(Бес)платному возврату товаров при дистанционной торговле быть?

По данным Data Insight, общий оборот рынка розничной интернет-торговли в России по итогам 2022 года составил 5,7 трлн рублей, увеличившись на 38% по сравнению с 2021 г. Большая часть продаж приходится на крупные маркетплейсы. Во второй половине 2022 г. их доля достигла 73% от общего объема заказов. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), самой популярной для предпринимателей площадкой является Wildberries, на ней представлены более 60% селлеров, на Ozon - 25%, на Яндекс Маркете - 8%.

В феврале 2023 г. стало известно, что «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) обратилась в Роспотребнадзор по вопросу отмены платы за возврат товаров надлежащего качества в случаях, если по каким-то причинам товар не подошел покупателю (по размеру, фасону и т.д.)

В июле в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий запрет платного возврата товаров при дистанционной торговле. Законопроект будет рассмотрен в ноябре 2023 г. Поправки затрагивают статью 26.1 закона «О защите прав потребителей» и ужесточают требования к продавцам при возврате товаров, приобретенных дистанционным способом.

Депутаты уверены, что новые требования поставят организаторов дистанционной торговли, применяющих произвольно установленную плату за возврат товара, в равные рыночные условия с добросовестными маркетплейсами, которые допускают бесплатный возврат товара надлежащего качества.

Что предусматривает действующее законодательство?

Что сейчас?

Абзац 5, пункт 4 статья 26.1 Закона «О защите прав потребителей»:

«При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования».

Что предлагается?

Абзац 5, пункт 4 статья 26.1 Закона «О защите прав потребителей»:

«При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. Продавец несет расходы на доставку от потребителя возвращенного товара и расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной потребителем по договору».

Дистанционный способ продажи товара исключает возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром. Покупатель, делая заказ, полагается на информацию о товаре, которую предоставляет продавец на площадке. Такое описание зачастую бывает неполным, например, не всегда указывается в разделе обуви и одежды, что продукты «маломерят» или «большемерят». Если после получения товара покупатель отказывается от него, продавец взимает с покупателя фиксированную плату за понесённые им расходы, не доказывая и не обосновывая их размер покупателю.

Законодатели указывают, что действующее нормативное регулирование дистанционной торговли ставит продавца в более выгодное положение по сравнению с покупателем, который в силу специфики способа приобретения товара не может получить о товаре всей необходимой ему информации, и создаёт условия для неосновательного обогащения продавца.

«Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) считает, что положение этой нормы должны применять в случаях, когда доставку товара осуществляли непосредственно до места жительства или пребывания покупателя, а не в пункты выдачи заказов (ПВЗ), так как в последнем случае перемещение заказа происходит не от потребителя к торговой сети, а внутри ее структур.

Позиция Роспотребнадзора

В феврале регулятор опубликовал свою позицию об условиях возврата товаров:

1. При возврате некачественного товара продавцы или маркетплейсы не могут взимать или удерживать денежные средства потребителей, поскольку именно на продавца возложена обязанность принять товар с недостатками и провести проверку качества, а также вернуть потребителю стоимость недоброкачественного товара (п. 1 ст. 18 закона «О защите прав потребителей».

2. Возврат качественных товаров (в течение 7 дней с момента передачи товара), приобретенных дистанционно, может сопровождаться взиманием платы (п. 4 ст. 26.1 закона «О защите прав потребителей».

Введение платы за возврат товаров в Wildberries вызвало волну негодования не только в России. В Беларуси после вмешательства Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики маркетплейс отменил плату за возврат. В июне стало известно, что Wildberries отменил плату за возврат товаров с браком. По новым правилам необходимо обратиться к менеджеру пункта выдачи заказов, чтобы стоимость обратной доставки не была списана с покупателя. Ранее плату за возврат можно было вернуть после подтверждения брака на складе. Полагаем, на подобное решение площадки повлияло решение суда в пользу Роспотребнадзора.

Роспотребнадзор vs Wildberries

13 апреля 2023 года Подольский городской суд вынес решение в пользу управления Роспотребнадзора по Московской области в споре о взимании платы за возврат товаров ненадлежащего качества (дело №2-2962/2023-М-1613/2023).

Суд обязал ООО «Вайлдберриз» осуществлять возврат товаров ненадлежащего качества от потербителей с учетом требований абз. 5п. 1 ст. 18, п. 5 ст. 26.1 закона «О защите прав потребителей», а именно: осуществлять возврат товара надлежащего качества от потребителей за счет продавца.

Как сейчас осуществляется возврат товаров маркетплейсами?

Wildberries

Стоимость платного возврата за товар на маркетплейсе составляет от 50 до 100 рублей, за исключением некоторых категорий товаров, за возврат которых придется заплатить до 1 000 рублей (сюда входит бытовая техника или предметы интерьера, например).

В 2021 г. компания запустила программу ответственных покупок, которая позволяет покупателям, которые возвращают мало вещей и имеют высокий процент выкупа, не оплачивать услугу обратной транспортировки качественных товаров, не подошедших по каким-либо причинам.

Как заявляет маркетплейс, платный возврат товаров позволяет компенсировать издержки предпринимателей на обратную транспортировку, что дает возможность продавцам устанавливать конкурентные цены, в противном случае продавцам пришлось бы повысить цены для всех покупателей.

Ozon

В Ozon не предусмотрены платные возвраты. Однако, маркетплейс взимает плату за доставку в том случае, если клиент отменил заказ после передачи в доставку. С подобной ситуацией столкнулся один из покупателей, который описал свой опыт на «Пикабу». Ozon заранее не предупредил о взимании такой платы, а просто вернул покупателю сумму меньше, чем было оплачено.

Яндекс.Маркет

Яндекс.Маркет не взимает с покупателей плату за возврат товара. В Правилах указано, что при возврате товара с браком или ошибочно доставленного, компенсация расходов на возврат поступает деньгами на карту либо баллами Плюса, если выбран такой способ возврата. А для товаров надлежащего качества расходы на возврат не компенсируются.

Lamoda

Lamoda за счет стоимости доставки пытается сократить число возвратов. Покупатели могут вернуть товар в пунктах выдачи заказов интернет-магазина бесплатно, но придется заплатить за обратную доставку с учетом населенного пункта и способа получения заказа. При возврате товара ненадлежащего качества компания компенсирует почтовые расходы, если брак подтвержден.

Выводы

Учитывая тенденции, есть большая вероятность, что законопроект будет принят. И коснется он не только крупных маркетплейсов и интернет-магазинов, о которых шла речь выше, но и всех участников рынка дистанционной торговли.

Предлагаемые поправки в закон «О защите прав потребителей» в части регулирования порядка возврата товаров, приобретенных дистанционным способом, устраняют правовую неопределённость, возлагая на продавца обязанность нести расходы за возврат товара. Крупные игроки рынка уже отмечали, что взимание платы за возврат товаров позволяет устанавливать конкурентные цены и не повышать их для всех покупателей. Это значит, что после отмены платы за возврат стоит ждать повышение цен.

Правила продажи товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463, устанавливают, что распределение расходов на возврат товара определяется офертой в тех случаях, которые не относятся к возврату товаров ненадлежащего качества. Это значит, что изменения должны коснуться не только закона «О защите прав потребителей», но и указанных Правил. Кроме этого, в случае принятия законопроекта, участникам рынка придется пересмотреть свои оферты или иные документы, регулирующие порядок возврата товаров.

0
3 комментария
Арсен Аникян

"Это значит, что после отмены платы за возврат стоит ждать повышение цен."-да они и так ,и так повышаются ,независимо от данного решения

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Царев
Автор

Но это повышение цен будет связано не с инфляцией, а с необходимостью выполнять новые нормы закона. То есть дополнительно к общему росту будет ещё «надстройка» в стоимости

Ответить
Развернуть ветку
Петр

Повышается потому что цена на бензин и дорогое топливо (ДТ) в стране растет. В продуктовых магазинах все дешевеет... В итоге бесплатные отмены приведут к повышению цены, на все, сейчас торговля недорогими товарами 200-400р, становится убыточной, если по ним есть отмены, возвраты, минимальная обратная логистика 150р.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда