Взять фото из ВК и “попасть” на 60 000 рублей

Взять фото из ВК и “попасть” на 60 000 рублей

Меня зовут Дмитрий Прянишников, мы занимаемся стратегическим маркетингом - придумываем идеи развития бизнеса наших клиентов, а далее, что называется, тактическим, то есть претворяем эти идеи в жизнь. Сегодня расскажу вам об одной интересной идее и о связанном с ней “очень красивом фейле”.

История из 2022 года о том, как взяв фото из, так называемых, открытых источников, не пытаясь на нем заработать, можно получить иск, проиграть дело и заплатить 60 000 рублей.

Почему рассказываю о ней сейчас? Да потому что я, можно сказать, отделался “легким испугом”. Сейчас иски за использование чужих фотографий переваливают за сотни тысяч рублей. Итак, поехали…

Речь пойдет об одном из наших проектов - квестах в виртуальной реальности (https://www.vnerealnost.ru/). Надо также сказать, что в Туле, да и в Тульской области квест-рум с именно командными виртуальными квестами всего один. Мы привлекали целевую аудиторию по нескольким направлениям. Если кратко, то:

  • Дети 10-14 лет и их родители, которые ищут место для проведения дня рождения. Для них мы сделали отдельную страницу, сняли видеоролик настроили рекламу и SEO.

  • Любители квестов. Тут также сделали SEO, подключили контекст и подключили агрегаторов квестов.

  • Туристы. Вот об этом как раз речь пойдет ниже.

Сам квест располагается в Туле, и очень частыми гостями становились приезжие из Тульской области, а также из Москвы и Московской области. Кто-то уже запланировал развлекательную программу на выходные с посещением музеев, знаковых мест и т.п. и звонил на квест забронировать игру на вечер; а кто-то наоборот находил квест-рум и спрашивал: “А куда у вас еще можно сходить? Скажите, как местные, что посоветуете?”.

И тогда родилась идея создать для таких клиентов страницу на сайте, на которой мы бы перечисляли наиболее интересные достопримечательности Тулы. Поскольку страница являлась бы региональной и информационной без рекламы, то вполне вероятен хороший рост в поисковиках с точки зрения SEO.

Мы разработали такую страницу. На ней мы привели список из более, чем 20 различных мест, по каждому сделали маленький текстик и все это снабдили фотографиями. Фотографии взяли из Вконтакте, просто указывая названия Тульских объектов. Мы искренне думали, что если фото размещено не в фотобанке, а во Вконтакте (то есть открытом источнике), то никаких проблем с ним не будет.

Ниже фрагмент дизайн-макета уже переделанной страницы, которая сейчас разрабатывается. Прошлую страницу, естественно, не показываю.

Взять фото из ВК и “попасть” на 60 000 рублей

Страницу сделали, выложили, оптимизаторы проработали, в общем, все пошло своим чередом.

Как итог, идея выстрелила и туристы, заходя на нашу страницу планировали свой отдых, а потом обращались на квест, чтобы приятно завершить свой туристический день в Туле.

В начале 2022 года “прилетает” досудебная претензия от юридической компании. Сама она у меня не сохранилась, я тогда не придал ей значения. В претензии было написано, мол, вы используете фотографию фотографа, который является нашим клиентом, его фотографии защищены авторским правом. В общем, просят заплатить суммарно 30 000 рублей, а сверху за экспертизу (результаты которой уже были приложены к письму). В противном случае, грозились обратиться в суд.

Мы начали разбираться, что это за фотография и как мы ее используем. Оказалось, что это фотография Тульского памятника “Три штыка”, и размещалась она как раз на странице “Что можно посетить в Туле” в маленьком текстовом блоке, посвященном этому памятнику.

То есть, мы взяли фото из ВК, не перепродавали это фото, не использовали его в рекламных целях, не ставили его для привлечения внимания, то есть использовали в информационных целях.

Я сразу обратился к юристу, и он сказал, что возможно это просто рассылка, пугают и просят оплатить, тем более, что ссылку прислали на одно фото (“Три штыка”), а название в письме было другое (что-то про Левшу). Возможно, что называется, “пронесет”. Ну поговорили и забыли.

А вот через несколько месяцев пришло определение о принятии искового заявления к производству. В иске значилась сумма 30 000 рублей. Вот тут уже стало не до смеха.

Я повторно обратился к юристу, и, разобравшись глубже, он сказал, что платить придется просто за факт использования фото, но можно попробовать снизить сумму иска, т.к. фото использовались не в коммерческих целях.

И вот тут важный момент. Есть такая категория дел, где полноценно нанимать юриста, соотнеся шансы на победу с затратами, просто невыгодно. То есть заплатить 30 000 сразу - жалко, может получится снизить сумму иска? Но нанимать юриста на это дело выйдет в те же 30 000 рублей… А если проиграем, то потеряем уже 60 000.

Забегая вперед - надо было просто сразу заплатить.

Тем не менее, мы решили обойтись малой кровью - не нанимать юриста, а составить возражение на исковое заявление с основными тезисами:

  • Фотография была скачана из открытых источников в результате поиска картинок, не изменялась, то есть умысла на неправомерное использование не было.

  • После получения претензии, то есть по факту первого же обращения, фото было сразу же скрыто с сайта.
  • Фото не использовалось в коммерческих целях, т.к. использовалось для популяризации интересных мест Тулы.

  • Срок использования достоверно истцом не установлен (чем больше срок, тем выше должна быть компенсация за использование).
  • Ну и ссылки на правовые акты, практику и прочие юридические выкладки.

Отправили ответ и стали ждать…

Но, чуда не произошло. Через пару месяцев пришло решение суда. Суд ничего не снизил, а взыскал все 30 000 рублей плюс пошлину с нас. Это был прямо урок. Было действительно обидно: мы не имели злого умысла, но нарушили авторские права и получили по заслугам…

А спустя еще пару месяцев мы получили еще одно исковое на возмещение юридических расходов еще на 30 000 рублей по этому же делу. Это был нокаут)))

Ну да ладно, не все так плохо. Я связался с этой юридической компанией, договорился об урегулировании второго иска, хотя по первому мы заплатили в полном объеме. И этот инцидент стал стартом для нашего плодотворного сотрудничества. Это уже, как говорится, совсем другая история.

Теперь по всем проектам, начиная от сайтов, интернет-магазинов до маркетплейсов, мы консультируемся с нашим юристом по всем этим вопросам.

На сегодняшний день, вопросы авторского права встают уже острее и прямо таки наказывают за использование авторского контента. Поэтому, прежде чем скачать что-то откуда-то надо обезопаситься, а еще лучше сгенерировать собственный контент, например, пойти и самому сфотографировать несколько красивых объектов для своих проектов.

Если вы попали в похожую ситуацию, можете смело писать мне в телеграм поделюсь опытом или подскажу хорошего юриста;), а если вашему бизнесу нужна помощь, то и тут будем вам очень полезны.

А вы попадали в такую ситуацию, расскажите о своем опыте?

88
41 комментарий

Нет никаких "Открытых источников". Дико веселят вот эти дисклеймеры "взято из яндекс-картинок", "взято из вк". Это всё равно что угнать машину, а потом говорить, что на улице стояла, не в гараже, а катались мы в рекреационных целях, а не коммерческих.

6
Ответить

для СМИ можно брать с указанием авторства

3
Ответить

Юрист ваш, честно говоря, хуевый. Во-первых, он сразу должен был сказать, что платить придется. Во-вторых, какая нахрен рассылка, он мог просто вбить эту компанию в картотеку арбитражных дел и посмотреть реально ли она судится за фотографии, сколько у нее выигранных дел по вашей тематике. Ну и про компенсацию юридических расходов он тоже должен был сказать или как минимум увидеть это всё в той же картотеке арбитражных дел.

5
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Когда пришла претензия, мы спустили на тормозах. Она пришла под НГ, поэтому особо рассуждать не стали. А вот когда уже пришло исковое, тогда начали смотреть внимательнее. И да, у той юридической конторы большой послужной список, поэтому я и пишу - можно либо бодаться, но есть риск потерять сразу в 2 раза больше, а можно было попробовать снизить сумму иска. Мы попробовали второе - не прокатило)))

Ответить

Аж три раза пишите, что не использовали в коммерческих целях, но в начале текста написано:
Речь пойдет об одном из наших проектов - квестах в виртуальной реальностиКак итог, идея выстрелила и туристы, заходя на нашу страницу планировали свой отдых, а потом обращались на квест, чтобы приятно завершить свой туристический день в Туле.Т.е. использовалась в коммерческих целях.

5
Ответить

выстрелила идея, как можно еще привлекать клиентов и очень крутая идея, вот вам коммерческая деятельность, а не фотография

2
Ответить