Что делать, когда умирает учредитель? Хаос, конфликты и упадок бизнеса: вот, чего не произошло в этом кейсе

Как «Патрикеев и партнеры» снизили влияние печального события на инвестиции, управление и жизнь компании.

Завязка этого кейса — внезапная смерть учредителя, владевшего крупной долей бизнеса, на этапе привлечения инвестиций. Ниже я максимально деликатно рассказал о непростом деле и дал рекомендации, как сгладить последствия подобной ситуации.

Меня зовут Павел Патрикеев, я практикующий юрист и сооснователь сервиса юридического аутсорса, сопровождения IT-компаний и интернет-проектов «Патрикеев и партнеры». Это моя третья статья на VC, вот первая, как мы удалили фейки о владельце бизнеса и вторая, как мы проверили 38 договоров и уберегли клиента от семи миллионов штрафов.

Что делать, когда умирает учредитель? Хаос, конфликты и упадок бизнеса: вот, чего не произошло в этом кейсе

Ситуация: человек иногда внезапно смертен

Как, наверное, у большинства из нас у совладельца крупной компании были проблемы со здоровьем, но он не страдал от долгой болезни, и его уход из жизни застал многих врасплох. В том числе бизнес-партнеров. На тот момент компания готовилась к продаже крупному инвестору: уже были заключены предварительные соглашения, проведены взаимные аудиты, встречный due diligence и «пожаты руки». По сути, сделка выходила на финишную прямую, когда произошло несчастье.

Нюансы, с которыми мы столкнулись

  • В уставе не было положения о том, что в случае смерти учредителя требуется согласие других участников общества на вхождение наследников — они входили в управление автоматически. Заблокировать это решение было невозможно.
  • Несколько наследников были несовершеннолетними, и это здорово осложняло дело. Действия с долями осуществляли опекуны детей, и переговоры нужно вести не с самими интересантами, а с их представителями и государственными органами опеки.
  • Вхождение новых учредителей, далеких от бизнеса, могло повлиять на текущую активность и дальнейшие планы общества. Конечно, остановить все процессы новые участники правления не могли, так как были миноритариями, но принятие определенных решений могли при желании заблокировать.
  • В дополнение к наследникам и опекунам добавилась фигура доверительного управляющего. Это человек, который принял на себя управление долями от лица наследников

К такой ситуации общество не было готово ни управленчески, ни юридически.

Не доставайся же ты никому: как рушится бизнес после смерти учредителя

Почему подобные ситуации чрезвычайно опасны? Приведу две громкие истории с похожей завязкой. Конфликт между родственниками основателя Natura Siberica Трубникова начался сразу же после смерти бизнесмена. На доли стали претендовать дети, вдова, а чуть позже к спору наследников добавился и корпоративный конфликт. Стоимость Natura Siberica по оценкам экспертов за два года упала минимум в пять раз.

Похожая история приключилась с бизнесом известного предпринимателя Бориса Александрова. Дочь бывшего владельца судится из-за роялти, а топ-менеджмент — из-за акций предприятия.

Подобные истории обнажают одну из ключевых проблем: не все всегда идет гладко, наследники или представители несовершеннолетних наследников могут выдвигать свои условия, завышать сумму выкупа доли или угрожать блокировкой ключевых решений, что может усложнить переговоры. Важно учитывать, что в такие моменты просыпаются и конкуренты — менеджмент наиболее уязвим, а внутренняя информация рискует утечь через открывшиеся бреши в защите.

Хаос, упадок и бизнес, который трещит по швам — вот что бывает, когда к управлению приходят люди, которые не понимают в делах компании.

Что сделали юристы «Патрикеев и партнеры»

  • В первую очередь изучили устав общества на предмет наличия блоков вхождения наследников в правление — их не было, а значит наследники автоматически входили в состав учредителей. Даже маленькие дети. Хотя до поры до времени принимать решения будет доверительный управляющий.
  • Проверили, открыто ли наследственное дело.
  • Определили круг наследников и установили с ними контакт.
  • Встретились лично с женой, взрослыми детьми и опекунами, чтобы узнать их планы на будущее долей. Переговоры были непростые. Спойлер: все наследники свои доли решили продать оставшимся участникам
  • Связались с нотариусом, который раскрыл наследственное дело.
  • Утвердили нотариусом и ввели в общество доверительного управляющего. Доверительный управляющий полностью заменил выбывшего учредителя ООО и временно действовал вместо него.
  • Согласовали условия покупки долей с наследниками и опекунами.
  • Подготовили договоры купли-продажи.
  • Получили согласие органов опеки на покупку долей у несовершеннолетних наследников. Для этого подготовили список из 12 документов и прошли по инстанциям защиты имущественных прав несовершеннолетних.
  • Наследники вошли в общество, после чего другие участники выкупили все доли у наследников.
  • Внесли изменения в устав общества, чтобы не допустить повторения ситуации.

Пока мы выполняли эти процедуры, оставшиеся совладельцы не делали лишних движений и не проводили общих собраний. Так наследники не могли бы признать эти собрания недействительными. Как уже говорил, мы не суетились и шли по установленному алгоритму.

Важно: всю деятельность команда экспертов «Патрикеев и партнеры» проводила в условиях строжайшей конфиденциальности для минимизации рисков утечки этой истории в СМИ.

Результат

На урегулирование дела ушло около шести месяцев. За это время мы провели переговоры и выкупили доли наследников. После того как все уладили, прописали в устав общества «юридический блок» такой ситуации в будущем.

Закон подразумевает, что наследники входят в правление по факту реализации наследства: стоит галочка «войти в состав учредителей автоматически». Мы эту галочку сняли. Теперь вхождение наследников в состав учредителей не произойдет по умолчанию, а только с согласия других участников.

Павел Патрикеев

В целом, несмотря на трагическую завязку история разрешилась в позитивном ключе (если подобная формулировка применима к такому случаю) . Наследники выгодно продали долю, бизнес устоял, сохранил стоимость и привлекательность. Как результат — компания получила инвестиции и продолжает успешно развиваться.

Мораль: договоритесь «на берегу»

Как правило, к такому не готовятся. Учредители забывают или даже не догадываются внести в устав положение о превенции вхождения третьих лиц в бизнес.

Когда происходит печальное событие, кипят эмоции, и другие участники могут повести себя неадекватно. К примеру, суетиться и препятствовать вхождению наследников, вместо того, чтобы начать переговоры и надлежащим образом ввести доверительного управляющего.

Наиболее эффективная защита от таких ситуаций — договориться заранее, пока «море спокойно». В своей практике мы опрашиваем партнеров и отражаем в уставе и корпоративном договоре алгоритм действий на случай сценариев, которые могут приключиться с одним из учредителей:

  • смерть;
  • бракоразводный процесс;
  • залог доли;
  • потеря дееспособности;
  • нежелания более заниматься бизнесом или исполнять свои обязанности.

Все эти ситуации можно предусмотреть и в большей степени хеджировать заранее, причем механизмов существует множество и многое зависит от готовности учредителей заранее «заморочиться»:

  • можно ограничить некоторые действия третьих лиц механизмом прямого согласия всех учредителей на случай вхождения наследников или передачи доли в залог;
  • в каких-то случаях может помочь грамотно составленный корпоративный договор, где можно предусмотреть дополнительные санкции или обязательства для участников.
  • для минимизации рисков на случай потери дееспособности единоличного исполнительного органа общества логично задуматься о введении коллегиального исполнительного органа. К примеру, совета директоров, чтобы не сводить принятие решений к одному человеку.
  • иногда так и вовсе стоит подключить юриста при составлении брачного договора со вторыми половинками участников общества в целях минимизации рисков при разводе.

Как защитный механизм работает на примере из судебной практики: после развода жена получила долю в компании мужа и захотела войти в состав правления. Бизнес-партнер ее бывшего супруга через суд оспорил это в суде. Ему помог заранее прописанный в устав общества пункт, что на совершение сделки, в результате которой доля в обществе перейдет в собственность третьему лицу, требуется единогласное согласие общего собрания участников.

Как избежать хаоса: превентивные меры, которые владельцы бизнеса могут предпринять уже сейчас

  • Изучите устав и уже сейчас внесите положения, которые защитят общество от разных сценариев, такие как автоматическое вхождения наследников, не имеющих отношения к бизнесу. Прямо пропишите необходимость получения согласия других участников общество на вход наследников, установите порядок получения такого согласия, опишите как именно будет определяться стоимость доли при отчуждении ее наследникам (например, по балансовой стоимости) .
  • Подумайте о заключении корпоративного договора: он значительно уменьшает риски, о которых говорил выше. Корпоративный договор можно заключить без нотариуса.
  • Согласуйте с учредителями заключение брачного договора с их вторыми половинками. Брачный договор поможет установить режим раздельной собственности в отношении акций, паев и вкладов в уставные капиталы. Он определит имущественные права и зафиксирует их за тем супругом, который реально занимается и развивает компанию.
  • Помните, что мы смертны, и минимизируйте риски влияния такого события на жизнь компании заранее.
  • Если несчастье произошло — не паникуйте и двигайтесь по заранее продуманному плану.

Главное — не откладывать на потом. Джентльменским минимумом является адекватно написанный корпоративный договор, а также наличие корпоративных блоков от вхождения третьих лиц без ведома и согласия других участников в уставе.

Остались вопросы? Тема важная и деликатная? Пишите нашей команде или напрямую мне в Телеграм @Pavel_Patrikeev — помогу с формулировками или дельным советов.

Больше кейсов из юридической практики «Патрикеев и партнеры» читайте в нашем журнале.

4141
52 комментария

У нас во Владивостоке недавно умер гендир знаменитого Приморского Кондитера.
После этого закрылась большая часть фирменных магазинов, т.к. они были на его ИП.
После их переоткрытия это уже совсем не те магазины :(

4
Ответить

Вот это конечно, боль всех бизнесменов — часто все держится на энтузиазме и воле одного человека. А после его смерти или отхода от дел — все накрывается (( как в Вашем примере или многих других ((

3
Ответить

Это как напоминание о важности человека в судьбах других людей. Надо вообще сразу бизнес закрывать, как только основатель помирает. Вот тогда его будут холить и лелеять, даже акционеры, жены, сотрудники и партнеры, а не пытаться сжить со свету :)

Ответить

Андрей, хорошо, что переоткрылись - люди хотя бы сохранили работу. Риски таких событий пока не хеджируют, и как написал автор ниже, - это пока большой вызов для отечественного бизнеса

Ответить

Собственно, вы просто надули наследников на разницу между ценой выкупа и стоимость долей после раунда инвестиций.

Был бы на стороне наследников хороший юрист, статья была бы от него "Как мы не дали обмануть наследников владельца бизнеса".

5
Ответить

Мы не знаем цифр. Может и не надули.

1
Ответить

Спасибо, что поделились вашей точкой зрения.

Некоторые люди готовы выбрать синицу в руках, а не "журавля в небе".

Готовность наследников продать долю может быть сопряжена с множеством факторов: хорошая цена выкупа, отсутствие гарантий высоких дивидендов в будущем и т.д. Кто-то просто не хочет заморачиваться с управлением бизнесом.

Более того, каждый из наследников обладал не самой высокой долей, потому для них вполне экономически резонно было принять такое решение на фоне достаточно выгодного предложения.

Ответить