Будущее регулирование крипты в Европе – Market in Crypto-Assets или MiCA

Всем привет! Меня зовут Роман Бузько, я являюсь партнером в Buzko Krasnov, где руковожу практикой в сфере регулирования крипты и web3. Мы работаем со стартапами в крипте, биржами, NFT-студиями, инвесторами, майнерами и другими крипто-энтузиастами. Занимаемся этим примерно с 2016 года – как раз когда началась эпоха ICO. Консультируем в основном по американскому праву и международным аспектам структурирования деятельности.

Это вторая статья из серии Как запускать крипто-стартап в 2023 году — первую часть часть читайте по ссылке ниже:

Я планировал во второй статье написать про юридические аспекты NFT, регуляторные риски, налоги, листинг на биржах и другие нюансы запуска крипто-стартапов. Но тут в Европе неожиданно приняли масштабное регулирование крипты, которое вступит в силу уже через год.

Это очень масштабное событие, и я убежден, что оно повлияет на весь рынок крипты, который, пускай, пока что находится в определенной рецессии, но имеет свойство восставать из пепла раз в 3-4 года. Поэтому в этой внеочередной статье из серии будет как раз про европейское регулирование.

Перед началом хочу сразу поделиться с вами несколькими полезными материалами:

Все актуальные материалы по MiCA будут доступны здесь: https://www.degoverned.com/mica.

Будущее регулирование крипты в Европе – Market in Crypto-Assets или MiCA

Природа и статус регулирования

Market in Crypto-Assets или MiCA — регламент, принятый в рамках законодательной процедуры Европейского Союза (ЕС). Ключевой характеристикой такого вида акта и его главным отличием от директив является прямое действие: MiCA будет действовать на территории всего ЕС без необходимости прямого имплементирования в законодательство стран-участниц.

Голосование о принятии регламента было проведено 20 апреля 2023 г. В соответствии со ст. 149 MiCA вступает в силу через 20 дней с момента опубликования в Официальном Журнале ЕС и применяется через 18 месяцев после вступления в силу (Разделы III и IV применяются через 12 месяцев после вступления в силу), то есть не ранее ноября 2024 г.

Структура документа выглядит следующим образом:

Будущее регулирование крипты в Европе – Market in Crypto-Assets или MiCA
Будущее регулирование крипты в Европе – Market in Crypto-Assets или MiCA
Будущее регулирование крипты в Европе – Market in Crypto-Assets или MiCA
Будущее регулирование крипты в Европе – Market in Crypto-Assets или MiCA

P.S. Эти и другие слайды в этой статье из нашего курса по регулированию крипты и web3.

В регламенте внимание уделено трем большим сферам деятельности в крипте:

  • Выпуск токенов и их допуск к торговой платформе в ЕС (Разделы II-IV);
  • Лицензирование услуг в области крипто-активов (Раздел V);
  • Злоупотребление рынком (Раздел VI).

Регулирование каждой сферы будет рассмотрено дальше.

Выпуск токенов и их допуск к торговой платформе в ЕС (Разделы II-IV)

В соответствии со ст. 3(5) MiCA крипто-активом является цифровое представление ценности или права, которое может передаваться или храниться электронно с использованием технологии распределенного реестра или аналогичной технологии.

Регулируемыми крипто-активами являются три вида токенов:

  • Электронные деньги (E-money tokens или EMT) – крипто-активы, которые предназначены для поддержания стабильной стоимости путем привязки к одной официальной валюте (USDT, USDC);
  • Привязанные к активам (Asset-referenced tokens или ART) – крипто-активы, которые предназначены для поддержания стабильной стоимости путем привязки к любой другой ценности, праву или их комбинации, включая одну или несколько официальных валют (DAI, LIBRA);
  • Иные (Other tokens) – крипто-активы, которые не входят в предыдущие две категории, включая так называемые utility tokens (крипто-активы, предназначенные только для обеспечения доступа к товару или услуге, предоставляемой их эмитентом), но ими не ограничиваясь (ETH, BTC).

Читатель, погруженный в крипту, может заметить, что в эти категории попадают далеко не все существующие токены, и будет прав. Режим MiCA не является исчерпывающим, и из него исключены:

  • NFT-токены, но есть исключения (см. пункты 10-11 преамбулы и ст. 2(3) MiCA);
  • Децентрализованные токены (см. пункт 22 преамбулы MiCA);
  • Токены, которые являются финансовыми инструментами (см. ст. 2(4) MiCA);
  • Utility tokens, если продукт или услуга уже существует или запущен (ст. 4(3)(d) MiCA).

Кроме того, непонятно, как будут квалифицироваться governance tokens, которые дают право голоса, но при это не подпадают под определение utility tokens.

Будущее регулирование крипты в Европе – Market in Crypto-Assets или MiCA

ART и EMT токены существенно урегулированы и в их режимах есть много общего: подавляющая часть статей в Разделе IV, посвященному EMT, содержит отсылочные нормы к Разделу III, в котором регулируются публичное предложение, допуск к торгам, обязательства эмитентов ART и др.

Однако самой интересным является Раздел II, в котором содержатся нормы, непосредственно затрагивающий самый популярный вид криптовалют.

Так, лицо, предлагающее иные токены публично, должно:

  • Быть юридическим лицом (статья 4);
  • Написать white paper (статья 4, 6);
  • Направить white paper регулятору (статья 8);
  • Опубликовать white paper (статья 9);
  • Если применимо, обеспечить соответствие маркетинговых коммуникаций требованиям MiCA (статья 7);
  • Если применимо, публиковать маркетинговых коммуникаций по правилам (статья 9);
  • А также: (а) действовать честно, разумно и профессионально, (б) коммуницировать с держателями токенов и потенциальными держателями токенов добросовестно, прозрачно и понятно, (в) идентифицировать, предотвращать и раскрывать конфликты интересов, которые могут возникать, (г) обеспечивать соответствие систем и протоколов доступа правилам ЕС (статья 14).

Важно помнить, что выше перечислены общие обязательства лиц, предлагающих иные токены, но есть и ряд дополнительных. Например, у них также имеется обязательство по своевременному внесению изменений в white paper в случае необходимости, публикации обновленной версии на сайте и др. Более подробно ознакомиться с обязательствами лиц, предлагающих иные токены публично, можно ознакомиться с помощью нашего интерактивного гайда.

Кстати, к вопросу о white paper. Если раньше он по большей части был рекламной брошюрой, то теперь он становится «паспортом» проекта и ключевым инструментом раскрытия информации.

В white paper должны быть указаны сведения:

  • Об оференте или лице, испрашивающем доступ к торгам;
  • Об эмитенте, если отличаются от оферента или лица, испрашивающего доступ к торгам;
  • Об операторе торговой платформы, указываемые в white paper;
  • О проекте, связанном с использованием крипто-активов;
  • О публичном предложении крипто-активов или допуске их к торгам на платформе по торговле крипто-активами;
  • О крипто-активах;
  • О правах и обязанностях, следующих за крипто-активами;
  • Об исходной технологии;
  • О рисках.

Здесь можно найти официальный шаблон white paper с нашими подсказками, а также пример заполнения для Ethereum, как если бы MiCA был в силе в момент запуска проекта в 2014 году.

В то же время появляются требования по допуску токенов к торговой платформе. Они аналогичны требованиям по публичному предложению токенов к покупке, однако в случае допуска к торгам бремя соблюдения требований ложится на соответствующую биржу:

  • Эмитент и биржа могут заключить договор, по которому биржа может принять на себя обязательства по соблюдению требований MiCA (статья 5(3));
  • Нужно соблюсти требования только на одной бирже, дальше это уже не применяется (статья 5(4)(a)).

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что биржи станут глобальными центрами комплаенса по MiCA.

Если вы планировали запускать проект в даты, когда MiCA уже будет применяться, и теперь испытываете негативное чувство из-за огромного пласта требований, то можете выдохнуть (но не факт), так как в регламенте предусмотрен ряд исключений, при наличии которых вышеперечисленные требования не применяются (статья 4(3)):

  • Токены предлагаются бесплатно (airdrops), при условии что эмитент не должен собирать персональные данные и не может получать комиссии от третьих лиц;
  • Токены создаются автоматически в качестве вознаграждения за валидацию транзакций на блокчейне;
  • Предложение касается utility tokens в отношении продуктов и услуг, которые уже существуют;
  • Держатель токенов имеет только право обменять токены на товары и услуги в ограниченной сети мерчантов, которые связаны договорными отношениями с эмитентом (мили и бонусы).

Лицензирование услуг в области крипто-активов (Раздел V)

Будущее регулирование крипты в Европе – Market in Crypto-Assets или MiCA
Будущее регулирование крипты в Европе – Market in Crypto-Assets или MiCA
Будущее регулирование крипты в Европе – Market in Crypto-Assets или MiCA

Обратите внимание, что каждый последующий класс лицензии поглощает предыдущий: лицо, имеющее право на организацию работы платформы для крипто-активов, также имеет право оказывать все остальные регулируемые виды деятельности.

Помимо требований к минимальному капиталу, также вводятся общие требования к каждому из поставщиков услуг, а также специальные в отношении всех видов услуг.

Общие требования приведены в кратком варианте на слайде ниже.

Будущее регулирование крипты в Европе – Market in Crypto-Assets или MiCA

Со специальными требованиями к каждому виду услуг вы можете ознакомиться в рамках интерактивного гайда.

Также важно отметить трансграничные особенности оказания услуг в сфере крипто-активов по MiCA:

  • Не требуется присутствие на территории каждого государства ЕС (статья 59(7))
  • Но надо уведомлять регулятора: лицо, желающее предоставлять услуги в странах-участницах помимо государства регистрации, должно предоставить в государство регистрации информацию о (1) перечне стран-участниц, где он собирается предоставлять услуги, (2) начальной дате предоставления услуг, (3) услугах, которые он будет предоставлять и (4) перечне услуг, не входящих в регулирование (статья 65)
  • Если клиент является инициатором получения услуг поставщика, не оказывающего услуги на территории ЕС, такой поставщик не должен получать одобрения, предусмотренного статьей 53, НО (!) поставщик не должен инициировать предоставление других услуг или побуждать третьих лиц к получению услуг у него в отсутствие одобрения (статья 61). Здесь аналогия с режимом “reverse solicitation” по MiFID II. Иными словами, запрос не должен быть ответом на рекламу или маркетинг. Ожидается, что в ближайшее время Европейское управление по ценным бумагам и рынкам выпустит более подробные инструкции.

Для криптоиндустрии ЕС принятие MiCA является во многом переломным моментом. До сих пор крипто-компаниям в ЕС приходилось стучаться в двери каждого национального регулятора, если они хотели обслуживать весь рынок ЕС. Благодаря единым правилам MiCA крипто-компании в ЕС смогут предоставлять свои услуги на трансграничной основе без необходимости соблюдения различных национальных требований. Это упростит их деятельность на рынке и усилит конкуренцию между компаниями в ЕС.

Злоупотребление рынком (Раздел VI)

Помимо правил для эмитентов крипто-активов и поставщиков услуг, MiCA также вводит правила против манипулирования рынком и инсайдерской торговли. Использование инсайдерской информации для получения выгоды от торговой деятельности будет незаконным, как и действия, которые дают ложные или вводящие в заблуждение сигналы о предложении, спросе или цене криптоактива.

Вводится регулирование инсайдерской информации:

  • Определение «инсайдерской информации» дается в статье 87, присутствует важный критерий «конкретики» (“precise nature”) такой информации;
  • Эмитент должен раскрывать инсайдерскую информацию на сайте и хранить ее в течение 5 лет;
  • Допускается откладывать раскрытие в определенных случаях, когда нет общественного вреда (Но об этом надо уведомлять регулятора!);
  • Запрещаются операции на основании инсайдерской информации, а также побуждение третьих лиц к ее использованию (статья 89);
  • Запрещается незаконное раскрытие инсайдерской информации (статья 90);
  • Повышается роль внутренних инсайдерских политик.

А также запрет на манипулирование рынком:

  • Дается определение распространенным техникам недобросовестных трейдеров: «фронт-раннинг», «спуфинг» и пр. (статья 91(2));
  • Блогеры должны раскрывать, что владеют активом перед тем, как высказывать какие-то мнения публично (статья 91(3)(c)) – остерегайтесь, крипто-инфлюенсеры!
  • Лицо, которое профессионально организует или исполняет транзакции крипто-активов, должно иметь эффективные системы для предотвращения манипуляций.

Крипту ждет светлое легальное будущее в ЕС

После принятия MiCA наряду с технической и уточняющей документацией в рамках регламента ожидается принятие ряда других актов, которые также будут направлены на регулирование криптоиндустрии в ЕС.

Будущее регулирование крипты в Европе – Market in Crypto-Assets или MiCA
Будущее регулирование крипты в Европе – Market in Crypto-Assets или MiCA

Ожидается, что введение новых актов по регулированию DeFi и налоговой прозрачности в ЕС станет важным шагом в становлении крипто-активов как зрелого и устойчивого рынка. Эти акты помогут повысить прозрачность и надежность инвестиций в крипту, а также обеспечить правовую защиту для участников этого рынка.

Что в сухом остатке?

На сегодняшний день MiCA, без сомнения, является самой всеобъемлющей нормативно-правовой базой для криптоактивов, которую мы видели в глобальном масштабе. Это возможность, которую индустрия должна использовать и развивать. И в конце еще раз подчеркнем основные изменения в соответствии с MiCA:

  • До принятия MiCA каждая страна ЕС регулировала крипту самостоятельно, но были общие AML правила;
  • MiCA вводит правила игры для (1) эмитентов токенов и (2) поставщиков услуг в крипте, а также (3) общие правила в части манипуляций рынком;
  • Затем последует дополнительное регулирование AML/KYC и новое регулирование DeFi и, скорее всего, других направлений в крипте;
  • Вместе с тем MiCA не является исчерпывающим режимом и прямо не регулирует много видов токенов;
  • Много работы для юристов и простор для LegalTech/RegTech решений;
  • Другие страны будут ориентироваться на опыт Европы;
  • MiCA предусматривает разработку большого количества подзаконных актов, можно ожидать регулирование DeFi.

На этом на сегодня все. В будущих статьях поговорим про обещанные юридические аспекты NFT, регуляторные риски, налоги, листинг на биржах и другие нюансы запуска крипто-стартапов. Если эти темы вам интересны, подписывайтесь в телеге на канал на русском или английском.

По традиции в завершении хочу рассказать про платформу Degoverned для запуска крипто/web3 стартапов. На платформе можно выбрать и зарегистрировать подходящее юридическое лицо, сгенерировать инвестиционные документы (TWA), подписаться на новости по регулированию крипты по темам, которые актуальны для вашего проекта, получить интро с банками, которые работают с крипто-проектами, а также подготовить ко вступлению в силу MiCA. Платформа работает пока что в режиме invite-only. Напишите мне в телеграм короткое описание вашего проекта и потребностей, чтобы быстро получить инвайт.

99
Начать дискуссию