Как мы сделали горизонтальную компанию

BPA — молодое комьюнити IT-специалистов из Москвы, которое разрабатывает собственные инновационные решения. Наши компании являются резидентами Сколково и Кластера Ломоносов. Мы решаем задачи бизнеса по-новому, используя технологии: ИИ, обработку больших данных и компьютерное зрение.

BPA как организация была изначально создана таким образом: молодые специалисты крупных корпораций, выпускники МГУ, объединились в команду для решения задач по аудиту бизнес-процессов в компаниях российского рынка. BPA — это business process audit.

В самом начале команда состояла из трёх человек. Аркадий — руководитель бизнес-аналитики проектов ИИ в Правительстве Московской области, Вадим — эксперт анализа данных в «большой четвёрке», Александр — системный аналитик в крупной HR-Tech компании.

Почти год команда BPA вообще не знала, что делать. Были попытки реализовать несложные дружеские проекты, однако ничего не получалось. Позже пришло осознание, что сила — это не совмещение усилий в одном направлении, а разделение и совместные действия. Аркадий стал заниматься продажами. Вадим сделал упор на создание IT-продуктов. Саша сконцентрировался на задачах ИТ-инфраструктуры и администрировании проектов.

Тут BPA и взлетело. Рост стал более чем быстрым. Заказов было много, крупный и средний бизнес понял экспертизу команды и начал доверять BPA обработку больших данных и ИТ-направления. Не будем здесь рассказывать о кейсах, про них расскажем отдельно.

В общем, рост нужно было чем-то обеспечивать. Отказываться от крайне интересных проектов было просто несолидно, поэтому в команде решили оперативно расширяться и собирать комьюнити. У Аркадия уже был опыт сбора команд и построения внутренних организационных процессов, поэтому костяк команды собрался быстро, но сразу возникла новая проблема — команде нечем было платить.

Стартапы в России — это вообще отдельная боль. Венчурный рынок крайне ограничен, и привлечь капитал почти нереально. Всё, что можно было предложить квалифицированной команде — участвовать в проектной деятельности и получать часть «куша» от заказа.

Большим инсайтом стало то, что эту концепцию можно взять за основу бизнеса. Мы стали собирать проектные команды и организовывать структуру связанных «бизнес-ячеек». Под каждый проект или продукт в BPA собирается команда из 4-8 человек. Она самоорганизована, самостоятельна и высокомотивирована.

Как мы сделали горизонтальную компанию

Интересно то, что саму идею такой организации я подсмотрел. Пару лет назад я изучал деятельность X5 Group и на конференции бизнес-клуба «Атланты» выступал Михаил Фридман. Он рассказывал про тренды в организациях будущего, и я уже тогда эту мысль отложил у себя в голове, запомнил про структуру бизнес-ячеек и горизонтальных компаний.

Аркадий
Начать дискуссию