Как избежать столкновения с недобросовестными контрагентами?

При осуществлении своей деятельности предприниматель вынужден сталкиваться с большим количеством рисков, что также нашло свое отражение в законодательстве, ст. 2 ГК РФ прямо указывает нам на то, что предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.


Часто при выборе контрагента предприниматель не обладает всей полнотой информации о нем, что конечно же может негативно сказаться на исполнении обязательств со стороны нового партнера, однако, риски можно минимизировать и проверить контрагента до заключения сделки.

При этом, необходимо проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента, законодательно указанное понятие нигде не закреплено, оно было введено в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Законодательно также не закреплен перечень действий и признаков, на которые необходимо обратить внимание при выборе контрагента, однако, они сформированы сложившейся практикой, так можно выделить следующие критерии должной осмотрительности:

  • Получение и анализ сведений о контрагентах, используя официальные источники информации;

  • Совершение действий по удостоверению в личности лица, действующего от имени контрагента;
  • Истребование документов, подтверждающих право контрагента на занятие определенными видами деятельности;
  • Проверка наличия сведений о государственной регистрации контрагента в общедоступных источниках;
  • Истребование у контрагента учредительных документов;
  • Получение информации о наличии у контрагента действующего расчетного счета;
  • Длительность отношений с контрагентом;
  • Отсутствие «массовости» руководителя/участника юридического лица;
  • Однородность и приемлемое количество ОКВЭД в сведениях ЕГРЮЛ в отношении контрагента;
  • Отсутствие в сведениях ЕГРЮЛ в отношении контрагента записи о недостоверности сведений в отношении адреса места нахождения юридического лица и/или его руководителя/участника;
  • Соотношение даты регистрации контрагента и даты заключение договора

Список действий по совершению «должной осмотрительности» не является закрытым и постоянно дополняется.

Так как же предпринимателю проявить должную осмотрительность? Откуда взять нужную информацию о контрагенте, говорящую о нем как о добросовестном и надежном партнере по бизнесу?

Существует большое количество платных сервисов, позволяющих предпринимателю выбрать контрагента исходя из анализа его деятельности, но речь пойдет не о них, т.к. они не являются официальными источниками из которых можно получить реальную информацию о контрагенте, а следовательно могут содержать неактуальные и недостоверные сведения, мы будем пользоваться официальными сервисами размещенными на сайтах уполномоченных органов, они также хороши тем, что находятся в открытом доступе и при их использовании не требуется какая либо оплата.

  • В первую очередь необходимо получить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в отношении контрагента, это можно сделать, используя официальный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» размещенном на сайте nalog.ru. Выписка будет содержать основные сведения, которые понадобятся для дальнейшего поиска информации о новом контрагенте.
  • Далее необходимо проверить картотеку арбитражных дел, информация, содержащаяся в официальном ресурсе «картотека арбитражных дел» поможет установить в каких делах учувствовал ваш потенциальный контрагент, анализ судебной практики может многое рассказать о добросовестности нового делового партнера.
  • Проверьте «банк данных исполнительных производств», информация, содержащаяся на официальном сайте ФССП России, поможет вам узнать, имеются ли в отношении предполагаемого контрагента возбужденные исполнительные производства.

  • Не лишним будет исследовать «единую информационную систему в сфере закупок», поскольку, госзакупки могут являться еще одним критерием для отбора, в случае если компания, неоднократно заключала госконтракты и исполняла в срок свои обязательства, это может свидетельствовать о ее надежности.

  • Федеральная служба государственной статистики также может предоставить вам интересующие сведения, на их официальном сайте можно получить данные бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении интересующего лица, проанализировав их можно также найти для себя интересующую информацию.

  • При этом существует ряд сервисов, размещенных на официальном сайте ФНС, которые также позволяют узнать интересующую информацию, используя их можно получить сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц, можно осуществить поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц, также можно использовать электронный сервис «Прозрачный бизнес», который позволит получить комплексную информацию в отношении возможного контрагента.

Проверять потенциальных и действующих контрагентов можно не только указанными способами, существует огромное количество иных сервисов, мы же в своих изысканиях ограничились только официальными и доступными широкому кругу пользователей.

Указанные сервисы и источники являются лишь доступным инструментом, главное, что понадобится вам при выборе контрагента - это умение анализировать полученную информацию.

22
1 комментарий

Оформляется ли на практике какой-то итоговый документ в подтверждение проверки?
Как на практике выглядит такой документ?
Требуют ли на практике ФНС России или суд предъявить документ о проверке контрагента?

Ответить