Изменения в 230-ФЗ: регулирование АИА, изменение сроков, взаимодействие с "Госуслугами"

В 2023 году был принят ряд поправок в Федеральный закон, регулирующий порядок взыскания задолженности. Некоторые из них начнут действовать с 1 февраля этого года. Что поменялось?

1. Теперь коллекторское агентство обязано иметь в своем наименовании указание на профессиональную деятельность.
Также ПКО (профессиональная коллекторская организация) проходит процедуру регистрации и состоит в специальном реестре ФССП.

МФО и банки (кредитные организации) смогут напрямую общаться с должниками только при условии включения в специальный перечень ФССП на основании уведомления.

Изменения в статье 2

2. Вводится регулирование «автоматизированного интеллектуального агента» (АИА).

  • Способ взаимодействия: АИА эквивалентен телефонным переговорам, что влияет на частоту и время суток общения.
  • Диалог с клиентом: коллекторы могут использовать АИА для диалога с клиентами и передачи голосовой информации о задолженности.
  • Запись переговоров: все переговоры с использованием АИА должны записываться.
  • Переключение на оператора: алгоритмы АИА должны позволять должнику переключиться на живого сотрудника коллекторского агентства по запросу.

Пункт 1 части 2 ст. 2, пункт 1 части 1 ст. 4, часть 4.2. ст. 7., часть 4.3. ст. 7.

3. Дано понятие календарных недели и месяца: взаимодействовать с должником согласно закону, можно с понедельника по воскресенье, в течение всего месяца, всё также: не более двух раз в неделю и не более 8 раз в месяц.

Часть 3 статьи 7

4. Во время взаимодействия с должником, теперь обязательно должны быть сообщены сведения о наличии просроченной задолженности, в том числе ее размер и структура.

Также теперь вместо ФИО коллектора можно сообщать имя и индивидуальный идентификационный код осуществляющего взаимодействия. Пока не ясно каким образом будет присваиваться данный индивидуальный идентификационный код, но предполагается, что реестр с кодами будет вести сам кредитор.

Такие же условия взаимодействия касаются и АИА (робота).

Части 4, 4.1. статьи 7

5. Новые поправки предусматривают использование портала "Госуслуги" в качестве средства для общения коллекторов, микрофинансовых организаций (МФО) и банков с должниками.

Критерии использования этого формата взаимодействия следующие:

  • Программное обеспечение коллекторской компании, МФО или банка должно быть интегрировано с порталом "Госуслуги".
  • Гражданин должен подтвердить согласие на получение сообщений в своем аккаунте на сайте.

Законодательство ограничивает количество сообщений по одному долгу, отправленных через «Госуслуги»: не более чем двумя в календарный месяц.

Также обновлен порядок направления должником документов кредитору через «Госуслуги» (и на адрес электронной почты организации, размещенный на ее официальном сайте).

6. Теперь взаимодействием с должником считается полноценный звонок, в котором была доведена информация до должника, или если он сообщил о нежелании общаться.

Гудки без диалога, даже с АИА, взаимодействием не считается!

Часть 4.4. статьи 7

7. Иначе считается порядок взаимодействия посредством личных сообщений: если должнику было направлено сообщение о задолженности, и должник продолжил диалог с сотрудником ПКО, взаимодействием будет считаться первое сообщение кредитора.

Дальнейшее взаимодействие после первого сообщения кредитора – осуществляется по инициативе должника.

Обмен сообщениями с должником в течение дня считается одним взаимодействием.

Часть 6.2. статьи 7

8. Появилась возможность передавать корреспонденцию должнику нарочно либо в почтовый ящик, что могут делать сами сотрудники КА. Ранее это можно было сделать только через почту России, что осложняло уведомление должников, которых не застали дома, поскольку в почтовый ящик оставить корреспонденцию было нельзя.

Пункт 3 часть 1 статьи 4
Остается вопрос, как доказывать доведение информации до адресата, если сотрудники КА сами положили корреспонденцию в почтовый ящик должника.

9. Соглашение должника об изменении частоты взаимодействия можно получить теперь только после образования у должника просроченной задолженности.

Часть 13 статьи 7

10. Должник может направить заявление об изменении взаимодействия с ним теперь и по электронной почте кредитора, указанной на его официальном сайте.

Кстати, адрес электронной почты ПКО должен быть сообщен в ФССП при регистрации и постановки в реестр.

Статья 8

11. Уменьшен срок на подачу уведомления в ЕФРСБ о привлечении кредитором иных лиц для взыскания задолженности: с 30 до 5 рабочих дней.

Добавлены способы сообщения должнику о привлечении представителя кредитора для осуществления взаимодействия с должником: через нотариуса, по электронной почте, указанной в договоре, через Госуслуги + уже действующие способы.

Часть 1 статьи 9

12. Сократился срок на ответы на обращения должника и третьих лиц – с 30 календарных до 10 рабочих дней!

Статья 10

Как будет работать механизм взыскания задолженности скоро увидим, наверняка судебная практика обогатится нарушениями взыскателей в части превышения сроков ответа на обращения должника.
Узнать о вопросах взыскания по 230-ФЗ и не только, блокировки по 115-ФЗ - направляйте вопросы в мой тг: @Dilyara_Vafina

434434 показа
120120 открытий
1 комментарий

я вот смотрю на окружение и должников в нем, и мн их не жалко, все креиты набраны чисто из-за своей тупости и желанием сиюминутно иметь то что себе позволить не можешь или нужно подкопить чтоб купить. влажных историй взял кредит на лечение и попал в реальности не знаю ни одной и не вижу причин почему им нужно оберегать психику от коллекторов, более того одного знаю кто спецом ушел с офф работы чтоб у него долг не списывали и работает с нелегалами из средней азии и в то чтом что он купил себе айфон ноут и кучу барахла считает виновным банки

Ответить