Юридические риски использования ПО вендоров, ушедших из России

Крупные вендоры, такие как Microsoft, Oracle, SAP и др, ушли с российского рынка, но потребность в продуктах данных вендоров (или их аналогов) у российского бизнеса осталась. В 2023 году ИТ-индустрия продолжает искать способы приспособиться к новым условиям и пытается сохранить работоспособность существующей IT-инфраструктуры в условиях недоступности прежних инструментов.

Заменить программное обеспечение из «недружественных государств», не обвалив всю инфраструктуру, с первого раза выходит не у всех. Так что же делать сейчас пользователям софта иностранных вендоров? Остановить автоматизированные бизнес-процессы и просесть в деятельности компании или продолжать использовать (зачеркнуто "хоть и незаконно (?) / полулегально(?)") , текущие решения.

Какая вообще ответственность лежит на пользователе сложного программного обеспечения, которое продавали вендоры напрямую без дистрибуторов? Ведь часто присутствует ситуация, когда договор и лицензии есть (например, бессрочная) , но сам вендор молчит по вопросам обязательности ежегодных оплат за поддержку и продление.

Получается лицензиар нарушает договор и лицензия должна быть аннулирована, но вопрос «висит в воздухе» у всех, (зачеркнуто "и молча юзают ))").

В СМИ уже неоднократно появлялись о новости о разработке законопроектов «принудительного» лицензирования данного вида программного обеспечения. Однако, данный законопроект не смог дойти даже до первого чтения в Государственной думе. Данные о принятии такого закона и сроках его разработки неизвестны.

Что же делать сейчас до момента законодательного урегулирования данного вопроса? Мы в LOIT даем разъяснения о применимых нормах законодательства.

1. Законопослушным компаниям стоит обратить внимание на Указ Президента РФ от 27.05.2022 № 322 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями" и вносить выплаты в пользу иностранных вендоров на спецсчет «О».

Остановимся на этом чуть подробнее. Указ предусматривает особый порядок исполнения обязательств перед правообладателями из иностранных государств и рядом других правообладателей, а именно:

- публично поддержавших санкции;

- после 23.02.2022 установивших запрет на использование их интеллектуальной собственности или прекративших, приостановивших либо существенно ограничивших производство на территории России;

- осуществивших дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ;

- распространивших в информационно-телекоммуникационных сетях информацию, выраженную в неприличной форме, в том числе оскорбляющую человеческое достоинство и государственные символы России.

Внесению в особом порядке подлежат платежи, связанные с осуществлением и защитой исключительных прав, в том числе те, которые в нарушение срока не были перечислены ранее. К таким платежам относятся:

- платежи по лицензионным, сублицензионным договорам, договорам о передаче полномочий по управлению правами и иным договорам, связанным с использованием должником результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации;

- неустойки (пени, штрафы) и другие финансовые санкции

Таком образом, денежные средства по выплатам в пользу иностранных вендоров должны вноситься на специальный счет типа «О» в рублях. Счет открывается по заявлению должника без необходимости личного присутствия правообладателя (его представителя) . На имя правообладателя можно открыт только один счет «О». Если ранее такой счет уже был открыт, банк сообщает его реквизиты должнику.

Необходимо отметить, что Указ не применяется к договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации:

- необходимых для ввоза лекарственных средств, медицинский изделий, промышленной и сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов;

- необходимых для оказания услуг связи и услуг по пропуску трафика, создания и (или) использования в России программ для электронных вычислительных машин, баз данных, информационных систем и ЦОД.

- к платежам до 100 000 рублей или иной эквивалентной суммы в иностранной валюте за использование интеллектуальной собственности для удовлетворения личных и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд.

Неисполнение ведет к нарушению законодательства и потенциальной ответственности вплоть до уголовной.

2. Вспоминаем о порядке привлечения нарушителя исключительных прав к ответственности.

За нарушение исключительных прав правообладателя на ПО предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Рассмотрим подробнее каждую из них.

2.1.Гражданско-правовая ответственность:

1. Ликвидация юридического лица и прекращение деятельности ИП в связи с нарушением исключительных прав (ст. 1253 ГК РФ)

Суд может вынести решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ИП, которые нарушили исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, в случае, если нарушения были грубыми и неоднократными. Если нарушитель посягал на средства индивидуализации, последствия будут такими же.

2. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение (ст. 1301 ГК РФ)

Данная статья позволяет автору или правообладателю в случае нарушения его исключительных прав требовать выплаты компенсации вместо возмещения убытков в установленных законом размерах. Размеры указаны в статье следующие:

10 000 – 5 000 000 рублей (на усмотрение суда) ;

двойная стоимость контрафактных экземпляров;

Что важно помнить:

Общая часть ГК РФ конкретно определяет круг лиц, на которые распространяются отношения. Согласно ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Это не публичные отношения.

Инициировать наложение ответственности за нарушение может только обладатель Исключительного права на продукт.

2.2.В рамках административной ответственности применима ст. 7.12 КоАП РФ «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав»

Статья предусматривает ответственность за продажу, сдачу в прокат, либо даже за ввоз и любое незаконное использование контрафактных фонограмм или экземпляров произведений, а также за указание на таких экземплярах неправильной информации об изготовителях, о месте производства товаров либо о об обладателях авторских и смежных прав. В виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

2.3. В рамках Уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав применима ст. 146 УК РФ.

При этом, использование контрафактных экземпляров в личных целях не является пиратством. Это отражено в разъяснениях п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 года № 14«О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» ответственность за названные выше действия наступает только в том случае, если нарушитель ставил своей целью извлечение прибыли.

Ответственность лежит в плоскости частно-публичных отношений и возбуждаются такие дела не иначе как по заявлению потерпевшего.

Итого, привлечь к ответственности за незаконное использование программного обеспечения может только Правообладатель ПО, он же ушедший вендор, при наличии у него явного подтверждения нарушения.

3. Какие перспективы на будущее:

Правительство разработало законопроект, который отменит налог на доходы зарубежных компаний от деятельности в пользу России или разрешит применять к ним пониженные ставки. Законопроект предполагается к распространению на лицензионные платежей за право пользования ПО и другими нематериальными активами, у которых нет аналогов в России.

Появление подобного законопроекта дает возможность предполагать, что иностранный софт может вернуться в Россию. А вы бы этого хотели? :-) Присоединяйтесь к нам в канал и обсудим.

11
Начать дискуссию