“Пришел сниматься, а военком влупил штраф”. Рассказываю, как мы в 15 раз снизили штраф за нарушение по воинскому учету

После ужесточения ответственности за нарушения, связанные с военной службой, военкоматы начали активно выписывать штрафы. Теперь, когда штрафы увеличились от 5 до 100 раз, мотивация выявлять нарушителей у военкомов сильно увеличилась. Делюсь аргументами, которые помогут кратно снизить штраф.

“Пришел сниматься, а военком влупил штраф”. Рассказываю, как мы в 15 раз снизили штраф за нарушение по воинскому учету

Disclaimer: Эта статья носит исключительно образовательный характер и не является рекомендацией к каким-либо действиям. Мы не советуем и не призываем вас к нарушению каких-либо законов Российской Федерации.

TLDR: кратко основные выводы

Военком руководствуется не той редакцией закона. Большинство нарушений по воинскому учету произошли до 01.10.2023, еще в период действия старых, маленьких штрафов. Поэтому и размер штрафа должен быть старым. Ведь закон не имеет обратной силы. А это значит, что тяжесть наказания должна определяться законом, который действовал на момент совершения нарушения, а не на момент привлечения к ответственности.

Сначала снятие — потом выезд

Мы в АБ КИАП помогаем сняться с воинского учета по доверенности без личного посещения военкомата. Можем либо сами сходить в военкомат, либо проконсультировать, что и как надо делать, говорить, какие документы собрать и как заверить.

После 01.10.2023 к нам на консультации начали приходили люди с одной и той же историей. Они пришли в военкомат снимать с учета своих родственников/друзей из-за того, что они уехали из России на ПМЖ. А им отказали. Да еще и штраф выписали.

Мол, по закону сниматься с учета надо было до выезда из России, а не после. Из представленных документов следует, что человек уехал за границу уже давным-давно. А с учета не снялся. Выходит, нарушил и должен понести наказание. Вот, пожалуйста, ч. 3 ст. 21.5 КоАП РФ — неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету. Штраф до 15 000 руб. Касса — вон там.

Ну, формально, все правильно. Можно, конечно, поиграть с нюансами. Но, глобально, если человек уже около года находится за границей и не сообщил об этом военкому, то нарушение тут есть.

Вопрос только почему раньше никого не штрафовали? Ну, нарушил и нарушил. Плохо, чо. А сейчас, штрафовать стали регулярно. Что поменялось-то?

А дело в ужесточении ответственности. Раньше, до 01.10.2023, штрафы за нарушения, связанные с воинской обязанностью, были копеечными — от 500 руб. до 3 000 руб. Поэтому с ними особо никто и не заморачивался. И люди не относились к ним всерьез, и сотрудники военкоматов не хотели тратить свое время и силы. Потому что рассмотреть дело об административном правонарушении по всем правилам — та еще тягомотина и бюрократия.

А с 01.10.2023 штрафы увеличились. Причем кратно. Если выехал из России на срок более 6 месяцев и не сообщил военкомату — в 5 раз. Если не пришел по повестке — в 10 раз. Тут уже мотивации больше, можно заморочиться. Плюс, поток людей, желающих сняться с воинского учета, сильно увеличился. Поэтому на нарушения стали обращать большее внимание.

Нарушение старое, значит и штраф должен быть старым

С ситуациями, когда вместо справки о снятии выписывают штраф, мы с коллегами еще лично не сталкивались. Обычно всегда снимали без штрафов. Но все бывает в первый раз. Пришли подавать документы на снятие, а нас повели на рассмотрение дела об административном правонарушении.

Штрафовать хотели по новым расценкам. За выезд без снятия с учета штраф по новой редакции ч. 3 ст. 21.5 КоАП РФ от 5 000 до 15 000 руб.

Но это не правильно. Поскольку человек допустил нарушение -- выехал за границу без снятия -- до вступления в силу новых, повышенных штрафов, то они к нему не принимаются. Его должны штрафовать по старым расценкам. Поэтому штраф не должен превышать 3 000 руб.

Закон как Каха: задней не имеет
Закон как Каха: задней не имеет

Это следует из известного принципа, что закон обратной силы не имеет. Он закреплен в ст. 54 Конституции РФ и конкретизирован в ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ:

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения

Осталось только понять, когда оно совершено-то, это правонарушение.

По этому поводу есть две позиции.

  • Первая, выгодная для нас — правонарушение окончено в момент выезда за границу. У человека была обязанность сняться с учета за две недели до того, как он уехал. Он уехал на ПМЖ и не снялся. Все, нарушение уже есть и оно закончено.
  • Вторая, выгодная для военкомата — правонарушение является длящимся. При выезде за границу на ПМЖ человек должен сняться с учета. А он так и не снялся. Значит продолжает нарушать возложенную на него обязанность. Он нарушал ее месяц назад, когда действовали старые штрафы, и продолжает нарушать сейчас, когда штрафы уже увеличили. Ведь с учета-то то он до сих пор не снят! Поэтому его можно штрафануть по новым, увеличенным ставкам.

Но Верховный Суд РФ говорит, что выиграла первая позиция. Если в законе установлен срок, к которому лицо должно исполнить какую-то обязанность, а оно ее не исполнило, то нарушение уже считается совершенным. Длящимся оно не считается. Такая позиция закреплена в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”.

Как раз наш случай! Суды подтверждают эту позицию и говорят, что неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету не является длящимся нарушением. Такая позиция поддержана, к примеру, в решении Московского городского суда от 15.05.2023 по делу № 7-8965/2023.

Выходит такая картина. Если человек уехал из России до 01.10.2023, то штрафовать его должны по старым, маленьким расценкам. Если после — уже по новым, большим. С учетом того, что большинство тех, кто сейчас снимается с воинского учета, выехали из России еще в 2022 году, то их должны штрафовать по старым штрафам. Новые штрафы на них не распространяются.

Наше нарушение было совершено еще при царе Горохе. Поэтому и штрафы должны быть старые.

В результате юрист военкомата согласился с тем, что должен применяться старый ценник, и снизил штраф в 15 раз. Вместо 15 000 руб. вышло 1 000 руб. А потом и с учета снял.

“Пришел сниматься, а военком влупил штраф”. Рассказываю, как мы в 15 раз снизили штраф за нарушение по воинскому учету

Эта позиция поможет и по другим нарушениям

Некоторые компании вспомнили, что они обязаны сообщать военкомам информацию о приеме или увольнении военнообязанных сотрудников (ч. 1 ст. 4 Закона о воинской обязанности). И теперь ждут повышенных штрафов — до 50 000 руб. за каждого человека.

Но фишка в том, что и в таком случае действует такая же логика -- если нарушение совершено до 01.10.2023, то применяются старые штрафы. С учетом того, что с момента введения повышенных штрафов прошло всего ничего, абсолютное большинство сотрудников, скорее всего, были приняты на работу задолго до 01.10.2023. И срок на уведомление военкомата также истек до этой даты. Поэтому и штрафы должны применяться старые — не более 5 000 руб.

Такая же ситуация и с нарушением обязанности сообщать военкомату об изменении семейного положения, образования и должности. Вряд ли за последние три недели куча людей в компании женились, получили повышение или окончили ВУЗ (ага, в октябре).

А можно было вообще не заплатить!

Можно было вообще отбиться от штрафа. Но для этого нужно, чтобы человек уехал из России более трёх лет назад. Тогда истечет срок давности привлечения к ответственности и военкомат уже не сможет его оштрафовать. Штрафовать после истечения срока давности привлечения к ответственности нельзя (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Но у нас так не получилось. Человек выехал на ПМЖ примерно полтора года назад. Так что военком уложился в срок.

Причем было видно, что человек знал о том, что уезжает именно на ПМЖ: уже на момент выезда у него был ВНЖ и длительный трудовой договор. Поэтому разыграть карту “я тогда не знал, что уезжаю на ПМЖ, поэтому не был обязан сниматься с учета, вот теперь знаю и пришел уведомить” не получилось.

Но вдруг у кого-нибудь будет более подходящая фактура и он сможет разыграть этот аргумент.

Надеюсь, что статья оказалась для вас полезной. Если что-то осталось непонятным – смело задавайте вопросы в комментах! А если у вас есть вопросы по воинскому учету, можете написать мне в ТГ или воспользоваться нашим ТГ-ботом.

1212
17 комментариев

А чем обосновывается штрафование военкоматом организации при не уведомлении о приеме/увольнении сотрудника на работу за КАЖДОГО сторудника, а не за сам факт совершения правонарушения?

1
Ответить

Так все просто. Не сообщил информацию по одному сотруднику - одно нарушение. Не сообщил информацию по второму сотруднику - второе нарушение. И так далее. Вот и выходит, что если компания никогда ничего не предоставляла военкомату, то сколько сотрудников, столько и нарушений (штрафов).

1
Ответить

А какой смысл сниматься с учета в военкомате?
1) В случае военного положения военнообязанный должен вернуться и Родину защищать вне зависимости от статуса учета.
2) Если это профилактический откос от повестки в твой адрес, поскольку ты на учете не состоишь, то электронной повестки можно избежать? Какая уверенность, что бумажное снятие с учета в таком уникальном заведении как военкомат, перетечет в электронную пустоту напротив твоего имени в реестре?
3) Как вывод - может быть ничего не делать и никого не просить, находясь за границей, и выждав свои 3 года?

Ответить

Ну, тут в двух словах не ответишь) В тематических чатах такие баталии на эту тему проходят, что ух.

Если коротко, то причины две.

Во-первых, раньше сняться с учета при выезде за границу было обязанностью. Так что вопрос сниматься или нет, особо и не стоял. Ответ простой - однозначно сниматься. Сейчас обязанность сняться превратилась в обязанность сообщить о выезде. Но суть осталась такой же.

Во-вторых, устранить/затруднить реальную возможность призыва. Даже снявшись с учета формально человек продолжает соответствовать всем критериям призыва по мобилизации. Но снятие с учета существенно затрудняет призыв такого человека. Даже при электронных повестках. Ведь даже электронные повестки выписывает и рассылает военкомат, в котором человек состоит на учете.

1
Ответить

Статья полезная, а военкомы разные, как и их толкование законодательства. Право на наложение административного штрафа возложено вплоть до начальников отделений районных ВК.

Ответить

Спасибо! Да, военкоматы разные и у каждого свои правила. Это Вы правы. Но закон один. Поэтому надо двигать военкоматы к тому, что не все зависит от их видения того, как должно быть.

1
Ответить

там по одной из ваших ссылок идёт обращение на закон от 5 мая 2020 - он о чём?

Ответить