“Находилки”: как авторское право помогло аннулировать товарный знак конкурента

“Находилки” - это сборник заданий для дошкольников – развивает внимание. А еще - это бренд, за который автору книги пришлось побороться. На его примере расскажем, как авторство может дать приоритетное право на товарный знак. Даже если он уже занят.

“Находилки”: как авторское право помогло аннулировать товарный знак конкурента

Художницы Зинаида Сурова и и Ксения Дрызлова разработали комплекс игровых упражнений для детей. В 2013 году они вышли в сборнике “Находилки” от издательства “МИФ”.

Спустя 10 лет Зинаида Сурова и ее супруг решили зарегистрировать название сборника как товарный знак. Но тут выяснилось, что бренд уже 4 года принадлежит другому лицу.

Что можно сделать, если название уже занято

Чтобы понять, есть ли шансы отстоять название, Зинаида Сурова обратилась к нам, в “Железно”. В нашей практике это не первый случай, когда предприниматель не успел зарегистрировать свое название и его занял кто-то другой.

Традиционно в такой ситуации есть три пути решения:

  • доработать название до уникального или выбрать новое;
  • взять письмо-согласие у правообладателя бренда;
  • стоять на своем и доказывать права на товарный знак в Палате по патентным спорам

Конечно, менять название Зинаида не хотела. “Находилки” - её детище, тем более книги 10 лет продавались большим тиражом.

Письмо-согласие тоже не решило бы проблему - главные виды деятельности нашей клиентки и ее конкурента совпадали, а названия были тождественны.

Обложка одного из изданий сборника "Находилки".
Обложка одного из изданий сборника "Находилки".
"Находилки", товарный знак № 715473.
"Находилки", товарный знак № 715473.

Оставался только третий вариант - обратиться в Палату по патентным спорам и бороться за бренд. В случае успеха ведомство аннулировало бы товарный знак конкурента, а Зинаида смогла бы подать заявку на его регистрацию. Но этот путь требовал времени и доказательств.

Как мы отстаивали право Зинаиды на чужой товарный знак

Основным аргументом в борьбе за название стало авторское право Зинаиды Суровой. Она в тандеме с другой художницей создала книгу “Находилки” задолго до того, как был зарегистрирован товарный знак.

Авторское право возникает в момент создания произведения и остается с автором навсегда. Но оно не дает возможности вести коммерческую деятельность - для этого нужна государственная регистрация товарного знака.

Как в таком случае доказать, что у автора больше прав на название чем у того, кто первый успел подать заявку в Роспатент? Подтвердить, что товарный знак твердо ассоциируется с произведением.

Нам нужно было доказать, что при слове “Находилки” первое, что приходит в голову - сборник детских заданий. Для этого потребовались:

  • информация о количестве выпущенных книг;

Издательство предоставило исчерпывающие данные о тиражах. С 2013 года сборник переиздавался четыре раза, а количество проданных экземпляров превысило 22 тысячи. Книга была переведена на английский и китайский языки.

  • рецензии и отзывы;

Недостатка в отзывах на книгу не было. На момент спорной ситуации она была доступна в “Лабиринте”, “Читай-городе”, на OZON и сайте издательства “МИФ”. Рецензии на нее писали педагоги и просто родители маленьких читателей.

  • награды.

“Находилки” были отмечены на национальных конкурсах “Жар-книга” и “Искусство книги”. А после участия в международном конкурсе The White Ravens книга попала в немецкую базу знаний webOPAC.

Более того, если ввести название “Находилки” в поисковых системах “Яндекс” и Google, первое, что мы увидим - это ссылки на тот самый сборник, фотографии его обложки и разворотов. Это еще одно доказательство узнаваемости произведения.

Разворот сборника заданий "Находилки".
Разворот сборника заданий "Находилки".

Разбирательство в Палате по патентным спорам

С собранными доказательствами мы обратились в Палату по патентным спорам. Но с первого раза согласия на аннулирование бренда мы не получили.

Палата потребовала доказательства, что соавтор Зинаиды - Ксения Дрызлова - не давала согласия на регистрацию знака конкуренту, когда тот подавал заявку.

Этого мы не предвидели. Но Ксения сразу письменно подтвердила, что не сотрудничала с действующим правообладателем бренда, не разрешала ему регистрировать товарный знак и поддерживает аннулирование.

В итоге эксперты Палаты по патентным спорам встали на сторону автора. Правовая охрана товарного знака № 715473 “Находилки” прекратила свое действие.

После этого мы подали заявку тождественного товарного знака, но уже на имя автора сборника - Зинаиды Суровой. Роспатент проводит его экспертизу.

То, что выбранный товарный знак уже занят - не всегда приговор. Даже если официально он принадлежит другому правообладателю, можно найти выход из ситуации. Иногда это соглашение между предпринимателями, а иногда - борьба за аннулирование, как в случае нашей клиентки. Главное - трезво оценить ситуацию и шансы на успех.

2727
9 комментариев

Привет

Ответить

Добрый день!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Везде есть место человеческому фактору, увы.

Ответить

После того как они дали патент вечному двигателю, я уже ничему не удивляюсь.

Ответить

А разве автор произведения не могла аргументировать в том числе на коммерческое обозначение? Она ведь за тираж игр получила вознаграждение? Или была физлицом на тот момент? (конечно, плюс доказательство известности на определенной территории)

Ответить

Когда Зинаида решила отстаивать свои права на название, мы использовали информацию и о тиражах, и о вознаграждении. Эксперты в Палате ее учли.

Регистрация товарного знака - отдельная процедура. Если название успел зарегистрировать кто-то другой, автору придется за него побороться, даже если произведение стало известным

Ответить