{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Путь от IT-юриста до Legal Tech-специалиста с собственным продуктом

Doczilla продолжает делиться историями карьеры коллег, прошедших путь от юриспруденции до Legal tech. Как начать юристом в недвижимости, а затем стать product owner и создать собственный Legal tech продукт расскажет Инна Красовская, руководитель управления развития цифровых юридических сервисов в Метре квадратном.

Я получила высшее юридическое образование и закончила аспирантуру в МГУ им. М. В. Ломоносова. Во время учебы искала программы с грантами на обучение за границей. Больше всего хотелось в США: на мой взгляд у них наиболее развитая правовая и судебная системы за счет федерализма — каждый штат правотворец. Было очень интересно узнать, как это работает.

В 2017 году я выиграла грант и отправилась в Денверский университет. Возможно, именно после того года учебы в США начался мой интерес к Legal Tech — тогда даже этого понятия не существовало. Но я хотела построить карьеру юриста в IT, поэтому выбрала профильные курсы, в том числе посвященные тому, что сейчас называют Legal Tech.

Хотя правовые системы России и США ощутимо отличаются, есть идентичные аспекты. Это всё, что касается интеллектуальной собственности, регулирования разработки ПО, поскольку развивалось параллельно в обеих системах. Поэтому обучение в США стало возможностью посмотреть на мир с другой перспективы, и подумать, как это можно применить конкретно у нас.

Первый шаг в Legal Tech — желание автоматизировать рутинную работу

Вернувшись в Россию, я начала искать работу юриста в IT-компании, и устроилась в «Домклик» — дочернюю организацию СберБанка. Там я стала таким классическим юристом в IT — сопровождала проекты совместно с проджект-менеджерами или продакт-оунерами. Этот опыт помог понять как работает разработка в IT, какие циклы проходит проект, что с ним происходит потом, и что нужно сделать, чтобы его запустить: от идеи до работы с клиентами на финальном этапе.

Понемногу, по мере профессионального роста, я начала стараться автоматизировать все, что происходит в юридическом департаменте. Мы работали в Jira — это больше система для разработчиков, что-то вроде CRM с глубоким функционалом настройки. Появилось желание упростить работу: юристов в отделе много, и требовалось распределять задачи. Отдельного специалиста под эту платформу не было, и я стала самостоятельно разбираться как можно автоматизировать распределение задач и отчетов — такая рутинная юридическая функция, которую в маленьких департаментах привыкли делать в файле Excel. Я видела, что есть совершенно другой потенциал: вроде работаем в IT-компании, но не используем технологии для оптимизации работы. Поэтому предложила идею и приняла участие в том, чтобы сделать нашу работу в Jira супер-прозрачной. И получилось достаточно успешно.

От product-owner до собственного продукта

Следующая ступень моей карьеры — работа IT-юристом в экосистеме недвижимости «Метр квадратный». Компания занимается автоматизацией и IT-технологиями в сфере недвижимости, но уже со многими банками, агентствами недвижимости, риелторами и застройщиками. Здесь произошло самое интересное. Накопленные знания, опыт работы юристом и автоматизации помогли мне понять, как можно автоматизировать документооборот, научить «искусственный интеллект» распознавать документы и делать выводы.

Сначала я сопровождала сервис «Проверка недвижимости» — здесь юристы оценивают объект, продавца и безопасность покупки. На вторичном рынке очень много рисков, и если что-то не учесть, недвижимость могут отобрать, то есть вернуть законному собственнику.

Мне стало понятно, что любым юридическим продуктом должен обязательно руководить человек с юридическим образованием, или хотя бы глубоко разбирающийся в юриспруденции

Юридические сервисы и продукты сопровождал другой менеджер, я была юристом. Со временем мне стало понятно, что любым юридическим продуктом должен обязательно руководить человек с юридическим образованием, или глубоко разбирающийся в юриспруденции. Без этого можно сделать очень много ошибок даже в элементарных описаниях на сайте. Когда это стало очевидно не только мне, я получила предложение стать product-owner'ом: развивать продукт, искать клиентов, заниматься маркетингом. Я согласилась, хотя на тот момент у меня не было понимания, что делает продуктовый менеджер. Но было преимущество: я понимала не только примерный путь развития продукта, но и как в дальнейшем при наращивании объемов можно автоматизировать работу юристов. Поэтому став product-owner'ом, я пошла учиться на профильные курсы, что в дальнейшем очень помогло в развитии сервиса. Но самое главное — мы с командой смогли придумать новый. И вот здесь уже начинается настоящий Legal Tech.

Собственный продукт

Поработав над сервисом «Проверка недвижимости» я очень скоро поняла, что для предотвращения потери права собственности недостаточно только проверки недвижимости. Нужно контролировать выполнение рекомендаций, и защищать клиента в суде, если потребуется. Благодаря слаженной работе многих команд: маркетинга, юристов, разработчиков, финансового департамента, бизнес-команд родился юридический сервис «Защита сделки». В рамках услуги мы полностью сопровождаем сделку купли-продажи недвижимости и даем гарантию, что у клиента ничего не случится с правом собственности. А если случится, и мы не сможем отстоять его в суде, то полностью вернем деньги в размере стоимости объекта. Это очень громкие обещания, да? Однако идея в том, что мы настолько уверены в качестве своих услуг, что можем дать такие серьезные гарантии. Под этим красивым, уникальным продуктовым предложением лежит много автоматизации, экспертности и того самого Legal Tech.

Конечно, такие гарантии можно дать за 500 000 ₽: нанять много юристов, которые займутся проверкой. Но это никому не подойдет, даже очень обеспеченным клиентам. Поэтому мы поставили цель сделать массовый и доступный сервис. Значит без автоматизации и Legal Tech здесь не обойтись. Требовалось создать алгоритм, в котором работает юрист, но в 3−4 раза быстрее, чем если бы он работал просто в MS Word.

В результате мы получили продукт, который в 4 раза быстрее проверяет документы и снижает количество ошибок, вызванных человеческим фактором: примерно на 70%. При ручном заполнении мелкие ошибки или опечатки неизбежны. Да, это не критично, но неприятно клиентам и несколько снижает уровень доверия к компании. В результате мы стали выполнять в 4 раза больше работы за то же время, и отпала потребность в найме дополнительных специалистов.

Сложности на этапе запуска

Пожалуй, главная проблема — получить ресурс разработки на реализацию. Он всегда дорогой и дефицитный, поэтому важно доказать, что даже с участием IT проект будет выгодным.

Здесь тоже поможет сильная сторона юристов — навык систематизировать данные и убеждать. Мы привыкли анализировать судебную практику, делать выводы о наиболее вероятном варианте развития событий и всегда можем их обосновать. Анализ рынка или клиентские интервью — это не факты. Для людей, которые работают в IT и строят серьезный бизнес, факты — только язык цифр.

Главные аргументы в пользу внедрения Legal Tech: экономия, снижение количества ошибок, удовлетворенность клиентов сервисом

Чтобы защитить проект, мы рассчитали, сколько нужно будет дополнительно нанять специалистов, чтобы закрыть возрастающее количество заявок и расходы на фонд оплаты труда. Стало очевидно, что для масштабирования сервиса: обеспечения скорости, устранения ошибок и сохранения качества, неизбежно потребуется IT-разработка. Главные аргументы в пользу внедрения Legal Tech: экономия, снижение количества ошибок, удовлетворенность клиентов сервисом. Мне кажется, это универсальные три кита обоснования автоматизации и LegalTech.

В чем отличие Legaltech-специалиста от юриста?

Если коротко: в креативности и умении брать на себя ответственность.

Legal Tech-специалист — это синергия между юристом и IT. Он может предложить новое решение и взять на себя ответственность за реализацию

Как обычно выглядит работа юриста? Приходит запрос от бизнеса: «У меня есть идея, нужно согласовать». Юрист, в свою очередь, рассказывает, что будет и как нужно делать. Опираясь на вердикт юриста, бизнес принимает решение. Поэтому Legal Tech-специалист — это синергия между юристом и IT. Он не только консультирует, но может предложить новое решение и взять на себя ответственность за реализацию.

Как юристу не бояться идти Legal Tech?

У многих коллег, с которыми я работала, появлялось желание развиваться не только в своей профессии, но и в перспективном IT. При этом есть общий посыл: «Ты — юрист. У тебя нет навыков, чтобы внедрять инновации». Возможно поэтому и меня долгое время мучил синдром самозванца. Казалось, что я не на своем месте, а моих навыков недостаточно для этой работы.

Юристы очень сильны в аналитике и системности мышления: анализе множества источников и принятия обоснованных решений. И хорошо понимают как работает бизнес

Помогло посмотреть на все трезвым взглядом во время менторских сессий со специалистом, который давно и успешно реализует свои проекты в IT. Я поняла, что юристы очень сильны в аналитике и системности мышления: анализе множества источников и принятия обоснованных решений. А еще юристы хорошо понимают как работает бизнес, потому что постоянно взаимодействуют с бухгалтерией, службой безопасности, самим бизнесом, государством. Поэтому когда мы переходим на «другую сторону», то работаем с тем же, но добавляется креативность. Если у вас есть идеи по оптимизации процессов в своей компании — то и с креативностью у вас все в порядке.

Важно сконцентрироваться на сильных сторонах и использовать их для реализации проектов. Мой опыт показывает: из юристов, которые растут в сторону Legal Tech, получаются хорошие предприниматели, product-owner'ы и инноваторы. Поэтому все, что нужно для Legal Tech, у нас уже есть. Главное не бояться эти сильные стороны использовать — это 80% успеха. А точки роста вы можете определить и прокачать.

Мой опыт показывает: из юристов, которые растут в сторону Legal Tech, получаются хорошие предприниматели, product-owner’ы и инноваторы

Legal Tech-инструменты могут отнять работу у юристов?

Я считаю, что нет. Дискуссии на эту тему начались еще 10 лет назад, когда я училась в университете. И до сих пор угрозы нет.

Да, рутинные процессы можно доверить алгоритмам и выполнять «нажатием кнопки», причем не обязательно самим юристам. Есть инструменты, которые потенциально могут к этому привести. Но это безумно дорого и долго. На создание системы, исключающей человеческий фактор, для одного продукта в одной компании, потребуется минимум 2−3 года и команда разработчиков. При этом не факт, что получится.

Хорошая юридическая работа — это общение с людьми и понимание конкретного рынка. Это тоже про принятие решений и креативность. К сожалению, или к счастью, никакой алгоритм этого сделать не сможет. Во-первых, потому, что вложить понимание специфики можно в голову юриста, который будет управлять системой, но не в саму систему. Во-вторых, любой юрист всегда немного психолог. Он может выслушать страхи клиента, и убедить его, что все не так плохо, или, напротив, не так радужно. Для этого нужны хорошие софт-скиллы. Только после личной беседы люди соглашаются с юридическим решением, хотя оно изначально было правильным.

Если мы говорим о пуле задач, где нужно только копировать реквизиты из договора подряда и штамповать одинаковые договоры, то такую работу Legal Tech, вероятно, заменит. Это могут делать инструменты, которые уже есть на рынке.

Юристов, которые общаются с клиентами, выступают в судах и придумывают что-то новое, никто не заменит

А вот юристов, которые общаются с клиентами, выступают в судах и придумывают что-то новое, никто не заменит. Зато Legal Tech ощутимо освободит их от рутины в пользу креативных задач.

Перспективы развития Legal Tech

Я стараюсь следить за инновациями в Legal Tech, и думаю, что будущее за аутсорсными решениями, такими как платформа Doczilla Pro. Это IT-решения, которые будут помогать юристам автоматизировать рутинные процессы. Очевидно, что есть мировая тенденция к сокращению расходов и увеличению производительности.

Мы все неизбежно придем к Legal Tech, и те, кто сделают это первыми, получат преимущество

Почему именно аутсорсные решения? Потому что собственная разработка — это очень дорого, ее могут позволить себе только крупные компании, причем в достаточно специфичных кейсах. А вот стандартные задачи решают текущие Legal Tech-инструменты. Мы неизбежно к этому придем, и те, кто сделают это первыми, получат преимущество.

Кроме того, Legal Tech инновации должны повлиять и на конечного потребителя — наших клиентов. Например, сделать услуги юриста доступнее, чем сейчас. В нашей стране уже есть чат-боты, которые за небольшую стоимость дают консультации по простым вопросам, вроде взыскания неустойки у застройщика. Такие задачи можно делегировать алгоритмам, и это будет дешевле, чем услуги юристов.

Какие преимущества дает работа в Legal Tech?

В первую очередь это возможность реализовать себя и свою креативность. Во вторую — избавление от рутины. Legal Tech-технологии — это инновации, которые позволяют сэкономить время на бумажной работе, не требующей умственных усилий.

Кроме того, любой Tech — Fin Tech, Legal Tech — толкает экономику вперед и развивает мир. Удешевляет, делает более доступным, упрощает. У людей появляется больше возможностей для самореализации и проявления креативности. И мне очень нравится осознавать, что я часть этого. Что я действительно делаю вклад в то, чтобы мир стал лучше и безопаснее.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда