создании такого рода подделок стараются полностью скопировать оригинал: упаковку, логотип, состав. Тем не менее подделка даже самого лучшего качества остается все-таки подделкой. Чаще всего подделывают уже получившие известность бренды, так как они гарантируют незаконным производителям потребительский спрос.

Правообладатель может идти разными путями в защите своих прав на интеллектуальную собственность: предъявление иска в суд, заявлений о правонарушении или преступлении в полицию, антимонопольный орган, таможенные органы - все зависит от его цели - запрет использования товарного знака, получение компенсации, уничтожение товара, возмещение убытков и т.д. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковки товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Компенсация в виде двукратной стоимости контрафакта позволяет взыскать с нарушителя двойной доход, который он получил или намеревался получить от реализации контрафакта. Полагаем, что эта разновидность компенсации, в сущности, является специальным институтом по отношению к способу защиты, закрепленному в абз. 2 п. 2 ст. 15 ГК РФ, согласно которому "если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы". Иными словами, из общих положений ГК о возмещении убытков вытекает, что потерпевший при нарушении его имущественного права вправе требовать от нарушителя выплаты всех доходов, которые тот получил в результате нарушения. Причем из буквального смысла нормы следует, что такие доходы должны быть взысканы в полном объеме даже тогда, когда их размер превышает убытки правообладателя, находящиеся в юридически значимой причинной связи с действиями нарушителя.

Рассматривая компенсацию в виде двукратной стоимости контрафакта как разновидность закрепленного в ст. 15 ГК РФ общего требования о взыскании доходов с нарушителя, следует обратить внимание на две особенности специальной конструкции. Во-первых, компенсация этого вида предполагает взыскание доходов с нарушителя не в однократном, а в двукратном размере, что усиливает штрафной элемент данной меры ответственности. Во-вторых, компенсация в виде двукратной стоимости контрафакта предполагает взыскание с нарушителя не только тех доходов, которые нарушитель фактически получил, но и тех, которые он намеревался получить (например, стоимость партии контрафакта, которая была закуплена ответчиком и предлагалась им к продаже). Именно таким образом нормы о компенсации этого вида применяются в современной судебной практике (п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Независимо от того, какого подхода придерживаться по рассматриваемым вопросам, а также независимо от наличия или отсутствия убытков от последующего распространения контрафакта (если мы придерживаемся подхода к убыткам как обязательному условию применения компенсации) против каждого из последовательных распространителей правообладатель вправе защищаться посредством обращения к мерам защиты, не являющимся мерами ответственности. Прежде всего он может требовать прекращения нарушения исключительного права, а в случае неисполнения судебного решения об этом — выплаты астрента (судебной неустойки).

Чтобы суд в итоге не снизил размер компенсации или хотя бы сделал это не слишком сильно, её размер рекомендуется обосновывать вместе с опытными юристами. Можно сослаться на длительный срок использования чужой интеллектуальной собственности и, если возможно, указать на то, что нарушитель нарушает ваши права не в первый раз.

Часто правообладатели добиваются именно компенсации за незаконное использование своего бренда, поскольку ему не нужно доказывать, что был понесен ущерб в определенном размере. Достаточно самого факта, что были нарушены чужие права.

Публикация подготовлена при поддержке юристов DRC.

Особенности защиты прав по делам о контрафакте
11
Начать дискуссию