Алгоритм действий по возврату денег за некачественный товар за пределами гарантийного срока

Всем привет!

Я уже писал статью про то как я возвращал деньги за некачественный ноутбук. Знаю, что она пришлась вам по душе. В этот раз у меня сломались наушники и значит пришло время обновить знания. Тем более алгоритм действий здесь существенно отличается, поскольку на мои наушники закончился гарантийный срок!

В августе 2021 год я купил себе для личных целей не связанных с моей предпринимательской деятельностью Беспроводные наушники HONOR Magic Earbuds, модель WAL-AT020. Продавцом выступила АО "Русская телефонная компания" (бренд МТС). За наушники я заплатил 4 499 рублей.

Алгоритм действий по возврату денег за некачественный товар за пределами гарантийного срока

Классные наушники , которые я использовал каждый день. Особенно мне нравилась их функция активного шумоподавления, которая помогала мне выспаться в самолете или в каком-нибудь хостеле на задворках мира.

Но в январе 2023 моему покою пришел конец, при работе наушников в режиме шумоподавления появился жуткий писк (в детстве мы называли такое "Ультразвук"), и чем громче был шум вокруг, тем громче был писк. С выключенным шумоподавлением никакого писка не было.

Цена наушников была небольшая и поэтому даже у меня были сомнения, что делать дальше: выкинуть сломанные наушники и купить новые либо написать претензию и попробовать вернуть за них свои деньги, в случае чего и через суд.

Дело усложнялось тем, что на наушники закончился гарантийный срок (производителем была установлена 12 месячная гарантия).

Надо помнить, что окончание гарантийного срока не лишает потребителя прав на предъявление законных требований в случае выявления недостатков товара, но делает это менее удобным.

Вот что говорит Закон по поводу моего случая:

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
п.5 ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей"

Таким образом, неудобство заключается в том, что для того чтобы предъявить требования по товару по истечении гарантийного срока, мне предварительно необходимо добыть доказательства того, что недостатки товара возникли до момента покупки или по причинам, возникшим до этого момента.

Таким доказательством обычно является либо акт проверки качества сервисного центра (экспертной организации), либо полноценное заключение специалиста, но на мой взгляд делать полноценное заключение для подачи претензии является излишним.

Возможность и желание заниматься всей этой историей у меня появилась только в июле 2023. Мотивация появилась от того, что в августе заканчивался 2 летний срок, а если бы я его пропустил требования мне было бы предъявить намного сложнее, там действовал бы совсем другой алгоритм.

За доказательством наличия недостатков я обратился в общество по защите прав потребителей в Перми, которое в силу закона имеет право проводить экспертизы качества товаров.

Я сдал наушники на проверку качества, а на следующий день получил следующий акт проверки качества:

Теперь у меня имелись доказательства наличия недостатка и производственных причин их появления, а значит мне можно было переходить к следующему этапу: к кому и какое требование предъявлять?

Сначала разберемся какое требование я мог предъявить.

Для этого нужно понимать технически сложный товар мои наушники или нет.

Посмотрев Перечень технически сложных товаров, утвержденный Правительством РФ, понимаем, что наушники в этот перечень не входят, а значит я могу предъявить любое требование предусмотренное п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Я конечно же выбрал потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Можете мне верить, это оптимальное требование наиболее выгодное потребителю.

К кому предъявлять требование?

Я большой любитель предъявлять требования Производителю или Импортеру, а не Продавцу, считаю, что за недостатки товара должен нести ответственность тот кто его изготовил или ввез.

Но п. 5 ст. 19 Закона о ЗПП, на который я ссылался выше, содержит ограниченный перечень лиц к кому можно предъявить требования в моей ситуации: продавец или изготовитель.

Наушники были произведены на заводе в Китае и к ним претензию будет предъявить мягко говоря затруднительно, поэтому мне придется отойти от своих принципов и подать претензию к Продавцу - АО "Русская телефонная компания".

Приняв решения по всем ключевым вопросам и собрав все доказательства, я подготовил следующую претензию:

В претензии я подробно изложил все обстоятельства, указал банковские реквизиты, а также предъявил требования о выплате следующих денежных сумм:

4 499 рублей - стоимость наушников.

2646 рублей - убытки в виде разницы в цене. Почти за 2 года наушники подорожали и я имею право на возврат денег по актуальной цене (п. 4 ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Актуальную цену я доказываю актом проверки качества.

2500 рублей - мои расходы, которые я понес на составление акта о проверке качества

К претензии я приложил доказательства покупки, наличия недостатков и несения расходов.

Все что осталось мне сделать на этом этапе это направить претензию Продавцу.

Раньше для отправки претензий я предпочитал использовать Ценное письмо. Ценное письмо идет с описью документов и было удобно в суде доказывать, что я отправил именно претензию, а не что-то иное.

Сейчас же удобнее использовать сервис от Почты России zakaznoe.pochta.ru , доказательственная сила такая же как у ценного письма, но это дешевле и доходит до адресата быстрее.

Посредством этого сервиса я и отправил претензию, которую Продавец пока еще не получил, но скоро получит и сделает свой шаг.

На этом пока все. Если продавец вдруг откажет мне в выплате будет продолжение алгоритма по судебному взысканию, если выплатит второй части не будет)

Претензия в текстовом виде будет выложена в моем ТГ канале по следующей ссылке, возможно кому-то пригодится.

Всем спасибо за внимание и помните каждый раз, когда вы возвращаете деньги за некачественные товары это ваш вклад к тому, чтобы производители чуточку больше заботились о качестве товаров!

2020
26 комментариев

Про zakaznoe.pochta.ru

При отправке таким способом невозможна не только опись, а даже само подтверждение отправки — почта не выдает никакой квитанции/чека об оплате. Как вы обходите эти два момента?

Отправлял несколько писем таким способом и столкнулся с тем что адресат не получает их. Письма возвращаются обратно за невостребованностью.
Тот же вопрос :)

3
Ответить

все письма отправленные таким образом хранятся на серверах почты россии, к каждому письму идет трек номер и код доступа, введя которые по ссылке https://zakaznoe.pochta.ru/access можно получить доступ к документам, которые содержало письмо, очень убедительное доказательство

6
Ответить

Вопрос по практике - насколько часто продавцы признают недостаток и возвращают деньги в досудебном порядке после получения претензии? Сложилось впечатление, что 95% коммерсантов предпочитают отказывать в таких ситуациях.

1
Ответить

По моим ощущениям отказы только в 80% случаев, но да, продавцы предпочитают отказывать, особенно по дорогостоящим товарам

2
Ответить

По моему опыту и статистике продавцы добровольно удовлетворяют требования после получения надлежащей письменной претензии где-то в 80% случаях. То есть очень часто, в большинстве случаев.

Но здесь многое зависит от предъявляемых требований: чем более требования "экзотические" и нестандартные, тем больше шанс, что они не будут удовлетворены. 80% - это статистика в отношении наиболее "стандартных" и "удобных" для продавцов требований.

Чаще всего продавцы добровольно удовлетворяют требования о возврате уплаченной за товар суммы, о замене товара на такой же и о ремонте в течение 45 дней. При условии согласия потребителя на проведение проверки качества товара самим продавцом, его уполномоченным лицом или при представлении потребителем заключения авторизованного сервиса.

При этом большинство продавцов отказывают в НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНОМ ремонте согласно п. 1 ст. 20 ЗоЗПП, незаконно настаивая исключительно на ремонте в течение 45 дней.

Также большинство продавцов отказывают в замене товара на аналогичный с перерасчетом цены или даже в замене на такой же. Например, Озон уже в оферте пытается отбрыкаться от любых замен, предлагая клиентам вместо замены отказываться от товара, получать деньги и самостоятельно оформлять новый заказ, называя эту процедуру не отказом от договора, а "техническим действием".

А требования о возмещении расходов на устранение недостатков и о соразмерном уменьшении покупной цены для большинства продавцов являются еще более экзотическими 😊

1
Ответить

а сломанные наушники надо куда-то сдавать или после экспертизы их можно у себя оставить?

Ответить

по требованию продавца нужно будет вернуть

2
Ответить