Воинский учет в организации. Как его вести в 2023 году, изменения, порядок, штрафы, нюансы

Воинский учет в России должны вести все компании, но есть исключения. Например ИП освобождаются от такой ответственности, даже если в нем работают наемные сотрудники. А теперь обо всем по порядку.

ИИ выбрал симпатичную девушку и назначил ее ответственной за воинский учет в организации.
ИИ выбрал симпатичную девушку и назначил ее ответственной за воинский учет в организации.

Мы — сервис для выплат фрилансерам MadeTask. com — помогаем компаниям работать с внештатными сотрудниками по всему миру. Работая через MadeTask бизнес может оплачивать работу фрилансера прямо на карту банка в той стране, в которой проживает исполнитель в данный момент. Таким образом вы можете перевести деньги за работу на местную карту, например, в Канаду, Армению, Грузию и еще более 30 стран мира.

Что нового в 2023 году?

Начиная с января 2023 года действует приказ Министерства обороны и введен новый обязательный документ — карточка воинского учета в организации (приказ № 700 от 22.11.2021). Раньше такие сведения отражались в личной карточке формы Т-2, а теперь она стала не обязательной. Теперь организации должны заполнять форму №10. Кстати, от Т-2 отказываться окончательно не стоит, так как она нужна для ведения кадрового учета.

Два вида воинского учета

  1. Специальный — на такой учет встают военнообязанные, которые пребывают в запасе в период мобилизации и (или) военного положения. Это работники противопожарной службы, органов внутренних дел, органах по контролю наркотических веществ — все сотрудники рядового и начальствующего состава.
  2. Общий — на таком учете состоят остальные военнообязанные.

Сегодня мы подробно остановимся именно на общем воинском учете, так как именно это актуально для коммерческих компаний.

Что такое бронь и отсрочка

Важно понимать: отсрочка и бронь — это не одно и то же.

Бронь связана с конкретной должностью, а не с конкретным человеком. Если сотрудник меняет должность без брони или увольняется, то бронь переходит к другому человеку. Отсрочка, напротив, предоставляется конкретному человеку. Она не связана со специальным воинским учетом.

В 2022 году некоторым специалистам из сферы информационных технологий (ИТ) , СМИ, связи и финансов были предоставлены отсрочки от мобилизации.

Кого затрагивает воинский учет в компаниях

Организация должна вести воинский учет следующих категорий (п. 12 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях) :

  • Мужчин призывного возраста (от 18 до 27 лет) , не зачисленных в запас.
  • Мужчин, отслуживших и находящихся в запасе.
  • Мужчин, которые были освобождены от призыва и не проходили службу.
  • Лиц, обучавшихся на военных кафедрах и военных вузах.
  • Лиц, прошедших альтернативную гражданскую службу.
  • Женщин с ВУС.

Воинский учет сотрудника ведется до момента, пока он находится в запасе. Женщины могут состоять в запасе до 50 лет, а для мужчин этот возраст составляет до 70 лет. Конкретный возраст зависит от пола, воинского звания и разряда.

Разряд военнообязанного указывается на одиннадцатой странице военного билета и может быть обозначен отметкой 1, 2 или 3. Это отражает приоритет военнообязанного при мобилизации.

Источник: статья 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Не подлежат воинскому учету в компаниях:

  • Граждане, которым было предоставлено освобождение от воинской обязанности, например, по состоянию здоровья.

  • Лица, которые в настоящее время проходят военную службу или альтернативную гражданскую службу.
  • Заключенные.
  • Женщины, не имеющие военно-учетной специальности (ВУС) .
  • Лица, постоянно проживающие за пределами России.
  • Иностранные граждане.
  • Сотрудники службы внешней разведки и ФСБ, обладающие офицерскими званиями и находящиеся в запасе.

Эти категории исключаются из ведения воинского учета в соответствии с пунктом 13 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях.

Важно отметить, что воинский учет ведется в отношении всех работников компании, включая тех, кто работает неполный рабочий день, по совместительству или на удаленке.

Законодательная база воинского учета в организации в 2023

Организации обязаны вести ВУ работников по с. 8 закона от 31.05.1996 №61-ФЗ, а порядок этого учета определяется следующими документами:

Как начать воинский учет: шаги и рекомендации

Для начала ведения воинского учета организации и постановки ее на воинский учет в военкомате нужно сделать следующее:

  1. Подготовьте приказ об организации воинского учета, в котором укажите ответственное лицо.
  2. Согласуйте назначение ответственного лица в вашем местном военном комиссариате. Лично посетите районный военный комиссариат с приказом и годовым планом работы по воинскому учету. Форма плана работ представляет собой приложение № 17 к Методическим рекомендациям Генерального штаба.

Если ваша организация обращается в военный комиссариат впервые, уточните контактные данные председателя районной комиссии в управе или администрации вашего местного самоуправления. Для предоставления этих данных председателю районной комиссии вам понадобится заполненная карточка по форме 18. Лучше лучше составить 2-3 карточки, так как она может быть отправлена одновременно в районную комиссию и еще в военный комиссариат.

Важно! Организации будет присвоен регистрационный номер, который ставится в верхнем правом углу карточки по форме 18. Если там будет стоять “индекс Б”, значит необходимо вести еще и специальный воинский учет. Подробнее об этом узнать только в военном комиссариате.

Следуя всем этим рекомендациям, вы сможете поставить вашу организацию на воинский учет и обеспечить его правильное ведение.

Определение ответственных за воинский учет

Итак:

  • Менее 500 человек: один ответственный. Мы либо оформляем совмещение: где работник выполняет обязанности в рамках своего установленного рабочего времени и получает доплату за совмещение (ст. 60.2 ТК РФ) , либо оформляем совместительство (работник выполняет обязанности в свободное от основной работы время) .
  • От 500 до 2 000 человек: один освобожденный работник.
  • От 2 000 до 4 000 человек: два освобожденных работника.
  • Свыше 4 000 человек: за каждые последующие 3 000 граждан — один освобожденный работник.

Освобожденный работник является тем, для кого ведение воинского учета согласно должностной инструкции является основной обязанностью. Если сотрудников несколько, их объединяют в “военно-учетный стол”.

Выпуск приказа об организации воинского учета в организации

Приказ, регламентирующий ведение воинского учета в организации, должен быть издан руководителем компании. В этом приказе необходимо определить ответственное лицо за ведение воинского учета и указать лицо, которое будет исполнять его функции в случае отсутствия ответственного (согласно пункту 22 Методических рекомендаций) .

Проект приказа должен быть согласован:

  • С военным комиссаром муниципального образования, на территории которого расположена организация или ее структурное подразделение.
  • С органом местного самоуправления, ответственным за первичный воинский учет, в случае, если ваша организация находится в районе, где отсутствуют военные комиссары.

Приказ утверждается в соответствии с формой, представленной в приложении № 4 к Методическим рекомендациям Генерального штаба.

Руководитель обязан предоставить специально оборудованные помещения и металлические шкафы для сотрудников, ответственных за воинский учет (согласно пункту 21 Методических рекомендаций) .

Важно! В случае временного отсутствия ответственного работника, занимающегося воинским учетом в организации, руководитель должен выпустить приказ о назначении другого сотрудника на данную должность. Назначенному сотруднику необходимо принять соответствующие документы для работы по воинскому учету и бронированию граждан, подтверждая это актом.

Чек-лист для правильного начала воинского учета в организации:

  1. Проверьте наличие документов воинского учета у работников и убедитесь, что информация в них соответствует данным в учетной карточке по форме № 10 (утв. приложением № 22 Приказа Минобороны РФ от 22.11.2021 № 700).
  2. Подготовьте проект приказа, в котором руководитель устанавливает обязанность для работников, подлежащих воинскому учету, предоставлять ответственному лицу необходимые документы для проведения сверок.
  3. Рекомендуется проводить сверки документов в присутствии работников, чтобы избежать изъятия их документов воинского учета. В случае необходимости временного взятия документов, заполняйте расписки и ведите журнал учета приема таких расписок. Это рекомендуется сами военкоматы.

  4. Запросите следующие документы:

    - У призывников: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

    - У военнообязанных: военный билет или справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета.

Справка взамен военного билета выдается гражданам, которые без законных оснований уклонились от военной службы после достижения 27 лет. Этот документ подтверждает, что такой гражданин все же находится в запасе.

Временное удостоверение выдается для установления личности военнообязанных, у которых отсутствуют необходимые документы для оформления и выдачи военного билета, а также для проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов или для получения военного билета, который хранится в военном комиссариате по прежнему месту жительства. На удостоверении должны быть подпись военного комиссара и гербовая печать.

Обратите внимание: отсутствие документов воинского учета не должно быть причиной для отказа в приеме на работу.

Запускаем отдельное делопроизводство

Для организации служебного делопроизводства по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, находящихся в запасе, работодатель должен выполнить следующие действия в соответствии с п. 39 Методических рекомендаций:

1. Создание отдельных папок: количество и названия папок для служебного делопроизводства могут быть уточнены ответственным работником, отвечающим за ведение воинского учета, на этапе регистрации организации в районном военном комиссариате.

Примеры папок:

  • Папка № 1 «Законодательные и нормативно-правовые акты по воинскому учету ГПЗ».
  • Папка № 2 «Документы по военно-учетному подразделению».
  • Папка № 3 «Документы по ведению воинского учета».
  • Папка № 4 «Переписка с ВК».

2. Регистрация и опись документов: вся переписка с военными комиссариатами должна быть зарегистрирована отдельно и храниться в специальной папке. Рекомендуется составлять опись вложенных документов в каждой папке.

3 этапа ведения воинского учета в организации

Этап 1. Учетная работа, которая ведется при приемке документов

На этом этапе мы определяем всех, кто подлежит постановки на воинский учет, проверяем наличие военных билетов и других документов (временных удостоверений, справок и т. д. Проверяем наличие мобилизационных предписаний, персональных электронных карт (если они есть) и наличие в отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности.

Этап 2. Ведение учетной карточки

Организации и их представители обязаны собирать, вести, обрабатывать и хранить информацию из учетных документов граждан, которые ставятся на воинский учет. Порядок выполнения этих действий установлен Министерством обороны РФ. С 8 января 2022 года в организациях воинский учет призывников и военнообязанных осуществляется с использованием карточек гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (форма № 10, приведена в приложении № 22 к Приказу № 700).

Карточку можно заполнить чернилами (шариковой ручкой) черного, фиолетового или синего цвета, либо заполнить электронно и распечатать на принтере.

Убедитесь, что карточки граждан, поставленных на воинский учет, которые были приняты на работу, помещены в соответствующие разделы картотеки в соответствии с требованиями пункта 34 Приказа Минобороны РФ № 700

Этап 3. Отчетность

У каждой организации должен быть план, который позволяет согласовывать отчетность и сроки ее представления по воинскому учету и бронированию граждан, находящихся в запасе (приложение № 17 к Методическим рекомендациям) .

План должен быть ежегодно согласован с военным комиссариатом не позднее установленной им даты. Кроме того, каждый год, не позднее 31 декабря текущего года, необходимо предоставить карточку организации в соответствии с формой 18.

Важно знать, что в воинском учете многие вопросы регулируются не только нормативными актами, но и неофициальными разъяснениями, предоставляемыми военкоматами.

Важно! Работодатель должен своевременно уведомлять своих сотрудников о получении повестки от военкомата. Это следует сделать не менее чем за три календарных дня до указанного в повестке срока. Если повестка была адресована сотруднику, который работает удаленно, находится в отпуске или на больничном, необходимо составить акт о невозможности вручить повестку и направить его в военкомат.

Штрафы

Оштрафовать могут как руководителя так и ответственного за воинский учет, обычно военкомат сам курирует этот процесс и решает какой штраф назначить. Открытой базы нет, поэтому сложно сказать насколько высока вероятность его получить.

Список штрафов:

  1. Несвоевременное представление списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, в установленный срок в военный комиссариат или другой орган, осуществляющий воинский учет. За это нарушение предусмотрен штраф в размере от 1 000 до 3 000 рублей (ст. 21.1 КоАП РФ) .
  2. Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или другого органа, осуществляющего воинский учет, и необеспечение им возможности своевременной явки по вызову. За это нарушение предусмотрен штраф в размере от 1 000 до 3 000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ) .
  3. Не сообщение в военный комиссариат или другой орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу, учебу или об уволенных с работы, отчисленных из образовательных организаций гражданах, которые должны состоять на воинском учете. За это нарушение предусмотрен штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ) .

Срок исковой давности для привлечения к административной ответственности составляет три года (ФЗ от 24.04.2020 № 132-ФЗ, ст. 4.5 КоАП РФ) .

Выводы

Как мы видим из статьи, ведение воинского учета в организации — это сложный и обособленный процесс, который требует некоторой сноровки. Необходимо внимательно изучить Приказ №700 (правила проведения сверок сведений, показатели для оценки деятельности организации по которым проверяется работа). Спасибо всем кто дочитал, скоро увидимся!

1010
11 комментариев

Блин, написали всё по порядку, но про ИП ни слова далее. Им можно полностью забить на эти законы и ничего не будет?

2
Ответить

Спасибо за обратную связь. Индивидуальные предприниматели, в том числе имеющие наемных работников, вести воинский учет не обязаны (Постановление Президиума ВАС от 14.04.2009 № 13798/08). Однако необходимость запрашивать документы воинского учета у нанятых работников для них сохраняется.

2
Ответить

"Спасибо всем кто дочитал, скоро увидимся! "- в военкомате!?)

2
Ответить

Предполагалось, что в качестве контрагентов или коллег :)

1
Ответить

Спасибо за статью! Очень много нового в теме воинского учета для разбора стало

1
Ответить

Хоть за отсутствие шкафов не штрафуют

1
Ответить

Спасибо за разъяснения!

1
Ответить