{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как правильно нанимать иностранных граждан

Как нанимать иностранных сотрудников

В современных реалиях многие владельцы бизнеса все чаще стали нанимать иностранных граждан. И несмотря на то, что по данным Росстата безработица сейчас идет на спад, есть некоторые отрасли, куда граждане Российской Федерации просто не попадают на работу. Это происходит по двум причинам:

  • Маленькие зарплаты при сложном графике работы. Для гражданина нашей страны самый оптимальный график - 5/2 и режим работы не более 8 часов. Профессии о который пойдет речь ниже, предполагают график 6/1, а то и вовсе 7/0, при этом оплата одной смены составляет в среднем 2300 р/смена. “Наш” народ не привык работать так много, к сожалению.
  • Отказ работодателей брать на работу российских граждан. Это происходит по причине как раз нежелания наших соотечественников много работать. Добавляется к этому еще и то, что представители данных профессий чаще всего уходят в неконтролируемый отпуск с большим количеством алкогольных напитков.

Итак, руководство компании принимает решение о приеме на работу иностранного гражданина. С чего начать? Давайте пошагово рассмотрим путь иностранного работника на наш рынок труда.

Кого и для чего нанимать?

Для начала надо определиться, на какую вакансию необходимо нанять иностранного гражданина. Здесь есть несколько сложностей, в зависимости от квалификации требуемого сотрудника. Персонал в принципе делится на три категории: высококвалифицированный, квалифицированный и неквалифицированный.

В первом варианте каждый конкретный случай рассматривается индивидуально. Понятие высококвалифицированный персонал было введено в РФ в 2010 году, оформление таких сотрудников помогает избежать процедуры оформления многих документов, однако, надо понимать, что это один из самых дорогих видов найма иностранных граждан. Как правило, высококвалифицированный персонал приезжает к нам из визовых стран.

Со второй категорией персонала все немного проще, тут уже есть свои алгоритмы и общие правила, при соблюдении которых найм иностранных граждан не выглядит таким уж пугающим.

Квалифицированный работник - это работник, получивший одну или более специальностей, которые могут быть подтверждены наличием дипломов, сертификатов и удостоверений. Чаще всего такое подтверждение не требуется, но есть некоторые нюансы, о которых расскажу ниже.

Неквалифицированный работник - работник, который не имеет никаких специальных знаний.

Для последних двух видов персонала чаще всего обращаются в страны СНГ и ЕАЭС.

Как найти сотрудников?

Чаще всего организации размещают вакансии на популярных площадках, некоторые пользуются услугами аутсорсинговых компаний. Во втором случае с руководства организации снимается много проблем. Например, аутсорсинговая компания MIMINO берет на себя оформление, отслеживание сроков документов, выплата заработных плат, кадровая документация - все это ложиться на плечи этой компании.

Один из самых надежных способ поиска персонала - это имеющийся персонал. Грубо говоря, один работник может посоветовать вас как работодателя своим приятелям в родной стране, Тогда есть шанс получить в работники кланы, семьи и даже целые деревни, в зависимости от того, сколько работников вам требуется.

Как правильно оформить?

В Российской Федерации существует разный порядок оформления на работу граждан из ЕАЭС и СНГ. На что следует обращать внимание?

Миграционная карта.

При пересечении границы каждый иностранец получает миграционную карту, где указывает цель своего визита. Для граждан, которые хотят работать обязательно должно быть подчеркнута цель - работа.

Миграционной карты может не быть если:

  • это гражданин Беларуси. Граждане Беларуси имеют облегченный вариант пересечения границы, по внутреннему паспорту и без миграционной карты.
  • Иностранный гражданин имеет оформленный вид на жительство в РОссийской Федерации. В некоторых случаях миграционную карту забирают при оформлении ВНЖ.

Патент на работу.

Этот документ нужен только для граждан СНГ. Патент представляет собой пластиковую карту, на которой отмечен регион работы, паспортные данные гражданина, дату выдачи патента и профессию.

Для получения патента иностранцу необходимо встать на миграционный учет (в течении 15 суток с даты въезда на территорию РФ для СНГ и 30 суток для ЕАЭС), пройти медицинский осмотр, пройти процедуру дактилоскопии, оформить полис ДМС и оплатить первый чек по патенту. Все это сотрудник может пройти самостоятельно, либо обратившись в компанию, которая помогает иностранным гражданам оформить этот документ.

Здесь для работодателя есть несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание при приеме на работу.

Очень важно понимать, что профессия, указанная в патенте должна соответствовать реальной деятельности сотрудника в компании, То есть, если вы нанимаете слесаря, то фасовать товар он не имеет право. Если при проверке будут выявлены факты несоответствия профессии и реальной деятельности, организация рискует получить штраф на каждого такого сотрудника не менее 400 000р.

Еще один момент - оплата чеков по патенту. Каждый иностранный сотрудник, оформивший патент, обязан ежемесячно вносить авансовый платеж в налоговую службу. С 1.01.2023 года в Санкт-Петербурге такой налог составляет 4 400р. Сложность для иностранцев заключается в том, что данный налог необходимо оплачивать строго по определенным реквизитам и в конкретно отведенный срок. дата выдачи патента является ориентиром по срокам: платеж необходимо совершить строго до даты выдачи патента, причем оплата непосредственно в дату уже является просрочкой платежа.

Пример: патент выдан 15.05.2022 года, первый чек оплачен 10.05.2022 и действует с 15.05 по 14. 06. Следующий чек должен быть оплачен до 14.06 включительно, оплата 15.06 уже является просрочкой.

При любой неуплате данных платежей со стороны иностранного работника патент на работу аннулируется и иностранец не имеет права находиться на территории РФ и тем более работать. При выявлении таких сотрудников на месте работы организация может получить штраф от 400 000р на каждого такого сотрудника.

Полис ДМС.

Полис добровольного медицинского страхования оформляются патентным гражданам во время оформления патента. Сама процедура оформления патента может быть весьма дорогостоящей для иностранцев и, стремясь к экономии, работники могут оформить такой полис всего на три месяца. Этого вполне достаточно для оформления патента, но мало для устройства на работу.

Для граждан ЕАЭС полис ДМС не обязателен, так как граждане из этих стран имеют право на оформления ОМС.

Постановка на миграционный учет.

Для граждан из СНГ и ЕАЭС постановка на миграционный учет является обязательной, но является исключительно их обязанностью. В данном случае работодатель не имеет никакого отношения к регистрации с тех пор, как наше государство официально отменило постановку на миграционный учет на юридический адрес компании.

Однако для граждан ЕАЭС встать на миграционный учет без трудового договора можно только по прибытию в РФ, чтобы продлить миграционную карту для постановки на миграционный учет придется предъявить официальный трудовой договор.

Трудовой договор.

При оформлении любого иностранного гражданина фирма обязана подать уведомлении о заключении трудового договора в ГУ МВД. Важно, что даже граждане Беларуси обязаны иметь официальный трудовой договор, который прошел через ГУ МВД.

Подача осуществляется на установленному законом бланке тремя способами: почта, районные ГУ МВД и Центральный ГУ МВД.

В процессе оформления иностранного гражданина это самый трудоемкий процесс. Бланки уведомлений меняются, важно следить за этими изменениями, так как подача уведомления на неправильном бланке сулит организации штрафом не менее 400 000 р за каждого неправильно оформленного сотрудника. И если вы подаете уведомления через почту, то узнать о том, что уведомление не приняли, крайне затруднительно.

При отправке через почту у вас, как у работодателя, должны остаться на руках следующие документы: опись и чек об отправке.

При подаче уведомлений через органы на трудовой договор ставится печать о том, что уведомление подано, работодателю выдается справка.

На российском рынке существует множество компаний, которые готовы облегчить процедуру найма иностранных граждан. Можно воспользоваться такими услугами как аутстаффинг, аутсорсинг, миграционное сопровождение или просто подача уведомлений в ГУ МВД. Однако не все компании, предоставляющие такие услуги, работают легально. Необходимо внимательно смотреть на отзывы, срок пребывания таких компаний на рынке трудовой миграции и насколько открыта информация о данных компаниях в сети.

Автор: Ольга Попова, Менеджер отдела развития аутсорсинговой компании Miminospb.ru

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда