LOIT: ИТ-аккредитация 2023. Выученные уроки

Закончился период подтверждения аккредитации Минцифры в 2023 году в соответствии с «Положением о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» (далее — Положение). Пора подводить итоги. Благо, все наши клиенты свою аккредитацию в ИТ подтвердили. Однако, мы стали получать запросы помочь разобраться с отказами по подтверждению ИТ-аккредитации.

Почему же некоторым ИТ-компаниям аккредитацию аннулировали, и что с этим делать дальше?

1. Двойственное трактование понятия «все доходы» организации — подпункт «б» 25(1) Положения.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 25 (1) Положения при проведении проверки и процедуры подтверждения Уполномоченный орган проверяет, что доля доходов от деятельности в области информационных технологий за предыдущий год составляет более 30 процентов всех доходов организации.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения компания должна соответствовать следующему требованию — по итогам года, предшествующего дате подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации, доля доходов от деятельности в области информационных технологий составляет более 30 процентов всех доходов организации.

В соответствии с пунктом 4 Приказа Минфина России от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (далее Приказ № 32н) доходы организации подразделяются на:

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) прочие доходы

В соответствии с пунктом 5 Приказа №32н доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее – выручка) . Состав прочих доходов указан в п. 7 Приказа №32н, к их числу относятся, например, поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, проценты, полученные за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке, курсовые разницы.

Соответственно, именно из выручки и прочих доходов в соответствии с Приказом №32н складываются все доходы организации.

В письме от 06.05.2022 №03-03-06/1/41935 Минфин России разъяснил, что общая сумма доходов определяется по данным налогового учета в соответствии со статьей 248 НК. При этом в нее не включаются доходы в виде курсовых разниц, в виде субсидий (за исключением отдельных случаев) , от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов, указанных в абзаце четвертом п. 1.15 ст. 284 НК. Иных исключений не имеется.

Таким образом, буквальное толкование Положения и связанных норм бухгалтерского учета говорят нам о том, что 30% доходов нужно определять от суммы нескольких строк, а именно:

- Выручка (строка 2110 отчета о финансовых результатах) ;

- Доходы от участия в других организациях (строка 2310 отчета о финансовых результатах) ;

- Проценты к получению (строка 2320 отчета о финансовых результатах)

- Прочие доходы (строка 2340 отчета о финансовых результатах)

Однако, при заполнении форм, Минцифры рекомендуют указывать только выручку по строке 2110 и именно ее сверяют с данными на ГИР БО. Это очевидное несоответствие лишило многие ИТ–компании аккредитации.

То есть согласно всей нормативной базе и правилам бухучета доля доходов от деятельности в области информационных технологий за предыдущий год составляет более 30 процентов всех доходов организации = 2110+2310+2320+2340 строкам бухгалтерского баланса.

Очень надеемся, что будем услышаны, и к следующей процедуре подтверждения аккредитации либо Минцифры свой калькулятор и форму справки приведет в соответствие с нормативной базой, либо наши читатели будут подготовлены к нюансам определения Минцифрой всех доходов (что, на наш сугубо юридический взгляд все-таки является очевидным нарушением закона) !

2. Прозрачность и открытость, в том числе для компаний, которые работают с гособоронзаказом.

Как вы знаете, для проведения процедуры подтверждения аккредитации необходимо было убедиться, что данные бухгалтерской отчетности о вашей компании есть на ГИР БО. Так как ресурс является публичным, то сведения не обо всех компаниях, а особенно из оборонной отрасли, он содержит. Отсутствие такой отчетности на публичном ресурсе мешало проводить сверку доходов, и компании могли отказать в подтверждении ИТ-аккредитации.

Соответственно, к следующей процедуре подтверждения аккредитации ожидаем, что данная накладка также будет решена. И ИТ-компании, работающие с гособоронзаказом, не будут подпрыгивать в самый последний момент, с обоснованием, почему информация о них не может и не должна публиковаться.

3. Отсутствие у Минцифры инструмента отмены своего решения и признания ошибок.

Как написано в п 29 Положения 29. Организация, в отношении которой принято решение об отказе в предоставлении государственной аккредитации или аннулировании государственной аккредитации по основаниям, указанным в подпунктах "б""з" пункта 22 настоящего Положения, вправе направить жалобу в уполномоченный орган и (или) обжаловать такое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Речь идет об обжаловании решения о первичной аккредитации. Однако, постановление не содержит норм, позволяющих обжаловать решение об отказе в подтверждении аккредитации, что, на наш взгляд, является явным нарушением прав и свобод хозяйствующих субъектов.

Так вот, в соответствии с текущим текстом Положения, у Минцифры отсутствует инструмент признания своих ошибок. Даже, если организация направила жалобу, и она обоснована, то Минцифры, согласно текущему Положению, пока не умеет восстанавливать компании ИТ-аккредитацию. Это значит, что самый короткий для ИТ-компании путь такую аккредитацию восстановить – подать заявление на аккредитацию заново и уже в судебном порядке восстанавливать дату первичной аккредитации документально.

Самое интересное и невероятное – это то, что ИТ-компании в 2023 году проходили подтверждение аккредитации по приказу от 22.10.2022 № 766 «О перечне видов деятельности в области информационных технологий», который не был зарегистрирован в Минюсте. Что является нарушением п. п. 10, 11 Правил государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и ставит под сомнение легитимность приказа № 766 от 22.10.2022 в принципе и, стало быть, порядок определения доходов от ИТ деятельности при подтверждении аккредитации.

Текущий приказ от 11.05.2023 № 449 зарегистрирован в Минюсте только 14 августа 2023 года и содержит расширенный перечень видов ИТ-деятельности по сравнению со старым приказом.

В него включили в дополнение к действующему:

- производство оборудования средств связи (код 1.09);

- монтаж, наладку, испытания и ремонт средств защиты информации (код 11.02);

- ремонт, сервисное обслуживание и установку защищенных с помощью шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем (код 11.03);

- ремонт и обслуживание компьютеров, периферийного оборудования и компьютерных терминалов (код 28.02).

Рекомендуем вам к следующей процедуре подтверждения ИТ-аккредитации подготовиться заранее и быть в курсе всех нюансов.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе новостей и юридической практики в ИТ!

Начать дискуссию