Как найти надежного юриста? Обзор юридического рынка России

Мой первый пост на vc.ru изначально задумывался как обзор рынка юридических услуг, но в итоге я просто рекомендовал, что делать студентам в наше непростое время, поэтому пост перекочевал в раздел "карьера".

Сейчас же я хочу рассказать предпринимателям, как устроен юридический рынок и как найти хороших консультантов в новых условиях.

Кто был на рынке?

До 24 февраля 2022 года все было просто: были международные юридические фирмы (ильфы), основанные в 19–20 веках в Лондоне или Нью-Йорке; крупные российские юридические фирмы (рульфы), основанные в 90ых годах после "крупнейшей геополитической катастрофы" (если верить одному историческому реконструктору); множество рульфов поменьше (часть из них была основана выходцами из рульфов, а кто-то изначально пошел своим путем.

Среди ильфов можно было выделить: Cleary Gottlieb (ходил туда на девять собеседований и в итоге, к счастью, не попал), Freshfields, Herbert Smith Freehils. Работать в ильфе было престижно, дорого и сложно: именно по мотивам работы в этих фирмах снимали сериал Suits. Здесь вы могли работать без выходных по 14 часов в сутки в токсичной атмосфере, получая при этом баснословные для найма деньги: 180–200 тыс. рублей до налогов на позиции стажера, и около 10 тыс. долларов на позиции юриста первого года.

Среди рульфов можно выделить: АЛРУД, ЕПАМ, Пепеляев Групп. Загрузка в них, как правило, не меньше, а платят за это скромнее (здесь разброс больше, но в самых престижных рульфах зарплата помощника начиналась от 90 тыс. рублей в месяц).

В рульфах среднего уровня работы было поменьше, но и платили за это совсем небольшие деньги (особенно без английского) – реалистично было рассчитывать на 35–40 тыс. рублей.

Так же и я ездил на работу в золотые времена...
Так же и я ездил на работу в золотые времена...

Престижность фирм измерялась их историей и присутствием в разнообразных рейтингах: Legal 500, Chambers, Best Lawyers, Право-300. Участие в них – легитимный способ помериться юридическими скиллами и навыками маркетинга, хотя для обычных юристов это всегда превращалось в бесконечно заполнение анкет, в которых они выставляют свои проекты в лучшем свете. Например, можно было сказать: "Да, мы выиграли во всех инстанциях, но наше дело дошло до Верховного Суда, где мы хотя и проиграли, но сформировали важнейшую практику по вопросам международного арбитража".

Классический стажер, который подготовил очередное описание проекта для Legal 500
Классический стажер, который подготовил очередное описание проекта для Legal 500

Кто есть на рынке?

После дня, который перевернул нашу жизнь, ильфы один за другим стали говорить о том, что они закрывают свои российские офисы и отпускают московских юристов на вольные хлеба. Так же поступили и международные рейтинги – теперь никаких "мы в первой группе фирм по корпоративному праву, поэтому приходите к нам" больше нет.

Бывшие ильфовцы пошли кто в лес кто по дрова: многие смогли уехать в Лондон и Дубай, но большинство осталось в России и основали свои рульфы с блекджеком и демпинговыми ставками (такие рульфы называются ньюльфы). Поскольку у юридических фирм все плохо с маркетингом, нейминги были выбраны не самые удачные (Nextons вместо Dentons, Stonebridge Legal вместо Freshfields, КМПП вместо Debevoise and Plimpton). По привычке новые рульфы называют по-старому, но это уже не то (вместо ссылок на Нью-Йоркские офисы и дела в Верховном Суде США теперь у этих фирм есть только имена старших партнеров бывших московских офисов).

На рынке возникла большая путаница в названиях, и до сих пор бывает трудно понять, что Меллинг, Войтишкин и партнеры – бывший офис Baker and McKenzie
На рынке возникла большая путаница в названиях, и до сих пор бывает трудно понять, что Меллинг, Войтишкин и партнеры – бывший офис Baker and McKenzie

Есть два варианта развития отношений между ньюльфами и ильфами: либо ильфы заключают соглашение о партнерстве с ньюльфом и все иностранные проекты этого ильфа попадают в ньюльф, либо ньюльфы продолжают путь в одиночку (развод и девичья фамилия).

По всей видимости, некоторые ильфы не слишком хорошо обошлись с московскими офисами. Так, недавно бывший партнер Baker and McKenzie отсудил у фирмы более 36,6 млн рублей за неиспользованный отпуск (с таким золотым парашютом даже не страшно попасть в зону турбулентности), хотя управляющему партнеру ньюльфа, отколовшегося от Бейкеров это не сильно понравилось.

Вообще в юридическом мире не очень принято судиться с клиентами или своим работодателем, но есть нюанс...
Вообще в юридическом мире не очень принято судиться с клиентами или своим работодателем, но есть нюанс...

Конкуренция на рынке юридических услуг

В новых условиях престиж топовых российских фирм повысился: если посмотреть на рейтинг, который составляется довольно известным каналом "Рульфы, ильфы и инхаусы", то в нем такие рульфы как ЕПАМ, АЛРУД, РГД и Пепеляев Групп уверенно обгоняют коллег из ньюльфов. Это неудивительно, ведь российские локальные бренды долго присутствуют на рынке, а ньюльфы – те же рульфы, только на рынке они меньше года.

При этом зарплаты юристов в ньюльфах и рульфах также сближаются: сейчас в самых престижных рульфах (делюсь исключительно своим опытом и не обощаю) юрист с тремя-четырьмя годами опыта может рассчитывать примерно на 300 тыс. рублей в месяц (с учетом бонуса), тогда как ньюльфы резко порезали зарплаты и бонусы, теперь 250–280 тыс. рублей в месяц там кажется хорошей ставкой (хотя конечно юристы, которые оказались в ньюльфе из ильфа, чувствуют себя получше).

Дело тут в том, что маркетинговый девиз ньюльфов можно сформулировать так: "Мы делаем как в ильфе, только сильно дешевле".

За счет гигантской конкуренции на рынке ильфы делают качественно и быстро, но уже не дорого, а дешево (попали в другую Вселенную)
За счет гигантской конкуренции на рынке ильфы делают качественно и быстро, но уже не дорого, а дешево (попали в другую Вселенную)

На самом деле ньюльфы и большие рульфы, как правило, помогают только самым крупным клиентам: ставка для клиента за сопровождение суда в одной инстанции может находиться в районе 2 млн рублей, за составление договоров они берут еще больше. Поэтому в следующем посте я погружусь в дебри юридического рынка и расскажу, где можно найти консультантов подешевле, не сильно теряя в качестве, хоть это и непростая задача...

Подписывайтесь на мой TG канал, там я рассказываю о юридическом маркетинге, пишу об опыте работы со своими клиентами, анализирую новости права и не только.

С уважением,

Никита

4
23 комментария