Пожар на складе Wildberries: заплатит ли маркетплейс селлерам за сгоревшие товары?

Событие, которое не могло пройти незамеченным — пожар на складе Wildberries в Шушарах. Сумма ущерба оценивается специалистами от 10 до 20 млрд рублей. Wildberries уже сообщил, что намерен выплатить селлерам компенсацию за утраченный товар. Но главная интрига — склад не был введен в эксплуатацию, по информации из СМИ.

Пожар на складе Wildberries: заплатит ли маркетплейс селлерам за сгоревшие товары?

К нам в DestraLegal.ru уже начали обращаться селлеры и сотрудники сгоревшего склада. Последние также понесли убытки — сгорели личные вещи, техника.

Мы решили ответить на самые популярные вопрос наших пользователей и разобраться, влияют ли нарушения в эксплуатации на выплаты селлерам, какую компенсацию получат селлеры и какие доказательства им следует собрать уже сейчас. В материале мы так же поделились нашим опытом взыскания убытков за пожар на складе Ozon и поразмышляли, возможен ли в этой ситуации коллективный иск.

Какую компенсацию получат селлеры

Согласно п. 6.4 Оферты Wildberries маркетплейс принимает на хранение товары селлера. Закон обязывает хранителя принять все меры для сохранности товара. Противопожарные меры даже прямо указаны в законе. Если товар утрачен, у продавца появляется право требовать убытки (ст. 15 ГК РФ) — компенсацию стоимости товара, по которой он приобретался, а также упущенную выгоду — разницу между стоимостью закупки и рыночной стоимостью.

Суды по-разному оценивают, что брать за основу для расчета рыночной стоимости товара. Один из распространенных подходов — цена товара в накладной при передаче товара на маркетплейс. Такой подход, например, использовался в деле селлера против Wildberries в связи с утратой товара. Уменьшение цены после этого, вычтенные скидки не влияют, по мнению суда, на сумму компенсации, так как являются лишь стимулирующими мероприятиями для покупателей.

При взыскании компенсаций за сгоревшие товары на складе Ozon мы столкнулись с противоположной практикой - за основу расчета компенсации суд брал стоимость товара на день пожара. Ozon обосновывал свою позицию тем, что именно по этой цене товар мог быть продан в день пожара. Суд такую позицию поддержал.

В любом случае, полагаем, что размер компенсации не может быть ниже закупочной стоимости товаров.

Опыт предыдущих споров с Ozon о пожаре особенно актуален. В августе 2022 маркетплейс предлагал селлерам добровольно выплатить убытки. И даже вполне оперативно. Но сумму компенсации рассчитывал в 10 раз ниже, чем удалось отсудить. Поэтому обращение в суд тогда явилось единственным способом получить достойную компенсацию.

Селлеры опасаются, что такая же ситуация может возникнуть и в случае с пожаром на складе Wildberries.

Какие доказательства стоит собрать сейчас

Селлеру в суде нужно будет доказать, что товары действительно находились на сгоревшем складе, а также подтвердить количество и ассортимент товаров на 13.01 и на последующие дни, стоимость товаров.

Мы рекомендуем собрать закупочную документацию (договоры, чеки о покупке товаров), накладные о передаче товаров на склад Wildberries, выгрузить отчет с остатками из личного кабинета по каждому артикулу, сделать скриншоты личного кабинета со всеми данными, с датой и временем выгрузки, а также сделать видеофиксацию выгрузки отчета.

А если страховая не выплатит Wildberries достаточную сумму?

Тот факт, что склад мог быть вовсе не введен в эксплуатацию может создать трудности в получении страхового возмещения. Высока вероятность, что в правилах страхования есть фраза вроде “имущество должно эксплуатироваться в соответствии с законодательством РФ”. Любое нарушение условий страхования — эксплуатация склада без полного комплекта разрешительных документов вполне подпадает под такое нарушение — потенциально будет рассматриваться как повод для отказа в выплате.

Но с точки зрения закона отношения Wildberries со страховой компанией не влияют на ответственность маркетплейса перед селлерами — компенсацию селлерам обязана выплатить не страховая компания, а сам маркетплейс. При этом обязанность Wildberries выплачивать стоимость сгоревших товаров возникает независимо от (не)получения страхового возмещения. Это по закону.

А на практике? Маркетплейс уже анонсировал, что с 15 января начнет выплаты продавцам. Полагаем, что огромный ущерб и возможный отказ в страховой выплате могут создать препятствия в получении селлерами компенсации в полном размере и в разумные сроки.

Могут ли селлеры обратиться с коллективным иском к маркетплейсу?

Пожар на складе Wildberries: заплатит ли маркетплейс селлерам за сгоревшие товары?

Если опасения продавцов о несправедливых, заниженных компенсациях сбудутся, коллективный иск будет эффективным инструментом для борьбы за достойную сумму. Все основания для этого имеются — общий договор, общее нарушение договора, общий порядок расчета величины компенсации. Для селлеров это хорошая возможность снизить свои судебные издержки и не доказывать одни и те же факты в индивидуальных исках. Это также отличный способ сформировать единые правила расчета суммы компенсации для всех селлеров в одном деле.

Для подачи коллективного достаточно 6 поставщиков, которые не получили выплату от Wildberries. Остальные могут присоединиться позднее.

Мы наблюдаем за обращениями на платформу для коллективных исков DestraLegal.ru и следим за ситуацией с выплатами. При значительном количестве обращений селлеров будем планировать подачу коллективного иска.

3434
реклама
разместить
11 комментариев

а в чём тут предмет спора? клиенту вообще должно быть пофигу на каком складе был товар, важна лишь его сохранность.

2

Конечно компенсация будет, ВБ показал себя в этой ситуации как надежный партнёр.

Госпожа Бакальчук, перелогиньтесь

4

Интересно, а можно ли накуканить WB за нанесенный природе ущерб в виде черного дыма со всем его содержимым.

1

Селлеры заплатят за утилизацию их неликвида

1

В конечном счете заплатит покупатель

Завтра же на WB пачка жевательной резинки будет стоить 1000 долларов (чтобы оплатить все это). И куда денеться покупатель? Будет покупать, чтобы не нарушить ваш прогноз.