{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Можно ли вернуть товар без коробки: возврат покупки без упаковки

С вами снова DestraLegal.ru – сервис, который решает ваши юридические проблемы.

Сегодня обсудим один из самых распространенных вопросов в категории «возврат товара».

«Я купила чайник, который сломался через неделю. Продавец не возвращает мне деньги, так как я выкинула коробку. Прав ли он?». С таким запросом к нам обратилась недавно клиентка.

Вернуть товар без коробки — это как попытаться отправиться в космос без ракеты. Кажется невозможным, но на самом деле все может оказаться не так уж и сложно.

Давайте развеем миф о невозможности возврата товара без упаковки и разберемся в нюансах возврата.

Что говорит закон

Закон говорит, что вернуть товар без коробки действительно можно, но не всегда. Прежде всего нужно определить, какой товар будете возвращать: качественный или ненадлежащего качества.

Возврат товара ненадлежащего качества

Нормы Закона о защите прав потребителей и судебная практика по его применению не связывают реализацию права потребителя на возврат неисправного товара с необходимостью сохранения его заводской упаковки. Таким образом, раз указание сдавать товар только в упаковке не содержится, требовать это незаконно. Следовательно, если продавец отказывает в возврате или вычитает из возвращаемых денежных средств стоимость потерянной или поврежденной упаковки, то у вас есть право оспорить такое решение продавца.

Если обратимся к Приказу МАП РФ от 20.05.1998 N 160, то в ст.XI можем также видеть, что покупатель должен вернуть продавцу приобретенное изделие в максимально полной комплектации, исключая упаковочный материал.

Никаких дополнительный требований относительно наличия коробки при предъявлении бракованного товара закон не содержит. При возврате вам необходимо лишь иметь чек либо иной документ, который подтверждает факт покупки товара у данного продавца.

На практике суды также однозначно согласны с тем, что отказ в возврате будет неправомерен, даже если продавец изначально прописал в правилах, что возврат возможен только при наличии упаковки. Например, Третий арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.12.2015 по делу № А33-11667/2015 признал, что при возврате товара дополнительные условия, в числе которых указана необходимость наличия заводской упаковки, ущемляют право потребителя на замену либо возврат такого товара (см. также Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 29.09.2015 N 33-6397/2015).

Возврат качественного товара

Здесь, как оказалось, не все так однозначно.

Для начала обратимся к ст. 25 Закона о защите прав потребителя: «Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ». Мы видим, что в перечне нет ни слова про упаковку/коробку/обертку и тд. Основное – сохранение товарного вида.

То есть, если толковать норму буквально, то возврат без коробки также возможен.

Совет: с учетом того, что срок возврата ограничен двумя неделями, вы можете сохранить коробку хотя бы на этот период (на всякий случай).

К сожалению, отсутствие четких указаний в законе по данному вопросу порождает совершенно различную судебную практику.

На практике часто суды встают на сторону продавцов и отказывают в возврате, в тех ситуациях, когда коробка/упаковка неотделима от товара и если коробку убрать, то товар уже потеряет товарный вид и пропадает возможность реализации товара другому покупателю (например, флакон духов). Обычно это также те коробки, на которых размещают сведения о составе продукта, сроках его хранения, дате изготовления, способах приготовления и тд. В целом, такая точка зрения логична и имеет место быть. Однако в любом случае продавец обязан будет доказать, что покупка потеряла товарный вид из-за отсутствия упаковки.

Для гарантийного обслуживания наличие коробки и иной упаковки товара не обязательно, ведь гарантийный срок — это довольно продолжительное время – 5, а иногда и 6 лет. Логично, что упаковку могут не сохранить. Если от вас при обращении за ремонтом/обменом по гарантии требуют упаковку, то это не требование закона, а личная заинтересованность продавца.

Какие правила возврата действуют в 2023 году

Если вы приобрели товар дистанционно:

Для покупателей товаров в интернет-магазинах есть небольшая приятная новость – по закону о защите прав потребителей, вы вправе отказаться от дистанционно приобретенного товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Обратите внимание на то, что информация о сроках возврата должна быть вам предоставлена письменно!

То есть вернуть товар вы можете по любой причине в течение 7 дней, а в некоторых случаях в течение 3-х месяцев вне зависимости от того является ли этот товар качественным/некачественным, подпадает ли в список «невозвратных» товаров.

Согласно судебной практике, отказ потребителя от товара, приобретенного дистанционным способом, не ограничен каким-либо перечнем товара, не подлежащего возврату.

Никаких запретов на возврат в отношении товаров, приобретенных дистанционным способом, в том числе технически сложных товаров, закон о защите прав потребителей не предусматривает, каких-либо отсылок к Перечню технически сложных товаров либо к Перечню товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, не содержит.

Важно: для возврата необходимо, чтобы товар не был в использовании, сохранил товарный вид и потребительские качества, был соответственно укомплектован.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, точно также как и отсутствие упаковки.

Если товар неисправен, то за возвратом средств вы можете обратиться за пределами 7-дневного срока, но в рамках гарантийного периода. Важно, чтобы дефект товара был доказан!

Предъявляя требования о возврате средств на основании некачественности товара, вы можете:

  • Просить продавца провести экспертизу товара за счет продавца (это ваше право по закону);
  • Уже самостоятельно провести такую экспертизу некачественности и приложить доказательства к заявлению на возврат.

В случае, если вес товара больше 5 кг, интернет-магазин должен оказать доставку товара в сервисный центр за свой счет. Сервисный центр должен выдать заключение о том, что товар неисправен или не может быть отремонтирован. Если вы заявляете требования об устранении недостатков товара, а не о возврате денежных средств, то срок устранения недостатков товара не может превышать 45 дней.

Если купили товар в обычном магазине оффлайн:

Прежде всего, нужно посмотреть не попадает ли ваш товар в список перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (см. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463).

Для чего?

Если товар, который вы приобрели находится в данном списке, то вернуть его вы можете только по причине некачественности товара и никак иначе.

Допустим, купили градусник. Градусник находится в данном перечне. То есть, если вам градусник просто разонравился, не нужен и тд., то вернуть его нельзя.

Однако если вы приобрели товар ненадлежащего качества (дефектный), то вы имеете право заявлять к возврату денежные средства за такой товар. В соответствии с законом на это определен срок - 15 дней без учета дня покупки. Если на товар установлен гарантийный срок, то заявлять требования о возврате можно в течение гарантийного срока.

Как мы видим, вернуть товар без упаковки можно! Другое дело, что некоторые продавцы будут стоять до последнего на своем, что коробка нужна и если вы в любом случае не сможете ее предоставить, то помочь вам может только грамотный юрист. Мы со своей стороны все же рекомендуем не выкидывать коробки хотя бы первый месяц после покупки. Лучше себя предостеречь и избежать сложностей с возвратом, чем пытаться вернуть 2000 рублей за чайник, ходя по судам.

0
4 комментария
Mike Mushu

Хорошая новость, как раз разбираюсь со своим кейсом, купил товар на озоне, решил вернуть его по закону в 7 дневный срок, через чат озона отказали принимать возврат, сослались что прозрачная плёнка была порвана, написал претензию. Жду ответа от озона.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Федосеев

Можно на этом целый бизнес макулатурный построить =)
Купил —> коробку оставил —> товар вернул —> коробку сдал в пункт приёма =)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Стриженов

Ничего себе информация к размышлению. Вывод один: берегите упаковку товарищи, как честь))

Ответить
Развернуть ветку
Деловой Крыжополь

Хммм. Полезная инфа, думал нельзя никак без коробки вернуть

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда