Как найти надежного юриста? Обзор юридического рынка России
Мой первый пост на vc.ru изначально задумывался как обзор рынка юридических услуг, но в итоге я просто рекомендовал, что делать студентам в наше непростое время, поэтому пост перекочевал в раздел "карьера".
Сейчас же я хочу рассказать предпринимателям, как устроен юридический рынок и как найти хороших консультантов в новых условиях.
Кто был на рынке?
До 24 февраля 2022 года все было просто: были международные юридические фирмы (ильфы), основанные в 19–20 веках в Лондоне или Нью-Йорке; крупные российские юридические фирмы (рульфы), основанные в 90ых годах после "крупнейшей геополитической катастрофы" (если верить одному историческому реконструктору); множество рульфов поменьше (часть из них была основана выходцами из рульфов, а кто-то изначально пошел своим путем.
Среди ильфов можно было выделить: Cleary Gottlieb (ходил туда на девять собеседований и в итоге, к счастью, не попал), Freshfields, Herbert Smith Freehils. Работать в ильфе было престижно, дорого и сложно: именно по мотивам работы в этих фирмах снимали сериал Suits. Здесь вы могли работать без выходных по 14 часов в сутки в токсичной атмосфере, получая при этом баснословные для найма деньги: 180–200 тыс. рублей до налогов на позиции стажера, и около 10 тыс. долларов на позиции юриста первого года.
Среди рульфов можно выделить: АЛРУД, ЕПАМ, Пепеляев Групп. Загрузка в них, как правило, не меньше, а платят за это скромнее (здесь разброс больше, но в самых престижных рульфах зарплата помощника начиналась от 90 тыс. рублей в месяц).
В рульфах среднего уровня работы было поменьше, но и платили за это совсем небольшие деньги (особенно без английского) – реалистично было рассчитывать на 35–40 тыс. рублей.
Престижность фирм измерялась их историей и присутствием в разнообразных рейтингах: Legal 500, Chambers, Best Lawyers, Право-300. Участие в них – легитимный способ помериться юридическими скиллами и навыками маркетинга, хотя для обычных юристов это всегда превращалось в бесконечно заполнение анкет, в которых они выставляют свои проекты в лучшем свете. Например, можно было сказать: "Да, мы выиграли во всех инстанциях, но наше дело дошло до Верховного Суда, где мы хотя и проиграли, но сформировали важнейшую практику по вопросам международного арбитража".
Кто есть на рынке?
После дня, который перевернул нашу жизнь, ильфы один за другим стали говорить о том, что они закрывают свои российские офисы и отпускают московских юристов на вольные хлеба. Так же поступили и международные рейтинги – теперь никаких "мы в первой группе фирм по корпоративному праву, поэтому приходите к нам" больше нет.
Бывшие ильфовцы пошли кто в лес кто по дрова: многие смогли уехать в Лондон и Дубай, но большинство осталось в России и основали свои рульфы с блекджеком и демпинговыми ставками (такие рульфы называются ньюльфы). Поскольку у юридических фирм все плохо с маркетингом, нейминги были выбраны не самые удачные (Nextons вместо Dentons, Stonebridge Legal вместо Freshfields, КМПП вместо Debevoise and Plimpton). По привычке новые рульфы называют по-старому, но это уже не то (вместо ссылок на Нью-Йоркские офисы и дела в Верховном Суде США теперь у этих фирм есть только имена старших партнеров бывших московских офисов).
Есть два варианта развития отношений между ньюльфами и ильфами: либо ильфы заключают соглашение о партнерстве с ньюльфом и все иностранные проекты этого ильфа попадают в ньюльф, либо ньюльфы продолжают путь в одиночку (развод и девичья фамилия).
По всей видимости, некоторые ильфы не слишком хорошо обошлись с московскими офисами. Так, недавно бывший партнер Baker and McKenzie отсудил у фирмы более 36,6 млн рублей за неиспользованный отпуск (с таким золотым парашютом даже не страшно попасть в зону турбулентности), хотя управляющему партнеру ньюльфа, отколовшегося от Бейкеров это не сильно понравилось.
Конкуренция на рынке юридических услуг
В новых условиях престиж топовых российских фирм повысился: если посмотреть на рейтинг, который составляется довольно известным каналом "Рульфы, ильфы и инхаусы", то в нем такие рульфы как ЕПАМ, АЛРУД, РГД и Пепеляев Групп уверенно обгоняют коллег из ньюльфов. Это неудивительно, ведь российские локальные бренды долго присутствуют на рынке, а ньюльфы – те же рульфы, только на рынке они меньше года.
При этом зарплаты юристов в ньюльфах и рульфах также сближаются: сейчас в самых престижных рульфах (делюсь исключительно своим опытом и не обощаю) юрист с тремя-четырьмя годами опыта может рассчитывать примерно на 300 тыс. рублей в месяц (с учетом бонуса), тогда как ньюльфы резко порезали зарплаты и бонусы, теперь 250–280 тыс. рублей в месяц там кажется хорошей ставкой (хотя конечно юристы, которые оказались в ньюльфе из ильфа, чувствуют себя получше).
Дело тут в том, что маркетинговый девиз ньюльфов можно сформулировать так: "Мы делаем как в ильфе, только сильно дешевле".
На самом деле ньюльфы и большие рульфы, как правило, помогают только самым крупным клиентам: ставка для клиента за сопровождение суда в одной инстанции может находиться в районе 2 млн рублей, за составление договоров они берут еще больше. Поэтому в следующем посте я погружусь в дебри юридического рынка и расскажу, где можно найти консультантов подешевле, не сильно теряя в качестве, хоть это и непростая задача...
Подписывайтесь на мой TG канал, там я рассказываю о юридическом маркетинге, пишу об опыте работы со своими клиентами, анализирую новости права и не только.
С уважением,
Никита