Оскорбление судьи довело юриста до уголовной ответственности. Обзор реального кейса

Это постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда сейчас активно обсуждает судейское сообщество. История реальная, ниже приведу ссылку на номер дела.

В арбитражном суде Иркутской области рассматривалось дело по иску строительной компании к ИФНС.

В ходе судебного заседания представитель истца заявил судье отвод.

В качестве основания для отвода судьи представитель ООО «С» указал следующее: «В судебном заседании было установлено, что от судьи П. исходит зловоние».

Суд отказал в удовлетворении заявления об отводе, указав, что легитимных оснований, позволяющих сомневаться в беспристрастности судьи П. не имеется.

Не желая оставлять безнаказанным оскорбление в свой адрес, судья вынес определение о наложении штрафа 5000 рублей за неуважение к суду.

Отмечу, что по общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 119 АПК РФ, размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать 5 000 рублей.

В определении суд указал: «Представитель ООО «С» вел себя агрессивно, при уточнении оснований для отвода повышал голос, неоднократно грубо перебивал судью, давал указание суду относительно порядка ведения судебного заседания».

Но на этом история не закончилась…

Недовольный штрафом юрист подал апелляционную жалобу, где выразил в грубой и недопустимой форме свое несогласие с такой позицией суда.

Вышестоящий суд отменил решение о наложении штрафа и вот, что указал в тексте постановления:

«В приложенной к апелляционной жалобе по настоящему делу и жалобе в Высшую квалификационную коллегию судей РФ на судью П. указано следующее:

- «судья П., руководствуясь принципом «свое не пахнет», обладая пониженной социальной ответственностью, продолжила судебное заседание»;

- «заявитель не утверждает, что судья П. не моется или что «ходит по себя», он констатирует факт исходящего зловония от судьи в судебном заседании»;

- «с учетом физиономии, физических габаритов и возраста судьи П., заявитель обоснованно считает, что фасад возможно подновить, но канализацию уже поменять объективно невозможно»;

- «сделать судье П. легкое физическое замечание и направить ее на лечение к хорошему немецкому сантехнику, который может и канализацию починить и дымоход прочистить».

- «вместе с тем, судья П., как результат отрицательного отбора, обладая пониженной социальной ответственностью, через личное субъективное восприятие, силой мысли отождествила себя как активный участник зловония…»;

- «так, зловоние, исходящее от гражданки П. было оценено ей же в максимальную цену равную 5000 рублей, что подтверждает завышенную самооценку своих способностей без наличия на то оснований».

По мнению суда апелляционной инстанции, указанные действия П., направленные на оскорбление судьи, не могут влечь наложение судебного штрафа за неуважение к суду, в данном случае в таких действиях обнаружены признаки преступления, предусмотренного частью 2 статьи 297 УК РФ.

Более того, последующие действия представителя ООО «С» (изложение оскорблений судьи П. в апелляционной жалобе и жалобе на судью в ВККС РФ) являются самостоятельными эпизодами преступной деятельности, также требующими квалификации в уголовно-правовом порядке.

Санкция ч.2 ст. 297 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев.

Статья подготовлена на основании материалов дела № А19-5056/2023.

Друзья, что думаете по этому поводу, сталкивались когда-нибудь с похожими ситуациями?

С уважением,

Анна Степанищева,

арбитражный юрист

Оскорбление судьи довело юриста до уголовной ответственности. Обзор реального кейса
Начать дискуссию