О размере задатка на публичном предложении

На банкротных торгах в форме публичного предложения цена снижается на каждом этапе (периоде). Верховный Суд РФ рассмотрел интересное дело, по которому возник вопрос: как определять размер задатка - исходя из цены на первом или текущем этапе?

Так, на банкротные торги было выставлено право постоянного (бессрочного) пользования двумя земельными участками. Первые и повторные торги не состоялись. На публичном предложении цена опустилась с 166 050 000 до 16 605 000 рублей, но заявки на участие в торгах не были поданы. На следующем публичном предложении, когда цена опустилась до 1 рубля (последний этап), было подано 9 заявок по одному земельному участку и 11 заявок по другому участку. Однако по обоим земельным участкам к участию в торгах был допущен только один участник. Остальным претендентам было отказано в связи с тем, что они не внесли задатки в надлежащем размере. Конкурсный управляющий счел, что задаток в размере 5% должен исчисляться от начальной продажной цены на первом публичном предложении (166 050 000 рублей).

Один из претендентов, не допущенных к участию в торгах, попросил признать недействительными торги и заключенные по их результатам договоры купли-продажи.

Суды отказали в удовлетворении заявления, поскольку пришли к выводу, что независимо от цены на конкретном этапе публичного предложения задаток следует исчислять исходя из цены на первом этапе публичного предложения. Претендент в качестве задатка внес только 100 рублей вместо 8 302 500 рублей, поэтому ему правомерно отказано в допуске к участию в торгах.

⚖ Верховный Суд РФ отменил судебные акты и признал недействительными торги и договоры купли-продажи по следующим основаниям.

  • Задаток не только обеспечивает исполнение обязательства, но и стимулирует к участию в торгах только тех лиц, которые действительно намерены приобрести предмет торгов (под угрозой потери соответствующей денежной суммы при отказе от заключения договора).
  • Законодательное ограничение размера задатка (не более 20% от начальной продажной цены) направлено на предотвращение злоупотребления со стороны организаторов торгов, которое может выражаться в установлении необоснованно высокого размера задатка и, как следствие, вести к снижению привлекательности предмета торгов и ограничению доступа потенциальным покупателям к участию в торгах.
  • Существующий баланс между необходимостью внесения задатка и ограничением его размера создает возможность сформировать наиболее конкурентоспособный состав участников торгов, что обеспечивает максимально полное удовлетворение требований кредиторов. Для достижения этой цели необходимо, чтобы размер задатка исчислялся исходя из цены на конкретном этапе публичного предложения.
  • Расчет задатка исходя из цены предшествующих этапов публичного предложения приводит к нелегитимности торгов, поскольку блокирует доступ к участию в них претендентов, способных оплатить цену на текущем этапе публичного предложения.

📌 В подтверждение своей позиции Верховный Суд РФ обратил внимание на то, что размер задатка (8 302 500 рублей), который конкурсный управляющий считал правильным, превосходил общую стоимость обоих лотов в несколько миллионов раз, что очевидно противоречило как смыслу внесения задатка, так и самой природе поиска покупателя посредством торгов.

✅ Таким образом, размер задатка на конкретном этапе публичного предложения исчисляется исходя из цены, установленной на этом этапе.

***

О публичных торгах в Telegram.

О размере задатка на публичном предложении
11
Начать дискуссию