Что нужно требовать от "Аэрофлота" за отмененную бронь на Пхукет? Образец досудебной претензии и опыт суда с s7

Счастливчикам чьи брони на Пхукет отменил Аэрофлот повезло дважды: полученное уведомление о некорректно оформленном билете влечет для Аэрофлота обязанность перевезти пассажиров не принявших предложение в любые даты по маршруту брони при наличии свободных мест: хоть на новый год, хоть через год в случае ЧП.

Опишу свои аргументы в форме досудебной претензии к ПАО Аэрофлот, а после расскажу про свой опыт победы в суде по схожему с точки зрения закона случаю.

----------

Генеральному директору

ПАО «Аэрофлот»

119019, г Москва, р-н Арбат, ул Арбат, д 1

от ФИО

адрес

Претенциозное заявление

Я заключил с ПАО «Аэрофлот” договор воздушной перевозки пассажира с номером бронирования хххххх, в рамках которого предстоял авиаперелет из Екатеринбурга на Пхукет и обратно.

21 октября 2023 года ПАО «Аэрофлот” отправил мне уведомление об одностороннем отказе в исполнении договора авиаперевозки, обосновав это некорректным оформлением билета по техническим причинам. Сообщаю об отказе расторгнуть договор авиаперевозки на основании того, что пункт 41 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 15.09.2020) «Об утверждении Федеральных авиационных правил »Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее ФАП) относит случай неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом к случаям вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира.

Во исполнение договора авиаперевозки согласно закону, требую от ПАО “Аэрофлот” предоставить новые авиабилеты с открытыми датами по правилам вынужденного изменения в бессрочно действующем договоре авиаперевозки, поскольку согласно п. 230.1 ФАП в случае вынужденного пассажиром условий договора воздушной перевозки изменения производятся вне сроков действия обязательства по перевозке пассажира.

В случае если ПАО “Аэрофлот” ошибочно возвратил оплату по договору авиаперевозки хххххх, даю свое согласие на повторное списание с той же карты оплаты в сумме ZZZZZ рублей либо повторную оплату в данной сумме картой на сайте ПАО Аэрофлот или по реквизитам банковского счета. Предлагаю сообщить удобный способ получения оплаты в ответе на данное письмо.

ФИО, подпись

дата

----------

UPD: Если Вы уже решили какие новые даты перелетов нужны, или хотите полететь в прежние даты, можно назвать конкретные даты в претензии и добавить:

В случае неисполнения требования в течение 10 дней с момента получения данного письма, как это предписано статьей 23 Закона о защите прав потребителей, я понесу убыток в виде стоимости приобретения новых авиабилетов. Поскольку согласно ст 396 ГК возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения обязательства не освобождает должника от исполнения обязательства в натуре, я буду требовать компенсации и причиненного убытка в виде стоимости новых авиабилетов, и исполнения обязательств по договору авиаперевозки.

UPD2: Не стоит использовать промокод! После того как пройдет 10 дней с момента получения претензии аэрофлотом, при отсутствии его ответа или отказе можно приобрести билеты на прежние даты (без промокодов!), взыскав часть данной суммы как убытки по ст 396 ГК (разница между расходами на покупку первоначальных билетов + получить второй перелет на Пхукет из Екатеринбурга в любые даты в рамках исполнения договора. Что если Аэрофлот по рассмотрении письменной претензии письменно предложит восстановить брони на прежние даты в аккурат пользователям, которые использовали промокод? Это поставит их в сложную ситуацию лишив обоснованной правовой позиции в суде.

Почему составленное по данному шаблону заявление вероятно сработает, и в суд идти не придется?

В марте суд вынес решение по моему иску к авиакомпании "Сибирь" включающему похожее требование.

Авиакомпания «Сибирь» (s7) отменила рейсы в Анталию и предложила забрать деньги. Нюанс был в том что бронь включала много сегментов в формате Омск - Москва - Питер - Москва - Омск - Новосибирск - Сочи - Москва - Омск - Москва - Анталия - Москва - Омск, и в случае отмены любого сегмента закон дает право выбрать новые даты для всех рейсов, так что купив билеты на распродаже можно полететь летом, или в последний момент, когда захочется отдохнуть.

Так что в ответ на предложение s7 я попросил снять места с рейсов, и когда полетная программа в Анталию вновь запустилась, потребовал исполнить договор авиаперевозки, предоставив перелеты в выбранные мною даты, но получил отказ: прошло более года с момента авиаперелета, а правила авиакомпании ограничивали срок действия договора сроком в год. Таким образом по мнению s7 я не должен был получить ни денег, ни перелетов.

Аналогичная ситуация произошла с другой бронью (авиакомпания отказалась исполнять перевозку в бизнес классе, предложив в замен эконом) и 4 «апгрейдами» по платиновому статусу которые были применены к рейсам попавшим под вынужденный возврат и не использованными за год, я упаковал требования в единый пакет и обратился суд с требованием исполнить два договора авиаперевозки и четыре повышения класса обслуживания (по правилам программы лояльности s7 priority одно повышение можно было применить к брони, включающей до 12 рейсов на себя и двух попутчиков, то есть речь шла об апгрейде до 48 раз).

Процесс длился в течение 6 месяцев по 1-2 заседания в месяц с истребованием доказательств у авиакомпании, привлечением адвоката, по итогам суд предписал исполнить требования частично в течение года, что заключалось в сокращении размера морального ущерба с миллиона до 30 тысяч рублей, и 15 тысяч штрафа согласно закону о защите потребителей.

Поскольку суды придерживаются единообразия судебной практики, прецендент победы в дела об отмененной брони к s7 и жесткость законных требований истцов может стать дорожкой к тому, что Аэрофлот перестанет рассылать "письма счастья" опасаясь разгрома в суде: перевезти пассажиров по дешевым билетам выгоднее, чем везти их же по данным билетам например в дорогие новогодние даты.

3.2K3.2K показов
3.2K3.2K открытий
39 комментариев

что писать в конце если оплата через посредника?

Ответить

Если посредник уже вернул деньги Вам - можно оставить все как есть.
Если нет - исключить абзац оплату, это уже хлопоты Аэрофлота как получить свои деньги с партнера назад. Пока Вы их не получили, никому ничего не должны.

Ответить

Еще вариант претензии.
ПРЕТЕНЗИЯ
Я, ФИО, 19.10.2023 приобрел билеты на рейсы Екатеринбург-Пхукет (SU 626) и Пхукет-Екатеринбург (SU 627), что подтверждается маршрутной квитанцией электронного билета (№№ эл. билетов ..., код бронирования ...), чеком на оплату № ... от 19.10.2023. Данные документы прилагаются к настоящему обращению.
21.10.2023 мне пришло следующее сообщение на электронную почту: “К сожалению, по техническим причинам 19.10.2023 по указанному направлению Вам был некорректно оформлен билет. Наши специалисты устранили несоответствие, но просим с пониманием отнестись к тому, что мы были вынуждены аннулировать Ваше бронирование и произведем возврат денежных средств”.
Считаю такое решение авиакомпании незаконным, и нарушающим мои права, как потребителя:
По договору воздушной перевозки пассажира ПАО «Аэрофлот» обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения.
Обязательства ПАО «Аэрофлот» по воздушной перевозке пассажира возникают после надлежащей и своевременной оплаты воздушной перевозки.
Согласно ч. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете.
Согласно п. 41 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 “Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей” в случае неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом доплата с пассажира не взимается.
Прошу обратить внимание, что с моей стороны ошибок при заказе билета не допущено, неправильное оформление билета допущено перевозчиком.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 310 Гражданского кодекса РФ).
На основании ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими законами или договором.
Ситуации, когда перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира перечислены в п. 230 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82. Данный перечень является закрытым, и не подразумевает расширительного толкования о возможности изменения договора перевозчиком в одностороннем порядке.
На основании изложенного заявляю, что считаю односторонний отказ ПАО «Аэрофлот» от исполнения договорных обязательств незаконным, в связи с чем прошу:
Восстановить аннулированные билеты либо переоформить данные билеты по тому же маршруту с открытой датой вылета по цене их первоначального приобретения. В случае если ПАО “Аэрофлот” ошибочно возвратил оплату по договору авиаперевозки номер бронирования SS4254, даю свое согласие на повторное списание с той же карты оплаты в сумме 47 220 (Сорок семь тысяч двести двадцать) рублей 00 копеек, либо повторную оплату данной суммы картой на сайте ПАО Аэрофлот или по реквизитам банковского счета. Предлагаю сообщить в ответе на претензию удобный способ получения оплаты.
Рассмотреть данное обращение в течение 10 (десяти) дней и предоставить мне ответ на адрес электронной почты
В случае отказа или неполучения ответа в указанный срок, я буду вынужден самостоятельно повторно купить билеты, а после обратиться в Роспотребнадзор и суд для защиты прав потребителя и взыскания убытков.

Список приложений:
Маршрутная квитанция электронного билета (№ эл. билетов ..., код бронирования ...)
Чек на оплату № ... от 19.10.2023

Ответить

Хорошая претензия, но я бы отправлял такие детализированные требования уже в исковом заявлении, заодно расписав ответ на досудебку, и в некоторых случаях дополнив новыми требованиями, и не светил юристам аэрофлота заранее в интернете.

Свою досудебную претензию я постарался сделать максимально понятной для операторов аэрофлота (зачем перегружать бедняг) и пассажиров, лишних ссылок не нужно, дайте возможность юристам ответчика проявить себя и наделать в ответе Вам ошибок. Чем больше перечислите законов в досудебной претензии, тем меньше у них шансов на ошибку.

Ошибки в ответах на досудебные претензии авиакомпаний встречаются часто. Почему-то юристы авиакомпаний не всегда хорошо знают часть авиационного законодательства, защищающего права пассажиров.

Например, аэрофлот в ответе на недавнюю досудебную претензию дал своим ответом основания для удвоения исковых требований, письменно сославшись в своем отзыве что он нарушил не только закон, но и свои правила перевозки пассажиров.

S7 в ответе на исковые требования подкидывала ссылок на положения законов которые она же нарушила (нужно было лишь прочитать положения на которые ссылается авиакомпания полностью, а не только в процитированной части).

Если тысяча человек одновременно обратится с исками в разных городах, и юристам ответчика придется летать хотя бы на часть заседаний, у них совершенно не останется времени думать, а из за бесконечной смены часовых поясов может развиться бессонница и депрессия.

Так что не нужно упрощать им жизнь раскрывая карты заранее.

Ответить

хороший текст + ещё добавить ссылку на ЗоПП

Ответить

Алексей, еще вопрос.

Вчера в одном из решений судов (где организатор концерта в Челябинске судился с а/к из-за отмены билетов для артистов Дело № А40-48612/23-112-382 Арбитражного суда Москвы, от 29.06.2023), увидел, что аэрофлотовские юристы потребовали признать истца ненадлежащим (а суд признал и отказал в удовлетворении требований о компенсации с более дорогими билетами, купленными взамен отмененных аэрофлотом), поскольку он обратился как плательщик, а надо чтобы именно пассажир самостоятельно обращался с требованиями и иском о компенсации.

Обоснование - договор воздушной перевозки между пассажиром и перевозчиком, а не плательщиком и перевозчиком: "В соответствии со ст. 786 ГК РФ, ст. 103 ВКРФ сторонами договора перевозки выступают пассажир и перевозчик".

Если я билеты покупал на семью из 4-х человек (я, жена и двое детей), то жена должна тоже направить досудебку от себя, как пассажир?

Ответить

да, этот вопрос меня тоже интересует,
почитаю решение, но если номер брони один, то..... как? два истца?

Ответить