Закупился брендовыми вещами и техникой за 19 рублей, а магазин отказывается передавать покупку

На связи юридический сервис DestraLegal.ru, и сегодня поговорим о наболевшем – онлайн-покупкам по смешным ценам.

Закупился брендовыми вещами и техникой за 19 рублей, а магазин отказывается передавать покупку

Наверное, каждый, кто недавно заказывал товары, заметил непонятное снижение цен на Сбермегамаркете, в ЦУМе и Beeline, а также в иных магазинах. Желающих купить телефон за 200 рублей вместо 20 000 рублей и сумку за 19 рублей вместо 80 000 рублей было много, что вполне очевидно :)

И что мы сейчас имеем: покупатель оплатил товар, а магазин отменяет заказ и возвращает деньги со ссылкой на технический сбой. Правомерно ли это? Давайте разберемся.

Что говорит Верховный суд

Представьте, один принципиальный потребитель в борьбе с ЦУМом дошел до Верховного суда и… ВЫИГРАЛ!

Пробежимся по позиции суда:

  • Фиксация цены на товар происходит в момент оформления заказа. Изменить цену сам магазин не может. Покупатель оформил заказ и оплатил его, то есть договор был заключён, и магазин обязан передать товары;
  • Технический сбой не доказан. Если сбой имел место и произошел в результате действий 3-х лиц, суду надлежало обсудить вопрос о том, исходила ли публичная оферта от ЦУМа;
  • Недобросовестность поведения покупателя не была доказана. Нижестоящие суды не обосновали, каким образом можно было распознать наличие ошибки в работе сайта, если магазин периодически проводит акции, он принял заказ и оплату покупателя. При этом добросовестность потребителя презюмируется.

А есть иные подходы?

Как это обычно и бывает, мнения юристов разделились на два лагеря:

  • Первые согласны с позицией ВС РФ, поскольку потребитель является слабой стороной в сделке и магазин нарушает его права, отменяя заказ в одностороннем порядке;
  • Вторые же считают такое поведение «потребительским терроризмом» (злоупотреблением своими правами в корыстных целях).

Если говорить про вторую позицию, то обосновать незаконность требований потребителя можно следующим образом.

Согласно п. 2 ст. 178 ГК сделка, совершенная с ошибкой (очевидные оговорку, описку, опечатку и т.д), может быть оспорена. Под это положение можно подвести сбой в приложении.

В делах об оспаривании сделок, совершенных «по ошибке”, можно использовать следующий алгоритм: мог ли продавец понимать, что покупатель действует под влиянием ошибки (например, на сайта была слишком низкая цена и покупатель понимал, что это технический сбой). Если да, то договор надо признавать недействительным.

Вполне понятно, что покупатели осознавали, что сайт «лег» и есть ошибки в ценах, ведь телевизор не может стоить 200 рублей, а сумка из ЦУМа 358 рублей, но они воспользовались ошибкой и надеялись получить товар.

Как считают юристы DestraLegal.ru и что предлагают потребителям

Если кратко, то мы придерживаемся позиции ВС РФ. Потребители, действительно, являются слабой стороной сделки даже в таком случае.

  • В силу закона магазин не вправе отменить оплаченный заказ по своей инициативе. Размещение на сайте информации о товаре и условиях его продажи является публичной офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ);
  • Договор купли-продажи считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора в требуемой форме (ст. 432 ГК РФ);
  • Считается, что продавец опубликовал на маркетплейсе тот ассортимент товаров, который у него есть в наличии, и ту цену, за которую он такие товары готов продать;
  • Нажимая на сайте кнопку «положить в корзину» и «оформить заказ», оплатив товары на любой электронной торговой площадке, мы уже заключили договор с продавцом;
  • В качестве подтверждения мы получаем чек. Никакого дополнительного подтверждения готовности передать покупателю товар закон не предполагает.

Так произошло и в случае с покупателями гаджетов на маркетплейсе Сбермегамаркет у продавца Beeline: на сайте размещен товар, определена его цена, есть кнопка «заказать» / «купить» / «положить в корзину». Заказ оформлен и оплачен, а договор считается заключенным.

Теперь дело за продавцом – исполнить этот договор, то есть передать оплаченный товар покупателю. А в случае, если продавец этого не сделает, покупатель вправе требовать товар уже через суд (ст. 487 ГК РФ).

Роспотребнадзор в этой ситуации тоже на стороне покупателей: продажа товара за 1 рубль – распространенная практика привлечения внимания к тому или иному товару, но для потребителя это ничего не меняет – считается точно такой же сделкой купли-продажи, как и покупка товара за миллион. Даже если произошел технический сбой, товар должен быть передан покупателю.

На претензии покупателей Beeline ответил, что Сбермегамаркет разместил недостоверную информацию о товарах, а Сбермегамаркет сообщил, что цены были указаны неверно из-за технической ошибки. Полагая свое право на получение товаров нарушенным, пострадавшие обратились за судебной защитой и инициировали коллективный иск на нашей платформе для коллективных исков.

Что такое коллективный иск

Коллективный иск – это молодой для России инструмент защиты прав и интересов группы лиц. Сервис DestraLegal.ru активно развивает практику коллективных исков России и защищает права студентов образовательной платформы GeekBrains в связи с отказом возвращать деньги за курсы, права пользователей курьерской службы СДЭК в связи с утечкой персональных данных, права любителей сериалов Netflix в связи с уходом компании с российского рынка.

Для коллективного иска необходимо собрать группу лиц в количестве, как минимум, 20+1 человек, каждый из которых должен иметь к организации одинаковые требования.

Несмотря на его сложность, коллективный иск является эффективным инструментом борьбы с массовыми нарушениями. Благодаря большому количеству истцов, у суда есть возможность оценить масштаб нарушения закона и вынести более справедливое решение. Кроме этого, все последующие обращения в суд к тому же ответчику автоматически выиграны, если выигран коллективный иск.

Как присоединиться к коллективному иску к Beeline и Сбермегамаркет?

Чтобы присоединиться к иску, достаточно оставить заявку на платформе коллективных исков. С вами свяжется юрист, мы поможем собрать доказательства, подготовим все необходимые документы, присоединим вас к иску и будем бороться за ваше право на поставку товаров в суде.

Отдельно взятому человеку сложно бороться с крупными корпорациями. Поэтому мы формируем в России культуру коллективных исков.

Решать проблемы вместе куда проще, чем бороться с системой одному.

2222
Начать дискуссию