Какой режим рабочего дня должен быть у водителей?

Режим работы – одно из ключевых понятий трудового права. Сотрудник обязан его соблюдать, а компания должна выполнять обязательства. Любую переработку надо оформлять и оплачивать в повышенном размере. Однако есть отдельные должности с особыми условиями, как правило, при наличии вредных факторов. Вспомним про распространенную профессию – водители. Порой кажется, что у них свой индивидуальный график, который нигде и никак не регламентирован. Но это не так, закон фиксирует четкие правила.

Ожидание пассажиров – это рабочее время

Особенности режима работы, отдыха и условий труда водителей утверждены в Приказе Минтранса России №424 от 16.10.2020. По общему правилу они должны работать не более 40 часов в неделю, то есть восьми часов в день. Это тоже отражено в Приказе. В это время входит управление автомобилем и сопутствующие действия: медосмотры, стоянка в ожидании пассажиров, самостоятельное устранение поломок и др.

Кроме того, есть специальные перерывы. Даются они не позднее чем через 4,5 часа управления автомобилем. Но перерыв можно не делать, если наступает другой вид отдыха. Обед должен составлять от 30 минут до 2 часов. Его можно разделить на части, правда только если смена водителя длится более 8 часов. Причем обед не включается в рабочее время и не оплачивается.

Рабочий день по частям

Если интенсивность работы в течение дня разная, компания может разделить рабочий день водителя на части и предоставить перерывы между частями. Они тоже не входят в рабочее время и не оплачиваются. Но разделить день можно лишь с согласия работника и на основании локального акта компании. Более того, условие о разделении рабочего дня надо прописать в трудовом договоре. Это прямое требование закона (ст. 105 ТК РФ, п.7 Приказа №424).

А вот количество частей придется определить самостоятельно, закон их не фиксирует. Перерыв может быть один или несколько, но важно соблюдать специальные ограничения именно для водителей. Перерывы в сумме не могут превышать 5 часов, а первый из них должен начаться не позднее пяти часов после начала работы. Например, рабочий день с 7.00 до 10.00, затем с 11.00 до 12.00, далее – с 14.00 до 16.00 и, наконец, - с 18.00 до 20.00

При этом перерыв надо предоставить в таком месте, которое обеспечит сотруднику-водителю возможность использовать время отдыха по своему усмотрению. Поэтому просто оставить его за рулем в ожидании возле какого-то объекта – могут признать незаконным. А вот обеденный перерыв сотрудник может использовать в любой части своего рабочего дня.

Оплата за раздел

Кстати, за разделение дня на части сотруднику полагается доплата, т.к. это считается работой в условиях, которые отклонены от нормальных согласно ст. 149 ТК РФ. Поскольку в законе нет особенностей оплаты, работодатель должен сам установить и зафиксировать ее в локальном акте и трудовом договоре с водителей. Однако режим работы может быть установлен и в формате гибкого рабочего времени. В таком случае начало, конец и продолжительность рабочего дня будут определяться по соглашению сторон.

Кроме того, конечно, важно помнить об особых обязанностях для водителей, в т.ч. по охране труда: предрейсовые, послерейсовые и другие медосмотры, а также о других правилах, например, выдача средств защиты (СИЗы), скажем, перчатки, доплата за вредные условия труда и др. Если же ваши сотрудники используют служебные авто, но вы их не считаете водителями – проверьте, правильно ли все у них указано в договорах и инструкциях. Нет ли в них признаков именно водителя (например, перевозка грузов или пассажиров). Если есть – дополнительные правила по охране труда для вас и для них обязательны, если нет – проведите полный аудит документов по ним, чтобы в случае жалобы или проверки вас не заподозрили в нарушениях.

Начать дискуссию