(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93908592, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93908592, 'hit', window.location.href);

Паблик ВКонтакте как товарный знак: антикейс из Ижевска

Одна из самых поучительных и немного грустных историй о своевременности защиты интеллектуальных прав случилась в прошлом году в Ижевске.

Если вкратце, звучит она так. Было во ВКонтакте два региональных паблика с одинаковым названием.Один появился в 2013 году, а второй в 2015.Первый хотел зарегистрировать своё название как товарный знак, а второй ему не дал.

Как же так могло получиться?

  • В 2012 году в приложении «Zello-рация» (эмулирует работу рации через интернет-соединение) был запущен канал «Ижевск где гай стоят» (ИГГС). Он был ориентирован на автомобилистов и таксистов.

  • В 2013 году создатели канала завели группу во «ВКонтакте».

  • Позже появился фонд помощи пострадавшим в ДТП. Администраторы группы сотрудничали с ГИБДД.

  • В 2015 году появилась ещё одна ВК-группа с таким же названием, похожим описанием и аватаркой. К 2023 году у этой более поздней группы было больше подписчиков (~270 тыс), чем у первой (~240 тыс).
  • СПУСТЯ 10 ЛЕТ после создания первой группы её администратор подал заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака «Ижевск где гай стоят» и получил отказ.

Отказ был получен благодаря обращению в Роспатент администраторов второй группы, поясняет патентный поверенный Онлайн Патента Нина Полякова.

Нина Полякова
Патентный поверенный Онлайн Патента

В соответствии со статьёй 1493 Гражданского кодекса РФ, «После публикации сведений о заявке до принятия решения о государственной регистрации товарного знака любое лицо вправе представить в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обращение в письменной форме, содержащее доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям статей 1477 и 1483 настоящего Кодекса».

Если посмотреть делопроизводство по заявке № 2023705660 от 30.01.2023, поданной на имя Благотворительный фонд «Ижевск Где Гай Стоят», то по ней действительно было направлено обращение от 31.05.2023, после которого был вынесен предварительный отказ.

Рискну предположить, что мотивы обращения, поданного от администратора конкурирующей группы, сводятся к тому, что у сообщества тождественного названия больше подписчиков, они получили статус СМИ и «галочку» официального сообщества «Вконтакте».

В таком случае можно говорить о том, что в случае регистрации товарный знак будет вводить потребителя в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги.

Нина Полякова, патентный поверенный Онлайн Патента

Иными словами, администраторы более позднего паблика оспорили заявку на товарный знак более раннего паблика. Потому что за те 10 лет, что ранний паблик созревал зарегистрировать товарный знак, второй паблик успел набрать больше пользователей и получить галочку верификации ВК.

Действительно, в том же 2023 году владельцы второго паблика зарегистрировали ООО и создали рекламное агентство с соответствующим названием, а также зарегистрировали СМИ и создали сайт. Превратившись таким образом в солидный бизнес, они получили галочку верификации. Всё это помогло им не дать постороннему паблику зарегистрировать товарный знак.

Это нельзя считать случаем «патентного троллинга». Тролли ищут компании, которые ведут деятельность без регистрации товарного знака, и пытаются зарегистрировать товарный знак на себя, а потом потребовать за него денег с компании. В этом случае регуляторы и суды рассматривают свидетельства того, что за названием действительно стоит организация, которая несколько лет ведёт активную деятельность. Она может для этого показать статистику сайта, свои упоминания в прессе и другие доказательства.

Могут ли владельцы первого паблика всё же зарегистрировать товарный знак?

Отказ можно попробовать оспорить, если получится доказать, что первый паблик начал использовать название раньше, оно приобрело широкую известность на определенной территории, пользователи ассоциируют название “Ижевск Где Гай Стоят” именно с первым пабликом. В этом может помочь, например, социологический опрос.

Отказ в регистрации оспаривается в административном органе Роспатента - Палате по патентным спорам, а в случае несогласия с вынесенным решением его можно оспорить в Суде по интеллектуальным правам.

Каждый случай отказа нужно рассматривать в отдельности, заранее предугадать результат не представляется возможным. Однако основания для отказа в регистрации можно условно разделить на две категории: абсолютные и относительные.

Абсолютные – когда обозначение по своей природе не может быть зарегистрировано в силу отсутствия различительной способности, например, если обозначение указывает на вид товара, его назначение, дату и место создания, является общепринятым символом или термином и прочее.

Относительные – когда обозначение является сходным до степени смешения в отношении поданных заявок или зарегистрированных товарных знаков в отношении однородных товаров или услуг, имеющих более ранний приоритет.

Если владельцам первого паблика всё ещё нужен товарный знак, им стоит обратиться к специалистам, чтобы провести анализ ситуации и выбрать оптимальный способ действия.

Нина Полякова, патентный поверенный Онлайн Патента

Абсолютных причин, делающих невозможной регистрацию ТЗ в принципе, в этой ситуации не видно. Но многое зависит от того, для чего нужен товарный знак. Проще всего будет изменить желаемое наименование – использовать синонимы, слова с похожим значением, или вовсе придумать новое.

Менять название или придумывать другой товарный знак первому паблику, наверное, будет обидно… Кстати, почему вообще у них такое странное название? Там должно было быть “где ГАИ стоят”: водители делились друг с другом информацией о затаившихся в кустах автоинспекторах. Но коварный автокоррект превратил ГАИ в Гай, а отредактировать название в Zello было нельзя. Название прижилось и превратилось в локальный бренд. Так что создатели второго паблика вряд ли придумали такое же случайно: выглядит это, скажем так, как явный оммаж.

(Домен сайта, который зарегистрировала вторая группа, соответствует ссылке во ВКонтакте первой группы)

Какие уроки стоит вынести из этой истории?

1. Если вы что-то делаете – важно уловить момент, когда у вас начало что-то получаться. Пошли продажи, зародился бренд, начали формироваться аудитория и сообщество. Налаживается какое-то взаимодействие с людьми, бизнесами и госорганами. Вы на что-то влияете, что-то делаете с деньгами (коммерция, благотворительность и так далее).

В этот момент надо задуматься о юридическом оформлении активов, в том числе интеллектуальной собственности. Именно она зачастую является главной ценностью и для бизнеса, и для некоммерческих организаций.

Это касается и товарных знаков, и регистрации юрлиц, и поддержания в порядке документов, и соответствия деятельности законам. Регистрируйте домены, пока их не перехватили киберсквоттеры. Получайте галочки верификации в соцсетях.

Это всё кажется очевидным до тоски. Но почему-то ситуации, подобные описанной, возникают удивительно часто.

Очень многие исходят из установки “надо делом заниматься, а не с бумажками возиться и галочки выпрашивать”. Многие считают, что пока они не корпорация хотя бы регионального масштаба, всё это не нужно. Многие опасаются связываться с госорганами, считая, что пока они ничего не регистрируют, они “летят ниже радара”. А как только зарегистрируют, их заметят и начнут дико неистово регулировать, пока не зарегулируют насмерть.

Регистрация товарного знака – это не больно чаще всего несложно и недорого (если не возникают какие-то нюансы и сложности).

2. Следует помнить о специфике соцсетей. Здесь как только что-то становится заметным, у него появляется море клонов: от однодневок, сделанных на коленке для использования в нехитрых мошеннических схемах до проектов с бюджетом и серьёзными намерениями.

С другой стороны, если вы что-то придумали, велика вероятность, что название, да и сама концепция, уже на что-то похожи. Так что нужен серьёзный предварительный рисёрч. Возможно, с привлечением дополнительных аналитических инструментов помимо встроенного поиска ВКонтакте или другой соцсети.

И, конечно, поиском по соцсети не стоит ограничиваться. Стоит поискать созвучные, аналогичные, похожие и совпадающие товарные знаки по базе Роспатента.

3. Полезно анализировать не только уже существующие товарные знаки конкурентов, но и заявки на регистрацию. Так можно узнать много интересного об их деятельности. Функцию отслеживания заявок на регистрацию товарных знаков можно найти, например, в личном кабинете Онлайн Патента.

Соответственно, ваши заявки конкуренты тоже смогут посмотреть, это от вас не зависит. А вот там, где это от вас зависит, лучше быть сдержаннее. Например, не стоит о подаче заявки на регистрацию ТЗ писать радостную новость в паблике. И тем более писать где-то о намерении это сделать. О свершившемся факте регистрации – можно.

Разыгрываем регистрацию товарного знака под ключ и другие приятные призы в нашем Telegram-канале!

0
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Shabanov

Спасибо, интересная и поучительная статья.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kate kate

А чем в итоге закончилась история? Или только начинается.... так то, наверное не помешало бы на заре становления уже отслеживать и бить в поддержку вконтакте за нарушение, например, коммерческого обозначения. А доказательство первичности - какой-нибудь договор/соглашение/чек, где упоминается обозначение

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда