Онлайн-образование: как защитить права на разработанные инфопродукты
Для бизнеса в области онлайн-образования ключевыми активами становятся разработанные онлайн-курсы, записи тренингов, презентации и другие материалы. Создание таких продуктов требует больших временных и финансовых затрат. Для защиты основного источника дохода стоит уделить внимание интеллектуальным правам на онлайн-курсы и иные инфопродукты.
Онлайн-курс — объект интеллектуальной собственности
Чтобы обеспечить правовую защиту нематериального актива, нужно установить, к какому виду интеллектуальной собственности его отнести.
Нарушители, использующие чужие обучающие материалы без разрешения, иногда ссылаются на то, что такие материалы, как и методики обучения, не являются объектами авторского права и не могут охраняться.
Однако это неверно. Онлайн-курсы можно рассматривать как совокупность текстов, изобразительных материалов (презентации, чек-листы, гайды, мастер-классы), звукового сопровождения. То есть обучающие курсы можно отнести к аудиовизуальным произведениям, которые входят в перечень объектов авторского права (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).
Обучающие материалы можно рассматривать и как относящиеся к «другим произведениям», поскольку перечень объектов авторских прав, который содержится в ст. 1259 ГК РФ, открытый. Такие инфопродукты, как чек-листы, гайды, лекции, сценарии тренингов — отдельные элементы обучающих курсов, не являющиеся составными частями видео-уроков, тоже можно отнести к другим произведениям, не поименованным прямо в законодательстве.
Таким образом, образовательные инфопродукты — объекты авторского права, которые подлежат правовой защите.
Защита прав на инфопродукты
Есть несколько эффективных способов защитить права бизнеса на обучающие материалы.
1. Депонирование
Способность защитить права на интеллектуальную собственность по российскому законодательству не связана с ее регистрацией. Однако депонирование произведения через специализированные реестры позволит в случае возникновения спора доказать, что оно создано автором. Конечно, доказать авторство можно и альтернативными путями, например, направив материалы на свой адрес электронной почты либо разместив часть из них на публичной площадке. В таком случае авторство будет презюмироваться в силу того, что оно впервые было объективизировано в той или иной форме.
Регистрация путем депонирования все же приоритетна, так как снимает необходимость дополнительных подтверждений, доказательств, нотариальных осмотров и иных процедур, необходимых для суда.
2. Регистрация товарного знака
Еще один превентивный способ защиты прав на обучающие материалы — регистрация товарного знака, то есть обозначения, служащего для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК РФ).
Регистрация товарного знака позволит усилить защиту инфопродуктов. Суды обращают внимание на наличие логотипов на обучающих материалах, учитывая это как доказательство авторства лица. Кроме того, само по себе нарушение прав на товарный знак признается нарушением.
3. Регулирование правовых отношений между авторами
Автором курса зачастую выступает не одно лицо, поэтому стоит грамотно регулировать отношения между лицами, которые работали над продуктом. Если инфопродукт создает работник, в трудовом договоре следует четко прописать положения о служебном характере созданных им произведений. Если материалы разрабатывает стороннее лицо, положения о передаче исключительных прав заказчику в нужном объеме нужно включить в договор авторского заказа.
4. Технические меры
Необходимый шаг для охраны прав на интеллектуальную собственность в интернете — техническая защита. Пиратство принимает разные формы: это и неправомерный доступ к платным материалам, и распространение без согласия правообладателя приобретенных материалов, и «складчина» — ситуация, когда несколько лиц получают доступ к единожды оплаченным материалам.
Некоторые площадки предлагают встроенную защиту, не позволяющую технически просматривать материалы с разных IP-адресов, делать скриншоты, скачивать файлы и так далее. Если же площадка такие инструменты не предлагает или используется собственная, следует воспользоваться услугами специалистов, которые могут установить соответствующую защиту.
5. Правовые меры при наличии нарушения
Если нарушение прав на инфопродукты все же произошло, порядок действий следующий.
В первую очередь следует направить нарушителям досудебную претензию о прекращении использования авторского видеокурса и выплате компенсации за его использование (п. 5.1 ст. 1252 ГК РФ). Если нарушители не являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, досудебный порядок необязателен, однако претензию направить все же стоит, так как есть шанс на мирное урегулирование спора без судебного вмешательства, сопряженного с временными и финансовыми расходами.
Если претензия не возымела действие, следует обратиться в суд с иском о прекращении нарушения авторских прав и взыскании компенсации за распространение видеокурса.
В суд нужно представить доказательства нарушения авторских прав на видеокурсы.
Кратко резюмируем
Видеоуроки и иные элементы онлайн-курсов являются объектами авторского права и подлежат правовой защите. Для наиболее эффективной охраны следует прозрачно регулировать отношения между лицами, создавшими продукт, депонировать результат интеллектуальной деятельности и использовать технические меры защиты. Кроме того, можно маркировать все материалы товарным знаком правообладателя.
Защита образовательных инфопродуктов достаточно хорошо урегулирована законодательством. Поэтому стоит лишь грамотно применять нормы права, осуществляя все необходимые действия для охраны этого нематериального актива.
Больше новостей, статьей и судебной практики по интеллектуальной собственности и ИТ тут: