Кэшбэк, тендер и прочая иноземщина теперь под запретом? Разбираемся, можно ли бизнесу использовать иностранные слова
28 февраля 2023 года вступила в силу новая редакция 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005. Юрист Виктория Стальмакова из Рунетлекс рассказывает, на кого она распространяется и нужно ли бизнесу отказываться от иностранных слов в рекламе и коммуникациях.
Зачем приняли этот закон?
В пояснительной записке к законопроекту указаны следующие цели:
- совершенствование механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка в РФ;
- контроль за соблюдением должностными лицами норм современного русского литературного языка;
- усиление объединяющей роли русского языка как государственного языка РФ.
Не поняли? Мы тоже.
Сейчас будет ещё интереснее.
Что такое «иностранные» слова?
Непонятно.
Многие слова, которые сейчас являются общеупотребительными, пришли из иностранных языков: конституция, прокуратура, инвестор, бренд и т.п.
Авторы закона вышли из положения так: они хотят составить список иностранных слов, которые не имеют аналогов в «государственном» русском языке, и поэтому их можно использовать. Звучит как рецепт провала.
История запрета иностранных слов
В российском законодательстве запрет использования иностранных слов существует с 2005 года — в ФЗ «О государственном языке».
Старая редакция ч. 6 ст. 1 ФЗ «О государственном языке»:
И новая редакция:
Список допустимых иностранных слов, для которых нет подобных русских, будет внесён в нормативные словари, которые должна разработать Правительственная комиссия по русскому языку, а утвердить — Правительство РФ.
Если верить стенограмме обсуждений законопроекта, словари появятся только к 2025 году. Если появятся.
Пока получается, что наши дорогие законотворцы нарушили «чистоту русского языка». В законе использованы слова «сферы», «аналог», «функционирование» и т.д. Ладно хоть слово «закон» — старославянское, а то совсем неудобно получилось бы.
На кого распространяются требования закона?
В статье 3 ФЗ «О государственном языке» указаны сферы обязательного использования государственного языка РФ. Их можно условно разделить на две категории:
- деятельность государственных органов,
- деятельность предпринимателей.
Если вы, например, арендуете рекламный щит, чтобы поздравить любимую с днём рождения, это не подпадает под действие закона, потому что не связано с предпринимательской деятельностью. Если размещаете объявление на Авито о продаже старого велика, это тоже не считается предпринимательской деятельностью.
Вот сферы применения закона для первой категории «Деятельность государственных органов»: наименование государственных органов и органов местного самоуправления, подготовка и проведение выборов/референдумов, судопроизводство, официальное опубликование международных договоров РФ, законов и иных нормативных правовых актов, взаимоотношения государственных органов и органов местного самоуправления с физическими лицами, наименование географических объектов, нанесение надписей на дорожные знаки, оформление документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, в государственных и муниципальных информационных системах.
Предприниматели должны использовать государственный язык в:
- официальных взаимоотношениях и переписке с физическими лицами;
- информации, предназначенной для потребителей товаров, работ, услуг;
- рекламе;
- образовании;
- СМИ;
- показах фильмов в кинозалах;
- публичных исполнениях произведений культуры.
Что именно считать официальной перепиской с физическими лицами, закон не уточняет. Вероятно, ей будут признаваться письма с официальных доменов, с аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах, смс-рассылки, уведомления от приложений и сообщения от чат-ботов. А звонки сотрудников компании будут одним из способов официальных взаимоотношений с физическими лицами.
Отметим, что список сфер применения в законе не ограничен:
Исключения в законе
Во-первых, закон разрешает использовать иностранные слова при наличии точного перевода на русский язык.
Новое требование к переводу: он должен иметь одинаковые физические параметры с иностранными словами — цвет, тип и размер шрифта. Нельзя, например, писать перевод слова на рекламном щите шрифтом меньше, чем у оригинального иностранного слова.
Второе исключение — фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания. В них можно использовать иностранные слова без перевода.
Что будет за нарушение закона? Например, если я использую иностранное слово в рекламе?
Ответственность пока показная. Статья 6 говорит о том, что нарушение закона влечёт за собой «ответственность, установленную законодательством РФ». Но этим самым законодательством РФ она пока не установлена.
Возьмём рекламу. Пункт 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» содержит запрет на использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла. За нарушение этого требования ст. 14.3 КоАп РФ предусматривает ответственность до 500 000 рублей для юридических лиц.
Ответственность несёт рекламодатель, даже если текст написал подрядчик.
Если в рекламной кампании используются разные каналы распространения — например, контекст, наружка или ТВ, — и установлены нарушения сразу в нескольких каналах, отвечать придётся за нарушение в каждом.
Повтор рекламы с «нарушением» в том же формате будет являться повторным однородным правонарушением, то есть отягчающим обстоятельством, которое позволяет назначить больший штраф.
Если вы крутите баннер или объявление в контексте, то нарушением является баннер/объявление, а не его показ.
Кто следит за нарушениями?
В переписке и коммуникации — пока никто. Появится ответственность — появятся и надзиратели.
Контроль и надзор за соблюдением законодательства в рекламе выполняет ФАС (Федеральная антимонопольная служба).
Пример «рекламного» дела:
И ещё один:
Что в итоге?
Появление ответственности за нарушение ФЗ «О государственном языке» — вопрос времени. Не зря же его приняли.
Рекомендуем бизнесу уже сейчас внимательнее относиться к текстам, причём не только в рекламе, но и в общении с вашими клиентами.
Там выходят анонсы всех статей, в том числе на Хабре и в профильных СМИ, и новости нашего проекта.
«пусть жопу себе маркируют» ©
😀
Вы сами переименовываться когда планируете?
Список русской сети.
🙃
идт хорошилище по гульбищу на позорище ;) это ж сколько лет прошло, а всё не уймутся.
"но панталоны, фрак, жилет — всех этих слов на русском нет"
Дальше будут дальнейшие действия.
И смешно и грустно. Я был уверен, что к рекламе особо не будет это распространено. Безумие закона ограничивается его неприменением, но походу шото пошло не так.
Посмотрим, как это будет развиваться. Например, маркировка оказалась не такой и страшной.
Интересно-интересно... как они будут это выдирать из социума? С развитием интернета и всея Цифровизации все эти словечки так проникли в жизнь, что... только под наркозом, доктор!)))
Наркоз — неслыханная роскошь. «Запретить»
Статья 38 Федерального закона "О рекламе" не устанавливает ответственность за нарушение части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и не определяет субъекта ответственности за нарушение данной нормы, в связи с чем возбуждение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в части нарушения только части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не предусмотрено.
Комментарий недоступен
Не делу, дълу 😀
Не «дълу», а «дѣлу».
а как же слово "фейк"?
А вот так. Ждëм нормативный словарь.
Президент
Демократия
Конституция
Денацификация
Демилитаризация
The design is very human
ебать, в эту дичь еще кто-то вникает
А как же? С этой дичью бизнесу жить через какое-то время.
зачем?
Закон принят, будет ответственность. Чтобы не получить штраф, нужно соблюдать закон.
ну, то есть, если завтра примут закон о том, что каждый пацак должен делать два раза "ку" и радоваться, что его еще не сослали на Плюк, вы такие: "а как же, нам с этим жить через какое-то время"
С пятницы очередь на ку занимать
Верно.
соболезнуем,чо
Спасибо) Работа такая.
Очередной бессмысленный и вредный закон
Ибо воистину.
Вы про Runet, якобы рейтинг в нем или обо всем что вижу, о том и пытаюсь петь?
Обо всëм, что важно для заказчиков и участников рейтингов.