Арбитраж криптовалюты: проблемы с законом

Снова с вами, DestraLegal.ru - сервис, который решает юридические проблемы. Важно не только их решать, но и не допускать. Так давайте разберем очень популярную тему - арбитраж. Но посмотрим на него со стороны закона, а именно Закона № 115-ФЗ.

Арбитраж криптовалюты: проблемы с законом

Что такое арбитраж?

Если говорить простым языком то это торговая деятельность на финансовом рынке, чаще на криптовалютном рынке, где нужно дешевле купить и дороже продать. Разница между стоимостью покупки и продажи становится чистой прибылью трейдера. По этому принципу работает арбитражная торговля.

Очень часто курс одной криптовалюты расходиться на торговых площадках. Но это расхождение всегда несущественное, а арбитражники стараются выявлять такие площадки, где разниться будет от 1% и более процента. Эту разницу они используют для заработка, создавая краткосрочные “связки” - череду сделок, влекущих им доход. Так они повторяют несколько раз в день или до тех пор пока “связка” приносит прибыль.

Для проведения таких операций необходимы банковские счета и карты, желательно в различных кредитных учреждениях, на разных лиц и даже в некоторых странах. Это необходимо для обналичивания полученного дохода, его фиксации в реальных фиатных средствах. Фактически, такая деятельность не является противозаконной, это просто поиск и использование существующих уязвимостей финансового сектора для получения прибыли, не причиняя никому реального ущерба.

В тоже время, такая деятельность может иметь преступный умысел, направленный на легализацию (отмывание) денежных средств, полученных незаконным путем. А это преследуется на территории любого государства, в том числе и в Российской Федерации. Для этого есть специальный закон.

Закон № 115-ФЗ

Закон интересный, но представляющий опасность для большого круга лиц, так как допускает расширительное, а порой произвольное, толкование прописанных в нем норм.

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления (ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

Кто подпадает под действие Закона?

Если вы думаете, что он вас не коснется, то ошибаетесь. Просто взгляните на его сферу действия (ст. 2 Закона № 115-ФЗ):

  • граждане Российской Федерации,
  • иностранные граждане,
  • лица без гражданства,
  • организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом,
  • иностранные структуры без образования юридического лица,
  • адвокаты,
  • нотариусы,
  • лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг,
  • аудиторские организации и аудиторы,
  • государственные органы,
  • ЦБ РФ,
  • юридические лица.

Исходя из приведенного перечня, видно, что под прицелом может оказаться каждый. Для этого уполномоченным органам и кредитным организациям предоставлены полномочия по контролю за операциям перечисленных лиц.

В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ кредитная организация обязана в ходе обслуживания клиентов на регулярной основе принимать меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.

Кроме того, у самих клиентов также имеется обязанность предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, которая им необходима для исполнения требований закона в части контроля за их операциями (п. 14 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Все это будет направлено на то, чтобы найти подозрительные операции.

Подозрительные операции

Подозрительные операции - это операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

Определение прописано так, что сюда можно включить практически любую операцию, которая предположительно связана с преступной деятельностью. Как вы понимаете, такое предположение не обязательно должно быть истинно верным. Именно вам нужно будет доказать, что это не так.

Законом № 115-ФЗ предусмотрено, что основаниями для документального фиксирования информации о подозрительности сделок клиентов является:

- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации: выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом № 115-ФЗ;

- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При этом ЦБ РФ на постоянной основе проводит работу по совершенствованию контроля за работой банков и выявлением подозрительных операций.

Еще в 2014 году Банк России направил письмо № 236-Т, в котором просил проявлять кредитные учреждения повышенное внимание к отдельным операциям клиентов и при необходимости запрашивать документы об их законности, уплате соответствующих налогов и прочее.

Кроме того, финансовым институтам также рекомендовано прописывать полномочия по контролю за операциями клиентов во внутренних документах, допуская ознакомление с ними, порой формальное.

Здесь будет первый совет для существующих и будущих арбитражников: ознакомиться при возможности с документацией кредитного учреждения о внутреннем контроле и программе его осуществления. Именно там могут быть скрыты неочевидные формы контроля, а также пункты о согласии клиента с проведением особого контроля и выполнением отдельных поручений банка.

Банки при выявлении сомнений в отношении операций своих клиентов могут реализовать право на отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предусмотренное п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ. То есть банки при возникновении вопросов к совершаемым операциям должны их заблокировать.

В случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на указанных основаниях банк должен рассмотреть вопрос о реализации предусмотренного п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ права на расторжение договора банковского счета (вклада) с клиентом.

Рекомендации = Закон

В вопросах взаимодействия между банком и физическим лицом стоит уделить внимание Методическим рекомендациям о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов - физических лиц, утверж Банком России 06.09.2021 № 16-МР.

10 сентября 2021 года Банк России опубликовал Методические рекомендациям № 16-МР о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов (далее по тексту- Методические рекомендации). В них перечислены критерии, которые позволят банкам выявлять платежные инструменты (платежные карты и электронные кошельки), используемые теневым бизнесом - незаконными онлайн-казино, организаторами финансовых пирамид, нелегальными форекс-дилерами, криптовалютными интернет-обменниками.

Особое внимание уделено операция физических лиц. Для регулятора абсолютно не важно является ли гражданин участником незаконных структур, это не помешает ему попасть под “око” контроля.

Арбитражники, как и преступный бизнес, часто используют несколько банковских инструментов. Это могут быть как друзья и близкие арбитражника, лица “по объявлению”, готовые за 5 000 рублей, отдать собственные карты, сотрудники банка или просто подставные лица. Соответственно в этой части пересекаются интересы условно легального бизнеса арбитражников криптовалюты и преступного сообщества. А значит и риск оказаться в зоне пристального внимания контролирующего органа или кредитного учреждения очень высок.

Как правило, перечисленные банковские карты используются только для “связок” - финансовых операций по вводу и выводу валюты. Какая-либо иная активность отсутствует.

Для такого чтобы выявить такие операции и инструменты используется соответствующее программное обеспечение для автоматизированной обработки данных.

В целях единого подхода и на основе полученных аналитических сведений Банк России разработал следующие критерии для банковских счетов и электронных средств платежа, оформленных на физических лиц и используемых посредством онлайн-сервисов для осуществления расчетов с другими физическими лицами:

- необычно большое количество контрагентов - физических лиц (плательщиков и (или) получателей), например более 10 в день, более 50 в месяц;

- необычно большое количество операций по зачислению и (или) списанию безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), проводимых с контрагентами - физическими лицами, например более 30 операций в день;

- значительные объемы операций по списанию и (или) зачислению безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), совершаемых между физическими лицами, например более 100 000 руб. в день, более 1 млн руб. в месяц;

- короткий промежуток времени (одна минута и менее) между зачислением денежных средств (увеличением остатка электронных денежных средств) и списанием (уменьшением остатка электронных денежных средств);

- в течение 12 часов (и более) одних суток проводятся операции по зачислению и (или) списанию денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств);

- в течение недели средний остаток денежных средств на банковском счете (электронных денежных средств) на конец операционного дня не превышает 10% от среднедневного объема операций по банковскому счету (электронному средству платежа) в указанный период;

- операции по списанию денежных средств, электронных денежных средств характеризуются отсутствием платежей в пользу юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей для обеспечения жизнедеятельности физического лица (например, оплата коммунальных услуг, услуг связи, иных услуг, товаров, работ);

- совпадение идентификационной информации об устройстве (например, MAC-адреса, цифрового отпечатка устройства и др.), используемом разными клиентами - физическими лицами для удаленного доступа к услугам кредитной организации по переводу денежных средств, электронных денежных средств.

Данный перечень критериев не является исчерпывающим, а значит банки могут произвольно расширять его или интерпретировать по собственному усмотрению. В этом и заключается их работа по внутреннему контролю. В зону повышенного внимания банков попадут банковские счета и электронные средства платежа, открытые на физических лиц, которые одновременно соответствуют двум и более приведенным признакам.

Вот только такие критерии подойдут и арбитражнику криптовалюты, и преступнику, и простому гражданину.

Без вины виноватый

Возможно у вас сезонная работа, которая заключается в оказании услуг неопределенному кругу граждан (к примеру, SUP-прогулки), где вам приходится получать оплату безналичным способом с карты на карту. Итак 30 раз в день, 5-7 дней в неделю. Но вы добросовестный и законопослушный гражданин, который для удобства и учета финансовых средств открыл новый счет в отдельном банке, а значит карточка у вас используется только для работы, повседневные покупки с нее не осуществляете. Попадаете ли вы под контроль? Конечно.

А что если вы проявили инициативу на работе и решили собрать денег на подарок начальнику. Вот только работает у вас 30 человек, как всегда ни у кого нет “налички”, только перевод. Еще и скидываетесь по 5 000 рублей (ну очень вы любите своего начальника). Могут ли заблокировать операции по карте в связи с подозрительными сделками? Могут.

К сожалению, данная проблема массового контроля никуда не денется и с ней может столкнуться каждый, надо только знать, что делать в таких случаях.

Спаси и сохрани

Если в вышеперечисленных ситуациях у банка и возникнут претензии к гражданину, то вероятнее всего разрешить их получится при первом контакте с банком, предоставив соответствующие пояснения о роде деятельности и о произошедших событиях.

А вот лицам, занимающимся арбитражем криптовалюты, рекомендуется:

  • вести учет всей своей торговой деятельности с сохранением транзакций, при возможности делайте скриншот для последующего подтверждения операции в банке;
  • пользуйтесь верификацией там, где это возможно. Понимаем, что криптовалюта - это анонимность и децентрализация, но речь идет о финансовых рисках, которые вы можете минимизировать, предоставив регулятору доказательства того, что вот этот аккаунт или кошелек действительно принадлежит вам. Тем более существует вероятность запроса банком соответствующих сведений у централизованных площадок. Последние стремятся не конфликтовать с регуляторами по таким пустякам, как персональные данные.
  • платите налоги, Да, в Налоговом кодексе Российской Федерации пока нет поправок о том, что крипта - это имущество. Но есть разъяснения налогового органа о том, что если вы получили доход от реализации криптовалюты, то должен быть уплачен НДФЛ. Конечно, уплата налогов, да еще и от криптовалютной деятельности, которая полноценно не урегулирована в стране, вопрос исключительно индивидуальный, но, в случае инициирования разбирательства законности вашей арбитражной деятельности это может быть доказательством чистоты ваших денежных средств.
  • исполняйте требования в установленный законом срок в полном объеме. Если у вас запросили документы по 10 операциям на сумму 1 000 000 рублей, то надо предоставить документы пл 10 операциям на 1 000 000 рублей. Никак не по 5 операциям, ни на 200 000 рублей. Нет, требование должно быть исполнено полностью и в заданный срок. Иначе возможны риски привлечения к установленной законом ответственностью.

Ответственность граждан

За неисполнение клиентом возложенной на него обязанности (при непредставлении запрашиваемых документов) Законом № 115-ФЗ предусмотрена санкция - право банка отказать в совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств (п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Такая санкция предусмотрена исключительно Законом № 115-ФЗ, в то время как банк может установить иные меры ответственности в рамках гражданского законодательства при заключении договора с клиентом, в частности, комиссии, штрафы.

В 2015 году Верховный Суд Российской Федерации дал оценку правомерности таких санкций, назвав их законными, лишь в случае их соответствия Гражданскому кодексу Российской Федерации и при наличии соглашения об их применении, подписанного сторонами в письменной форме.

Но это все равно не мешает банкам проявлять недобросовестную инициативу и применять в одностороннем порядке различного рода комиссии. В большинстве случаев такие санкции противоречат закону и являются неосновательным обогащением со стороны кредитных организаций, что подтверждается судебной практикой (например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 № 09АП-27942/2021 по делу № А40-20355/2021).

Вывод

Закон № 115-ФЗ очень непростой, а когда сталкиваешься с ним на деле, да еще и в суде в борьбе за свои права и чистое имя против кредитной организации при поддержке Росфинмониторинга, то он становится очень неприятным. Такие ситуации можно и нужно минимизировать, поэтому постарались раскрыть вам наиболее важные его аспекты, дали несколько рекомендаций, исходя из собственного опыта и судебной практики.

Вот её в последнее время становится все больше и разнообразнее. Можно встретить популярные банки, криптовалютные площадки и разные позиции относительно предмета спора. Если поддержите в комментариях, то мы с радостью разберем для вас несколько актуальных судебных решений.

И помните: отстаивать свои права с DestraLegal.ru - это просто!

5555
30 комментариев

Судя по всему, до превращения крипты в нормальное платежное средство еще очень далеко...

4

Если такое вообще будет, слишком уж нестабильная валюта

2

ну не скажите, посмотрите на Сальвадор

1

Зависит от страны. Далеко не везде законы намеренно пишутся расплывчато, чтобы можно было к любому прикопаться.

примерно как никогда. сложно, волатильно, еще и платежи небесплатные, вся история хранится. то есть все минусы наличных и безналичных средств

В общем, все очень мутно и не понятно)

1