Масштабные поправки в налоговое законодательство

Госдума приняла во II чтении законопроект о комплексных изменениях в налоговой сфере. В инициативу включены нормы о совершенствовании порядка учета организаций и физических лиц в налоговых органах, а также изменения, касающиеся НДС, НДФЛ, налога на прибыль, налогообложения личных фондов и имущественных налогов.

Масштабные поправки в налоговое законодательство.
Масштабные поправки в налоговое законодательство.

Ключевые положения законопроекта № 369931-8.

Законопроект, в частности, предлагает наделить ФНС России полномочиями по утверждению порядка постановки на учет (снятия с учета) лиц в налоговых органах, оснований и порядка внесения изменений в учетные данные, перечня и формы документов, необходимых для постановки на учет / снятия с него лиц в налоговых органах, порядка заполнения, направления и получения такой документации, а также полномочиями по определению особенностей учета крупнейших налогоплательщиков (в том числе установлению критериев отнесения лиц к таким субъектам).

Также предлагается установить основания для учета в налоговых органах иностранцев, получающих доходы от вкладов в российских банках, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1% годовых, и по счетам эскроу.

Поправки также предлагают совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров в части упрощения и расширения его действия на споры имущественного характера, возникающие в результате реализации актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц. При этом ИП получат возможность использовать личный кабинет налогоплательщика.

Также планируется внедрение возможности уведомления налогоплательщиком налогового органа о наделении отдельного лица полномочиями его представителя до вступления в налоговые правоотношения, что позволит отказаться от регулярного подтверждения последним своих прав на представление интересов конкретного лица. ФНС России получит ряд новых полномочий: в частности, речь идет об установлении возможности возмещения НДС и акцизов участникам налогового мониторинга в общем порядке (в случае отказа от заявительного порядка); уточнении порядка предоставления доступа налоговикам на территорию или в помещение участника налогового мониторинга для осуществления осмотра.

Предлагается расширение применения ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом при принятии налоговым органом обеспечительных мер согласно п. 10 ст. 101 Кодекса. Налоговые органы также получат полномочия, в частности на применение обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия ИФНС и приостановления операций по счетам в банке налоговым органом согласно установленной последовательности их применения исходя из фактического наличия имущества плательщика, с учетом имеющейся у налоговиков информации.

Планируется внедрить в налоговые правоотношения электронную банковскую гарантию: одним из условий для применения возмещения сумм НДС, акцизов станет предоставление налогоплательщиком вместе с декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующей банковской гарантии (так же см. «Какие ошибки чаще всего допускают при заполнении налоговой декларации по НДС.»).

Кроме того, предусматривается усиление ответственности налогового агента за непредставление налоговикам расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, уточнение обязанности налогового агента по уплате налога в случае выплаты дохода в адрес иностранной организации. Также предложено скорректировать существующий механизм пересчета суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, в российскую валюту, установив в качестве момента, когда налоговые агенты обязаны осуществить пересчет по официальному курсу ЦБ, дату выплаты дохода. «В настоящий момент налоговые агенты осуществляют пересчет на дату уплаты налога, что приводит к возникновению сложностей как у налоговых агентов, например при проведении операции на следующий банковский день, так и у налоговых органов при отражении обязательств по перечислению налога по результатам мероприятий налогового контроля», – полагают авторы поправок.

Поправки вносят ряд изменений в федеральные налоги (более подробнее см. «Изменения, предлагаемые к внесению в Налоговый кодекс РФ.»). В частности, освобождаются от НДС услуги застройщика, оказываемые на основании ДДУ, согласно которому объектом долевого строительства являются нежилые помещения (в том числе гаражи и машино-места) в многоквартирном жилом доме. Увеличивается со 100 до 300 руб. лимит расходов на приобретение или создание единицы товаров (работ, услуг), передаваемых в рекламных целях, освобождаемых от НДС, поскольку текущий лимит указанных расходов не пересматривался с 2005 г.

Поправками упрощается порядок получения социальных вычетов по НДФЛ, иностранные юрлица получат функции налоговых агентов по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых физлицам, выполняющим работы и услуги на территории РФ, в том числе в области информационных технологий. Источниками выплаты доходов в рамках НДФЛ предложено считать российские организации, ИП, частнопрактикующих нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ (так же по теме см. «Что изменилось в НДФЛ с 2023 года.»).

Кроме того, совершенствуется международное налогообложение: в частности, устанавливаются механизмы противодействия размыванию налоговой базы путем злоупотребления правилами определения статуса постоянного представительства иностранными организациями при осуществлении деятельности на территории РФ. Упрощается порядок освобождения от налогообложения т/с, находящихся в розыске.

11
Начать дискуссию