Семь настоящих причин зарегистрировать товарный знак в России

Я юрист по интеллектуальной собственности, и за последние три года через меня прошло больше 1000 товарных знаков компаний и предпринимателей со всей России. Сегодня я не буду говорить о теории и законах, вместо этого расскажу, когда и зачем предприниматели и небольшие компании регистрируют товарные знаки.

104104 показа
54K54K открытий

Очень интересно что будет в следущих ситуациях:
а) Компания из Америки зарегистрировала там же торговую марку, но в Европе не успела, ее зарегистрировал кто-то другой
б) Компания из Америки вообще еще не регистрировала торговую марку нигде (что видно по TMview), но в Америке она вроде как имеет право на приоритет, если уже работает под этим именем и более-менее известна. Кто-то в Европе регистрирует эту торговую марку

Чего ждать европейскому владельцу, есть ли у американской конторы возможность отжать марку в первом, втором, или обоих случаях?

Ответить

По общему правилу и в том, и в том случае американская компания в Европе останется не у дел. Знак в Европе будет зарегистрирован за европейской компанией. Дело в том, что товарный знак действует только в той стране, в которой он зарегистрирован. Регистрация знака в одной стране практически не дает никаких преимуществ при регистрации в другой. 

У американской компании есть возможность все-таки забрать себе знак только в том случае, если они смогут доказать, что их товары в Европе под этой маркой стали настолько популярны, что регистрация их марки в Европе на другого производителя будет вводить европейских потребителей в заблуждение относительно производителя товаров. Тогда через суд и EUIPO все-таки может и аннулируют регистрацию на европейскую компанию и зарегистрируют знак на американскую. Но это будет сделано не столько в интересах американской компании, сколько в интересах европейских потребителей.
Но вероятность этого очень и очень мала: учитывая то, как ревностно в Европе защищают товарные знаки, вероятность приобрести известность без регистрации товарного знака стремится к нулю.

Еще одно исключение может произойти в том случае, если американская компания подаст знак на регистрацию в ЕС, а европейский правообладатель не подаст вовремя оппозицию против регистрации его знака. Дело в том, что в ЕС нет такой экспертизы товарных знаков, как в России. Там оппозиционный порядок регистрации: ты подаешь на регистрацию, заявку публикуют в публичных реестрах, и если никто за отведенный срок не выступил против регистрации, то знак регистрируют. Получается, что теоретически есть возможность, что могут сосуществовать два одинаковых товарных знака. Но едва ли это возможно на практике: предприниматели из Евросоюза отслеживают заявки на товарные знаки и сразу же закидывают оппозициями EUIPO, если им какая-то заявка хоть немного не нравится. 

Поэтому полагаю, что в таком случае, как вы описали, знак останется за европейской компанией.

Ответить