Эзотерика и целительство: как рекламировать, маркировать и не нарушать закон?

В современном мире стремление понять себя и окружающий мир на глубоком уровне становится все более важным аспектом жизни многих людей. Эта потребность в познании и самопознании приводит к расцвету новых профессий, связанных с эзотерикой и духовным развитием. Тарологи, специалисты по чакральной нумерологии, астрологи, астропсихологи, парапсихологи, специалисты по Дизайну Человеку, биоэнергетики, экстрасенсы, духовные коучи, мастера НЛП и многие другие представители этой сферы деятельности активно расширяют свое присутствие в онлайне. Они ведут персональные страницы в социальных сетях, создают собственные веб-сайты и предоставляют услуги консультаций и обучения.

К ним можно относиться по разному, но сегодня мы рассмотрим вопрос законности данной деятельности и маркировки рекламы такого рода специалистов.

Что запрещено рекламировать?

Нельзя рекламировать услуги целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины и другими традиционными методами и не имеющих соответствующих разрешений. Об этом говорит Указ Президента Российской Федерации от 17.02.1995 г. N 161.

Разрешение на занятие народной медициной можно получить в региональном органе исполнительной власти в сфере охраны здоровья. В каждой области данная функция может быть возложена на свой орган.

Закон акцентирует внимание, что к народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов.

Пример из практики:

Вот такое сообщение: «Экстрасенс Алыпова М.Е. приглашает на сеансы биоэнерготерапии по различным заболеваниям: профилактика заболеваний позвоночника, суставов, работает костоправ; умеренное употребление алкоголя; избавление от курения, полноты; избавление от алкоголя» — признано ненадлежащей рекламой по причине просроченного диплома целителя (дело N А28-728/08-31/16).

Добросовестность и достоверность — не просто слова

Согласно ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть:

  • добросовестной;
  • достоверной.

В рассматриваем случае нас больше интересует признак достоверности. Приведем выдержку из Закона о рекламе (ч. 3 ст. 5):

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

  • о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
  • о любых характеристиках товара,
  • об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
  • о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
  • о результатах исследований и испытаний;
  • о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
  • о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
  • об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
  • об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

То есть все мотиваторы и триггеры, которые так любят указывать в своей рекламе эзотерики, фактически, должны быть подтверждены документально: количество довольных вылеченных клиентов и вернувшихся мужей, реальность их отзывов, квалификация специалиста и многое другое.

Высший Арбитражный Суд РФ также высказывался по поводу достоверности рекламы (Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58): использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Реклама, которая гарантирует

Какая реклама без обещаний 100% результата? Однако, такие заявления незаконны и привлекают внимание ФАС.

По данному вопросу судебная практика приходит к единому мнению:

«Рекламирование услуги, положительный результат которой не может быть гарантирован заявителем, и который априори от заявителя в принципе не зависит, является недопустимым, поскольку содержит заведомо недостоверные сведения относительно качества и характеристик (действие вообще и продолжительность такого действия) рекламируемой услуги».

(Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 N 09АП-19304/2018 по делу N А40-6367/18).

А что с маркировкой?

Вне зависимости от вида оказываемых услуг, рекламные креативы должны быть промаркированы.

Также на необходимость маркировки не влияет возмездность предоставляемых услуг. Если таролог делает расклад без оплаты, то его реклама все равно маркируется.

Про бесплатные услуги и рекламу мы уже писали в этой статье

Единственное исключение составляет так называемая «самореклама»: если эзотерик размещает информацию на своей странице или сайте. Роскомнадзор считает, что не является рекламой информация о своих акциях, товарах, новостях на своем сайте и в соцсетях в обычном, едином стиле. И такие креативы маркировать не надо.

Важные выводы

  • Если деятельность специалиста связана с целительством и народной медициной — надо получать соответствующий сертификат или диплом и только потом запускать рекламу.
  • Вся информация в объявлении эксперта должна быть подтверждена документально.
  • Если результат услуги эзотерика зависит только от вселенной — запрещено обещать 100% гарантию.
  • Эзотерики должны маркировать всю свою рекламу наравне с другими участниками рынка.

Так что маркируйте рекламу, соблюдайте закон и снижайте риски проведения проверок со стороны ФАС, Роскомнадзора, налоговой и проч. А если вам требуется помощь профессиональных юристов — обращайтесь к нам в Академию правовых и финансовых советников.

44
1 комментарий

Как прекрасно, что теперь маркировать рекламные объявления нужно. Может некоторых подобная надпись отрезвит

Ответить